КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специализация розничной торговой сети
Важнейшим направлением управления торговой сетью является ее специализация, которая предполагает ограничения торговли отдельными видами, группами товаров или комплексами при одновременном расширении внутригруппового ассортимента с целью максимального удовлетворения спроса населения на товары и услуги. Объективной основой специализации является сложность и разнообразие ассортимента товаров, систематическое его расширение, что требует дифференцированного распределения товарной массы между магазинами. Специализация розничной тортовой сети имеет ряд преимуществ. Она способствует росту производительности труда, улучшению изучения требований покупателей к товару, повышению эффективности использования торговых площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части. Вместе с тем специализация имеет некоторые отрицательные стороны: уменьшается число предприятий, торгующих отдельными товарами, соответственно они территориально удаляются от покупателя. Это приводит к увеличению затрат времени на совершение покупки, ограничению возможности комплексного обслуживания населения. Специализация розничной торговой сети в сельской местности обусловлена спецификой условий, в которых потребительская кооперация осуществляет торговую деятельность. На нее оказывают влияние особенности сельскохозяйственного труда, быта, расселения. Относительно малая плотность сельского населения определяет и небольшие объемы товарооборота сельских магазинов, что ограничивает возможности специализации. Открытие специализированных магазинов в сельской местности должно быть экономически обоснованным. Специализация магазинов осуществляется по товарным признакам и по потребительским комплексам. В зависимости от ассортимента реализуемых товаров магазины можно разделить на три группы: 1) продовольственные (осуществляющие торговлю продовольственными товарами); 2) непродовольственные (предлагающие для продажи покупателям непродовольственные товары); 3) смешанные (предназначенные для торговли как продовольственными, так и непродовольственными товарами). По признаку товарной специализации магазины подразделяются на следующие группы: - универсальные, торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, универсамы); - специализированные магазины, включающие в ассортимент одну группу товаров («Хозтовары», «Мебель», «Культтовары», «Книги» и др.); - узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров («Мужские сорочки», «Женская обувь», «Галстуки», «Пуовицы», «Зонты», «Колбасы», «Сыры» и т.д.); - неспециализированные магазины, небольшие по площади, торгующие отдельными группами продовольственных (непродовольственных) товаров (типа «Промтовары», «Продукты»), а также товарами повседневного спроса («Мини-маркет»). Специализация в торговле – процесс эволюционный. В связи с ростом благосостояния населения появилась необходимость удовлетворять комплекс требований одновременно, что потребовало универсализации сети, отказа от резкого разделения торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Тенденция к универсализации определена качественными изменениями в спросе, стремлением удовлетворить разнообразный и растущий спрос с наименьшими затратами средств и времени, что привело к выделению нового направления в специализации – по потребительским комплексам («Детский мир», «Техника в быту», «Товары для дома»). Такой подход к специализации является целесообразным при продаже товаров повседневного спроса (продовольственных и непродовольственных), где «под одной крышей» предоставляется максимально широкий их ассортимент и комплексное обслуживание («Универсам», «Мини-маркеты» и т.п.). Показателем, характеризующим специализацию розничной торговой сети, является уровень специализации. Он представляет собой отношение числа специализированных магазинов к общему числу магазинов. Можно также определять его по доле розничного товарооборота специализированных магазинов в общем объеме розничного товарооборота, выраженной в процентах. На этот показатель оказывают влияние сложность ассортимента товаров, характер покупательского спроса, размер торговой площади магазина, место расположения магазина, наличие рядом других предприятий, их ассортиментный профиль. При решении вопросов о специализации магазинов следует исходить из необходимости создания наиболее благоприятных условий для покупателей, при которых они с наименьшими затратами времени могли бы купить в магазинах все необходимые товары, а магазины потребительской кооперации получили бы достаточную прибыль для устойчивого развития торговли на селе. Наиболее широкое применение специализация получила в городах, где уровень концентрации предприятий розничной торговли выше, чем в сельской местности. На распространение специализации оказывает влияние и периодичность покупок продовольственных и непродовольственных товаров. Так, большинство продовольственных товаров относятся як товарам повседневного спроса. Посещая продовольственные магазины, покупатели, как правило, совершают комплексную покупку (хлеб, молоко, мясо, овощи и др.). Поэтому важно, чтобы специализированные магазины, торгующие товарами частого спроса, размещались в непосредственной близости и от потребителей, и друг от друга. Специализация, как правило, приводит к раздроблению торговой сети, то есть к удаленности магазинов от потребителей, ведет к уменьшению их торговой площади, создает неудобства для покупателей из-за необходимости посещать несколько магазинов для совершения комплексной покупки. В меньшей степени эти недостатки проявляются при специализации непродовольственных магазинов. Это прежде всего связано с тем что большинство непродовольственных товаров приобретаются с периодичностью от нескольких дней до нескольких лет. Поэтому территориальная удаленность таких магазинов не играет большой роли. Однако в небольших населенных пунктах целесообразно размещать универсальные непродовольственные магазины или магазины, специализирующиеся на продаже потребительских комплексов. Тем самым обеспечивается возможность для покупателей сократить время на совершение покупок.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |