Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определения даются в соответствии с учебником Смирнова и соавт

Поведение организма основывается на врожденных и приобретенных механизмах.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ

Лекция 24. Высшая нервная деятельность (1).

Кора большого мозга и ближайшие к ней подкорковые ядра образуют высшие отделы ЦНС, реализующие образование временных связей и формирование сложных целенаправленных поведенческих актов.

Впервые представление о рефлекторном принципе работы высших отделов ЦНС было выдвинуто и обосновано И.М.Сеченовым в книге «Рефлексы головного мозга» (1863). Идеи И.М.Сеченова были развиты И.П.Павловым (1849—1936), создавшим принципиально новый объективный метод физиологического исследования — метод условного рефлекса, с помощью которого были разработаны основы учения о высшей нервной деятельности (ВНД).

Согласно И.П.Павлову, все рефлексы подразделяют на две группы — врожденные (безусловные рефлексы) и приобретенные (условные рефлексы). Условный рефлекс — это приобретенная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции. В соответствии с таким подходом различают низшую и высшую нервную деятельность. Низшая нервная деятельность — это совокупность нейрофизиоло-гических процессов, обеспечивающих осущест­вление безусловных рефлексов и инстинктов. Термин высшая нервная деятельность И.П.Павлов предложил использовать вместо термина психи­ческая деятельность, однако эти понятия нерав­нозначны. Под термином высшая нервная дея­тельность следует понимать совокупность нейро-физиологических процессов, обеспечивающих со­знание, подсознательное усвоение информации и приспособительное поведение организма. Психическая деятельность — это идеальная, субъектив­но осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Таким образом, психическая деятельность реализуется с помощью ВНД.

Поведением называют все виды деятельности организма в окружающей среде. Для человека это совокупность поступков, посредством которых он овладевает окружающей средой, преобразует ее; для животных это двигательная активность, обеспечивающая выживание, приспособление к изменениям окружающей среды.

Врожденные формы поведения

– безусловные рефлексы

– тропизмы

– инстинкты

Инстинкты — это врожденная приспособительная стереотипная деятельность организма, побуждаемая основными биологическими потребностями и внешними раздражителями. Инстинкты осуществляются с участием структур промежуточного и конечного мозга.

В процессе реализации врожденных форм поведения важную роль играют открытые этологами сигнальные (ключевые) раздражители, запечатлевание (импринтинг), мотивация, поведение при конфликтах (смещенная активность). Ключевой стимул (вызывающий инстинкт), воздействуя на соответствующий рецептор, активирует жесткую генетически детерминированную программу, вызывающую стереотипный двигательный акт.

 

Импринтинг (англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) — процесс, в результате которого ключевой стимул или комплекс стимулов оказывается жестко фиксированным в аппаратах памяти

Смещенная активность проявляется как поведенческий акт, внешне не соответствующий обстановке, в которой он реализуется. Например, скворец, встретив агрессивного соперника, иногда вместо того, чтобы вступить в драку, начинает «нецелесообразно» перебирать свое оперение; рассерженный человек, не имея возможности выразить свои чувства прямо, начинает досадливо чесать затылок.

Мотивациями (влечения по Павлову) называются внутренние состояния, инициирующие действия организма для достижения во внешней среде конкретных объектов,

Классификация мотиваций. Целесообразно выделить биологические и социальные мотивации. Имеется и ряд других терминов. Как правило, структуры, обеспечивающие биологические мотивации, созревают к моменту рождения (голод, жажда), позднее созревают структуры, реализующие половые и родительские мотивации. Биологические мотивации присущи человеку и животным, они возникают на основе внутренних физиологических потребностей. К ним относят голод, жажду, страх, половые влечения, родительские и др.

 

ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ

Пассивное (реактивное) научение имеет место во всех случаях, когда организм пассивно (не прилагая целенаправленных усилий) реагирует на какие-то внешние факторы, в результате чего в нервной системе формируются новые следы памяти. Пассивным научением являются следующие формы.

1.Привыкание (габитуация) — угасание ориентировочной реакции (рефлекса «что такое?» по И.П.Павлову).

 

Привычка счастию замена (Пушкин):

…Привычка свыше нам дана

Замена счастию она.

 

2. Сенсибилизация — усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения.

 

 

3. Импринтинг запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности. Импринтинг — особая форма ассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к фиксации определенных сочетаний раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период развития организма. Импринтинг и АРД.

4. Классические условные рефлексы по И.П.Павлову.

Активное (оперантное) научение научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения.

1. Метод проб и ошибок.

 

2. Инструментальный условный рефлекс — научение действию с помощью вознаграждения (подкрепления).

 

3. Самораздражение структур мозга для получения удовольствия — положительных эмоций (экспериментальное значение).

Научение путем наблюдения. вида подобного научения.

1.Простое подражание.

2. Викарное научение (при этом результат действия оценивается).

 

Научение путем инсайта (озарение) —

внезапное нестандартное правильное решение задачи: иногда после отдельных проб и ошибок возникает идея результативного действия, которое может совершенствоваться в процессе достижения цели.

Физиология условных рефлексов.

Правила выработки условных рефлексов.

1. Необходимо неоднократное совпадение во времени действия индифферентного раздражителя с безусловным.

2. Условный стимул должен предшествовать безусловному.

3. Условный рефлекс образуется на базе безусловного (врожденного) рефлекса.

4.Образованию условных рефлексов способствуют следующие факторы (условия).

• Оптимальное состояние организма (здоровье), в первую очередь состояние коры большого мозга.

• Функциональное состояние нервного центра безусловного рефлекса (для пищевых рефлексов — наличие пищевой потребности).

•Отсутствие посторонних сигналов как из внешней среды, так и от внутренних органов (кишечник, мочевой пузырь и др.).

• Оптимальное соотношение силы условного и безусловного раздражителей. Для образования и сохранения условных рефлексов существует определенный диапазон величин подкрепления — минимальный (пороговый), оптимальный, максимальный.

Периоды выработки условного рефлекса

•скрытый период, когда условные ответы не возникают, несмотря на неоднократные сочетания условного и безусловного раздражителей;

• период неустойчивых условных рефлексов, когда не все условные раздражители сопровождаются появлением условных ответов;

• период генерализации, когда условные реакции возникают на все посторонние сигналы, помимо того, на который вырабатывается рефлекс;

•период специализации, когда условный ответ возникает только на тот условный сигнал, на который шла выработка;

• финальная стадия — появление условного рефлекса относительно стабильной величины.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 23. Физиология слухового и вестибулярного анализаторов | Сходство и различия условных и безусловных рефлексов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.