Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя среда предприятия и государственное регулирование

Внешняя среда предприятия представлена рынками.

Рынок это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и поку­пателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.

Вся совокупность функций рынка может быть классифицирована по видам деятельности его участников, направленной на удовлетворение соответствующих потребностей начин от духовных и вплоть до производственных, т. е. рынок может быть представлен следующими типами:

- производственный,

- непроизводственный,

- финансовый,

- интеллектуальный.

Производственный рынок составная часть рынка, обслуживаю­щая совокупность отраслей материального производства и обще­ство и удовлетворяющая их потребность в средствах производства и предметах потребления.

В свою очередь производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.

Рынок средств производства — это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводи­телями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ре­сурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, обору­дования, инструментов, запасных частей и т. д.

Рынок потребительский — рынок товарного обращения, где осу­ществляется купля-продажа предметов потребления, т. е. продукции или товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных и коллективных нужд.

Рынок рабочей силы — сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы — работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем исполь­зуются в процессе материального производства.

Составным, но необязательным элементом рыночной инфра­структуры является биржа труда, которая представляет собой со­вокупность посреднических организаций по оформлению трудовых соглашений между товаропроизводителем и представителем рынка труда. Через биржу труда государство воздействует на рынок труда с учетом интересов граждан.

Непроизводственный рынок охватывает все другие сферы экономики, не связанные с производством (услуги бытового обслуживания и др.).

Финансовый рынок это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров.

Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.

Рынок капитала — это рынок, на котором формируются денеж­ные ресурсы для удовлетворения потребностей в инвестициях на развитие промышленного производства, торговли и других отраслей непроизводственной сферы.

Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части.

Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы. Из всего перечня рынков интеллектуальной продукции рассмотрим только рынок технологий.

Рынок технологий представляет собой специфическую форму куп­ли и продажи, так как результаты новых технологических реше­ний могут быть источником дополнительной прибыли и поэтому обладают коммерческой ценностью, а значит, могут быть проданы.

Существуют и другие классификации рынков:

По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним.

По субъектам рынка на рынок продавцов и по­купателей, что предопределяется экономической ситуацией, сложившей­ся на рынке.

Для повышения эффективности реализации продукции с уче­том интересов покупателей, их финансовых возможностей и пот­ребительских свойств товара осуществляют сегментирование рын­ка.

Иными словами, сегментация рынка — это его разделение в зависимости от интереса покупателей.

Составной частью рыночной экономики является конкуренция.

Конкуренция (или соперничество) — основной механизм формиро­вания хозяйственных пропорций, направленный на создание наи­более благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения потребностей потребителей.

Наличие раз­личных интересов товаропроизводителей и покупателей позволяет выделить следующие типы рынков с учетом конкуренции:

рынок чистой конкуренции;

рынок чистой монополии;

рынок монополистической конкуренции;

олигополистический рынок.

На экономических рынках, как правило, выделяют:

- продавцов (товаропроизводителей),

- коммерческих посредников;

- покупателей (потребителей).

Механизм взаимоотношений товаропроизводителей, коммерческих посредников и потребителей представляет собой широкое понятие хозяйственных связей между субъектами экономики страны. Другими словами, это различные отношения, склады­вающиеся между поставщиками и потребителями (покупа­телями) в процессе доведения товаров от производителя непосредственно до потребителя.

Эти отношения разделяют на:

- эко­номические;

- организационные;

- коммерческие;

- администра­тивно-правовые;

- финансовые;

- иные отношения.

В условиях развитой рыночной экономики регулирование хозяйственных связей междупоставщиками и покупателями осуществляется по самостоятельному принципу на основании хозяйственных и иных договоров.

Государственное регулирование экономики представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными уч­реждениями с целью адаптации социально-экономической систе­мы и отдельных ее субъектов к изменяющимся экономическим ус­ловиям.

В ряде ситуаций рынок обнаруживает свою «недостаточность» с точки зрения достижения максимально возможной эффективности. В этих случаях необходимо вмешательство государства. Как правило, такое вмешательство направлено на:

1. Удовлетворение потребности в общественных благах, которые включают

национальную оборону,

обеспечение общественного порядка,

контроль за состоянием окружающей среды,

образование,

здравоохранение и др.

2. Устранение отрицательных побочных результатов экономичес­кой деятельности — распространенная функция государственного регулирования рыночной экономики. Сущность его можно пояс­нить на следующем примере. На благосостояние потребителя мо­жет оказывать негативное влияние фирма, загрязняющая (но в пределах допустимых норм выброса) окружающую среду, что являет­ся побочным результатом деятельности фирмы, не отражающимся в рыночных ценах на ее продукцию.

3. Решение проблем, связанных с недостаточной (асимметричной) информацией у участников экономических сделок. К неэффективно­му распределению ресурсов может привести такая ситуация, при которой в сделках не предусмотрены все экономические взаимоот­ношения между участниками. Такого рода явления принято обо­значать как интернальные явления. Интерналии — издержки или вы­годы, получаемые участниками сделки, не оговоренные при заключе­нии последней. Примером интерналий может служить ущерб, полученный покупателем от потребления товара, оказавшегося не­качественным; безнаказанное нарушение контракта одной из сто­рон; выигрыш фирмы от повышения квалификации рабочего за счет его.обучения без дополнительной оплаты и т.п.

4. Обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов. Даже в условиях поддержки конкуренции рынок может оказаться недостаточным из-за существования барьеров для свободного перелива капитала.

Существование барьеров для свободного перелива капиталов свидетельствует о недостаточности рынка и необходимости государственного вмешательства. Государство, стремясь оживить конкуренцию, может действовать в двух направлениях:

1) понизить для вступающих в отрасль предприятий первоначальные издержки на организацию производства путем предоставления им льготных кредитов, субсидий, налоговых льгот или

2) увеличить ожидаемую выручку созданием наиболее благоприятных условий для заключе­ния этими предприятиями долгосрочных контрактов с потенци­альными потребителями этой продукции, в результате чего обеспечивается защита инвестиций от невосполнимых издержек.

Различают следующие формы, государственного регулирования экономики:

полный государственный монополизм в управлении экономикой ЦП (СССР);

крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства (США);

различное сочетание рыночных и государственных регуляторов (японская и западно-европейская модели социально ориентиро­ванного рыночного хозяйства).

Осуществляя регулирование социально-экономических процес­сов, государство использует систему методов и инструментов, при­меняющихся в зависимости от содержания решаемых задач, фи­нансовых возможностей государства, накопленного опыта регули­рования.

С точки зрения воздействия на экономику в целом и на субъекты рынка может осуществляться прямое и косвенное экономическое государственное регулирование.

Прямое государственное экономическое регулирование включает, как правило, три основных эле­мента:

государственные субсидии;

государственное предпринимательство;

государственное программирование (планирование).

Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как пра­вило, жизненно важным в экономической структуре страны отрас­лям, где функционирование предприятий недостаточно рентабель­но или убыточно.

Государственное предпринимательство включает создание и уп­равление производственной, экономической и социальной деятель­ностью государственных предприятий. Государственные предприя­тия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, так и вследствие «недостаточности» рынка в некоторых критичес­ких ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предприниматель­ских кадров, проблемой безработицы и т.д.).

Государственное программирование представляети собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народнохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью контрактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе.

Косвенное регулирование включает такие виды, как налоговое, таможенное, амортизационное, кредитно-денежное и валютное регу­лирование.

Следует отметить, что таможенное и амортизационное регулирование являются составляющими более общей системы на­логового (бухгалтерского) регулирования, однако ввиду их значительного влияния на результаты деятельности предприятий они рассматриваются не­зависимо.

Наиболее действенным методом косвенного регулирования де­ятельности предприятий государством является налоговое регули­рование.

К главным методам налогового регулирования деятельности предприятия относятся:

— повышение или понижение общего уровня налогообложения (ставок прямого индивидуального подоходного налога, налога на доходы предприятий, косвенных налогов);

— налоговые скидки на инвестиции;

— разнообразные специальные налоговые льготы и режимы, поощряющие деловую активность в отдельных отраслях деятельности или ре­гионах или усиливающие заинтересованность предприятий в тех или иных мероприятиях.

Разновидностью налогового регулирования деятельности предпри­ятий является амортизационное (бухгалтерское) регулирование, как правило, исполь­зуемое для ускорения научно-технического прогресса в тех или иных отраслях, регионах и др.

В условиях научно-технического прогресса, когда происходит быстрый моральный износ производственного оборудования, за­кономерной тенденцией становится повышение норм амортизации и сокращение амортизационных сроков. Для обновления производственного аппарата особое значение имеет политика ускоренной амортизации, позволя­ющая списывать стоимость основного капитала в более короткие сро­ки и по более высоким нормам амортизации и увеличивающая инве­стиционные возможности предприятия.

Повышение норм амортизации и соответствующее снижение амортизационных сроков ускоряют темпы накопления капитала, что предоставляет предприятиям широкие возможности для обнов­ления основного капитала одновременно с уменьшением массы налога на прибыль.

В системе мер государственного регулирования значительное место занимает таможенное регулирование. Увеличением и умень­шением, например, импортных и экспортных таможенных сборов, государство усиливает или снижает деловую активность в тех или иных отраслях промышленности за счет повышения или пониже­ния конкурентоспособности отечественной продукции.

Особое место в регулировании деятельности предприятий зани­мает кредитно-денежное регулирование.

С помощью кредита осуществ­ляется перераспределение капитала между различными отраслями и предприятиями в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка и необходимостью оптимизации структуры производства. Кредит осуществляет свое движение в различных формах, класси­ческими из которых являются коммерческий и банковский креди­ты.

Основными инструментами кредитно-денежного регулирования Центральным банком экономики государства, отдельных отраслей и предприятий являются:

изменение учетной ставки Центрального банка;

изменение норм обязательного резервирования для коммерчес­ких банков;

операции на открытом финансовом рынке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структурная перестройка экономики | Внутренняя экономическая среда предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.