Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная организация

В курсе теории организации преимущественно рассматриваются именно такие системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним.

Социальные организации — это системы, создаваемые людьми, в функционировании которых человек играет активную роль.

Основной связующий элемент социальной системы — человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. (предприятие, ВУЗ, школа, больница, политическая партия и т.д.). На рисунке 4.1 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности:

 

Рисунок.4.1— Виды социальных систем

 

Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель — получение максимальной прибыли; для социально-культурных — достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных — достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Социальные организации (в дальнейшем организации) играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

• реализация потенциальных возможностей и способностей
человека;

• формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

• сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социа­лизацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил. В организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов орга­низации, например, синергии, композиции и пропорционально­сти, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений.

В организации имеются формальные и неформальные лиде­ры. Лидер — это физическое лицо, которое оказывает наиболь­шее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в за­щиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер — это член организации, признанный группой людей как профессио­нал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Ли­дером обычно становится человек, у которого профессиональ­ный или организаторский потенциал существенно выше потен­циала его коллег в какой-либо области деятельности.

Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

Основу организации составляет малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территори­альной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

На рисунке 4.2 представлены базовые схемы отноше­ний индивидов в организации и наименования связей,

Рисунок 4.2 — Линейная схема отношений индивидов в организации

В схеме нет обратной связи. Линейная схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе организации.

Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессио­нальных работников

 

 

Рисунок 4.3 — Кольцевая схема (функциональные связи)

Схема «колесо» хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций с не­устойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выпол­няют положенные им функциональные обязанности.

Рисунок 4.4 — Схема "колесо" (линейно-функциональные связи)

Схема «звезда» дает положительные результаты при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиден­циальности в деятельности каждой составляющей организации.

Базовые схемы дают возможность формировать большое раз­нообразие производных от них схем отношений (рисунок 4.5, 4.6, 4.7).

 

Рисунок 4.5 — Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

Иерархическая схема основана на схеме «колесо» и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

Рисунок 4.6 — Штабная схема (линейная связь)

Схема основана на базовой схеме «звезда». Она предусматри­вает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и др.). Эти штабы готовят руководителю проекты реше­ний по соответствующим вопросам. Затем руководитель прини­мает решения и сам доводит его до соответствующего подразде­ления. Штабная схема имеет преимущества при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключе­вым подразделениям организации.

 

Рисунок 4.7 — Матричная схема (линейные и функциональные связи)

В основе матричной схемы лежат схемы «линия» и «кольцо». Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную — от непосредственного руководителя и функциональную — от специалистов, которые могут и не нахо­диться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, нау­коемком производстве товаров, информации, услуг и знаний. На рисунке 4.8 представлена смешанная схема отношений.

Рисунок4.8 — Смешанная схема отношений в организации

 

Средний уровень управления определяет гибкость организа­ционной структуры организации — это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее кон­сервативны по структуре.

В рамках одной организации и даже в рамках одного типа организаций может существовать несколько типов отношений.

вопрос дать для подготовки ответов, так как предполагается, что старос­та лучше преподавателя знает возможности и степень подготовки сту­дентов своей группы. Преподаватель освобождается от индивидуального подхода. Схема дает аналогичные для схемы «колесо» результаты.

 

Классификация организаций

Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организа­ционных структур. В любой науке классификация занимает осо­бое место. Первую классификацию — по принципам объединения лю­дей — предложил А. Этциани. Он выявляет три группы органи­заций:

•добровольные организации — церкви, политические партии, клубы и т.д.;

•принудительные организации — армия, начальная школа, ме­ста заключения, психиатрическая больница и т.д.;

•унитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей, — предприятия, банки, высшие учебные заведения и т.д.

Как и системы, организации подразделяются на искусствен­ные и естественные. Первые создаются искусственным путем: они проектируются, затем строятся и реализуются на практике. Примерами искусственных организаций являются предприятия, школы, больницы и др. Вторые возникают без предварительно­го проектирования и других заранее намеченных действий, на­пример стихийно возникающие поселения людей.

Различают организации и по характеру деятельности:

­ технологические организации реализуют технологию изготов­ления определенной продукции или предоставления услуг;

­ программно-целевые организации реализуют определенную программу работ по решению некоторой социальной про­блемы;

­ непрограммные организации реализуют гибкую и сложную про­грамму действий, которую определить заранее невозможно.

Организации могут быть:

­ правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие;

­ бюджетные и небюджетные;

­ общественные и хозяйственные;

­ формальные и неформальные.

Кроме того, различают организации по:

• отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохо­зяйственные, транспортные, торговые и др.);

• самостоятельности принятия решений (головные материн­ские, дочерние и зависимые).

Могут применяться и дополнительные признаки для класси­фикации.

Коммерческие организации строят свою деятельность на полу­чении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общест­венных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредите­лям, а на развитие организации.

Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные ор­ганизации сами изыскивают источники финансирования. Мно­гие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.

Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутрен­ней среде), а хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, по­скольку все поступившие членские взносы тратятся на удовлетво­рение потребностей своих же членов. Формальные организации — это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Неформальные организации — это незарегистрированные в государствен­ном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ве­дущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли. Например, четыре рыбака-любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимо­действия. Роль в обществе неформальных организаций очень ве­лика. В них люди в большей мере могут реализовать свои потреб­ности и интересы, чем в формальной; найти свое место в жизни; испробовать различные варианты поведения, отношений и т.д.

Помощь и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации (слухам и др.) — основные причины вступления в не­формальную организацию.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития общества неотъемлемой составляющей социальной организации (социально-экономической организации) являются информационные технологии. Они пронизывают и оказывают огромное влияние на все сферы деятельности предприятия (ускоряют процессы коммуникаций, принятия решений, исследования рынка, процессы управления), привели к ужесточению конкуренции и изменению организационных форм, организационных структур.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация как система | Хозяйственные организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.