КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешняя среда предприятия и государственное регулирование
Внешняя среда предприятия представлена рынками. Рынок — это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара. Вся совокупность функций рынка может быть классифицирована по видам деятельности его участников, направленной на удовлетворение соответствующих потребностей начин от духовных и вплоть до производственных, т. е. рынок может быть представлен следующими типами: - производственный, - непроизводственный, - финансовый, - интеллектуальный. Производственный рынок — составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и общество и удовлетворяющая их потребность в средствах производства и предметах потребления. В свою очередь производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок. Рынок средств производства — это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т. д. Рынок потребительский — рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления, т. е. продукции или товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных и коллективных нужд. Рынок рабочей силы — сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы — работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства. Составным, но необязательным элементом рыночной инфраструктуры является биржа труда, которая представляет собой совокупность посреднических организаций по оформлению трудовых соглашений между товаропроизводителем и представителем рынка труда. Через биржу труда государство воздействует на рынок труда с учетом интересов граждан. Непроизводственный рынок охватывает все другие сферы экономики, не связанные с производством (услуги бытового обслуживания и др.). Финансовый рынок — это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров. Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок. Рынок капитала — это рынок, на котором формируются денежные ресурсы для удовлетворения потребностей в инвестициях на развитие промышленного производства, торговли и других отраслей непроизводственной сферы. Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы. Из всего перечня рынков интеллектуальной продукции рассмотрим только рынок технологий. Рынок технологий представляет собой специфическую форму купли и продажи, так как результаты новых технологических решений могут быть источником дополнительной прибыли и поэтому обладают коммерческой ценностью, а значит, могут быть проданы. Существуют и другие классификации рынков: По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним. По субъектам рынка на рынок продавцов и покупателей, что предопределяется экономической ситуацией, сложившейся на рынке. Для повышения эффективности реализации продукции с учетом интересов покупателей, их финансовых возможностей и потребительских свойств товара осуществляют сегментирование рынка. Иными словами, сегментация рынка — это его разделение в зависимости от интереса покупателей. Составной частью рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция (или соперничество) — основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения потребностей потребителей. Наличие различных интересов товаропроизводителей и покупателей позволяет выделить следующие типы рынков с учетом конкуренции: рынок чистой конкуренции; рынок чистой монополии; рынок монополистической конкуренции; олигополистический рынок. На экономических рынках, как правило, выделяют: - продавцов (товаропроизводителей), - коммерческих посредников; - покупателей (потребителей). Механизм взаимоотношений товаропроизводителей, коммерческих посредников и потребителей представляет собой широкое понятие хозяйственных связей между субъектами экономики страны. Другими словами, это различные отношения, складывающиеся между поставщиками и потребителями (покупателями) в процессе доведения товаров от производителя непосредственно до потребителя. Эти отношения разделяют на: - экономические; - организационные; - коммерческие; - административно-правовые; - финансовые; - иные отношения. В условиях развитой рыночной экономики регулирование хозяйственных связей междупоставщиками и покупателями осуществляется по самостоятельному принципу на основании хозяйственных и иных договоров. Государственное регулирование экономики представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью адаптации социально-экономической системы и отдельных ее субъектов к изменяющимся экономическим условиям. В ряде ситуаций рынок обнаруживает свою «недостаточность» с точки зрения достижения максимально возможной эффективности. В этих случаях необходимо вмешательство государства. Как правило, такое вмешательство направлено на: 1. Удовлетворение потребности в общественных благах, которые включают национальную оборону, обеспечение общественного порядка, контроль за состоянием окружающей среды, образование, здравоохранение и др. 2. Устранение отрицательных побочных результатов экономической деятельности — распространенная функция государственного регулирования рыночной экономики. Сущность его можно пояснить на следующем примере. На благосостояние потребителя может оказывать негативное влияние фирма, загрязняющая (но в пределах допустимых норм выброса) окружающую среду, что является побочным результатом деятельности фирмы, не отражающимся в рыночных ценах на ее продукцию. 3. Решение проблем, связанных с недостаточной (асимметричной) информацией у участников экономических сделок. К неэффективному распределению ресурсов может привести такая ситуация, при которой в сделках не предусмотрены все экономические взаимоотношения между участниками. Такого рода явления принято обозначать как интернальные явления. Интерналии — издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, не оговоренные при заключении последней. Примером интерналий может служить ущерб, полученный покупателем от потребления товара, оказавшегося некачественным; безнаказанное нарушение контракта одной из сторон; выигрыш фирмы от повышения квалификации рабочего за счет его.обучения без дополнительной оплаты и т.п. 4. Обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов. Даже в условиях поддержки конкуренции рынок может оказаться недостаточным из-за существования барьеров для свободного перелива капитала. Существование барьеров для свободного перелива капиталов свидетельствует о недостаточности рынка и необходимости государственного вмешательства. Государство, стремясь оживить конкуренцию, может действовать в двух направлениях: 1) понизить для вступающих в отрасль предприятий первоначальные издержки на организацию производства путем предоставления им льготных кредитов, субсидий, налоговых льгот или 2) увеличить ожидаемую выручку созданием наиболее благоприятных условий для заключения этими предприятиями долгосрочных контрактов с потенциальными потребителями этой продукции, в результате чего обеспечивается защита инвестиций от невосполнимых издержек. Различают следующие формы, государственного регулирования экономики: полный государственный монополизм в управлении экономикой ЦП (СССР); крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства (США); различное сочетание рыночных и государственных регуляторов (японская и западно-европейская модели социально ориентированного рыночного хозяйства). Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, применяющихся в зависимости от содержания решаемых задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. С точки зрения воздействия на экономику в целом и на субъекты рынка может осуществляться прямое и косвенное экономическое государственное регулирование. Прямое государственное экономическое регулирование включает, как правило, три основных элемента: государственные субсидии; государственное предпринимательство; государственное программирование (планирование). Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как правило, жизненно важным в экономической структуре страны отраслям, где функционирование предприятий недостаточно рентабельно или убыточно. Государственное предпринимательство включает создание и управление производственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Государственные предприятия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, так и вследствие «недостаточности» рынка в некоторых критических ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предпринимательских кадров, проблемой безработицы и т.д.). Государственное программирование представляети собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народнохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью контрактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе. Косвенное регулирование включает такие виды, как налоговое, таможенное, амортизационное, кредитно-денежное и валютное регулирование. Следует отметить, что таможенное и амортизационное регулирование являются составляющими более общей системы налогового (бухгалтерского) регулирования, однако ввиду их значительного влияния на результаты деятельности предприятий они рассматриваются независимо. Наиболее действенным методом косвенного регулирования деятельности предприятий государством является налоговое регулирование. К главным методам налогового регулирования деятельности предприятия относятся: — повышение или понижение общего уровня налогообложения (ставок прямого индивидуального подоходного налога, налога на доходы предприятий, косвенных налогов); — налоговые скидки на инвестиции; — разнообразные специальные налоговые льготы и режимы, поощряющие деловую активность в отдельных отраслях деятельности или регионах или усиливающие заинтересованность предприятий в тех или иных мероприятиях. Разновидностью налогового регулирования деятельности предприятий является амортизационное (бухгалтерское) регулирование, как правило, используемое для ускорения научно-технического прогресса в тех или иных отраслях, регионах и др. В условиях научно-технического прогресса, когда происходит быстрый моральный износ производственного оборудования, закономерной тенденцией становится повышение норм амортизации и сокращение амортизационных сроков. Для обновления производственного аппарата особое значение имеет политика ускоренной амортизации, позволяющая списывать стоимость основного капитала в более короткие сроки и по более высоким нормам амортизации и увеличивающая инвестиционные возможности предприятия. Повышение норм амортизации и соответствующее снижение амортизационных сроков ускоряют темпы накопления капитала, что предоставляет предприятиям широкие возможности для обновления основного капитала одновременно с уменьшением массы налога на прибыль. В системе мер государственного регулирования значительное место занимает таможенное регулирование. Увеличением и уменьшением, например, импортных и экспортных таможенных сборов, государство усиливает или снижает деловую активность в тех или иных отраслях промышленности за счет повышения или понижения конкурентоспособности отечественной продукции. Особое место в регулировании деятельности предприятий занимает кредитно-денежное регулирование. С помощью кредита осуществляется перераспределение капитала между различными отраслями и предприятиями в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка и необходимостью оптимизации структуры производства. Кредит осуществляет свое движение в различных формах, классическими из которых являются коммерческий и банковский кредиты. Основными инструментами кредитно-денежного регулирования Центральным банком экономики государства, отдельных отраслей и предприятий являются: изменение учетной ставки Центрального банка; изменение норм обязательного резервирования для коммерческих банков; операции на открытом финансовом рынке.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |