Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство и руководство

Лекция 6. Организационное лидерство. Управленческий аспект лидерства.

1. Лидерство и руководство.

2. Типы и функции лидеров.

3. Качества и черты личности лидера.

Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство – это социальные характеристики отношений в группе.

В отличии от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом трудовой процесс.

Руководитель – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию к целям.

Лидеры сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, т.к. лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными.

Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их.

Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Неформальный лидер – выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других, благодаря своим деловым и личным качествам.

 

Отличие менеджера от лидера. Таблица 6.1

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
Основа действий план Основа действий – видение перспективы
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионал Энтузиаст
Принимает решение Превращает решение в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважает Обожаем

2. Типы и функции лидеров.

В современной литературе выделяют:

1. Лидер – организатор. Нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует.

2. Лидер – творец. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

3. Лидер – борец. Волевой, уверенный в своих силах человек.

4. Лидер - дипломат.

5. Лидер – утешитель. Уважает людей, относится к ним доброжелательно.

Неформальных лидеров условно можно разделить на три типа: деловой, информационный и эмоциональный.

Деловой лидер пользуется признанием в коллективе за высокий квалификационный уровень, успешное выполнение возложенных на него обязанностей.

К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Эмоциональный лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием и состраданием.

Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции:

· постановка цели перед другими участниками совместной деятельности (в процессе взаимодействия)

· нахождение средств для цели достижения

· мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения

· соорганизация – ориентирование усилий по достижению целей

· формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной (групповой)культуры.

3. Основы лидерства.

Механизм лидерства – то, что структурирует феномен лидерства, который представлен тремя формами.

В формальной группе (организации) – лидерство - это нормативно определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности.

В неформальной группе лидерство - фактическое признание (или непризнание) права на власть в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера. Человек, который становится лидером, обычно является уважаемой личностью, которая:

· вносит вклад в выполнение задач группы

· позволяет членам группы удовлетворять свои потребности

· воплощает в себе основные ценности группы (фактически лидер является олицетворением ценностей, мотивов и стремлений членов группы)

· представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп

· сглаживает все противоречия в группе

В социально- психологической сфере проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации.

4.Стили лидерства и руководства.

Существуют три ставших классическими стиля управления:

· авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский)

· демократический (или коллегиальный)

· попустительский (или либерально – анархический, или нейтральный)

Авторитарный стиль управления.

Для него характерны: жесткое динамичное принятие руководителями всех решений («минимум демократии», жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (max контроль), отсутствие интереса к работнику как к личности.

Демократический стиль управления.

Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (max демократии); выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самими сотрудниками (max контроля), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Попустительский стиль управления,

Характеризуется, с одной стороны, «max демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой «min контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

3. Качества и черты личности лидера.

· доминантность – умение влиять на подчиненных

· уверенность в себе

· эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость – умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку.

· креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект

· стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск – разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем

· ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.

· независимость, самостоятельность в принятии решений

· гибкость поведения в изменяющихся ситуациях

· общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми

6 основных качеств, которые должны быть присущи лидеру.

1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

2. Искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.

3. Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

4. Искусство обрабатывать информацию – способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения.

6. Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

7. Дар предпринимателя – способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.

8. Искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные характеристики группы. К основным характеристикам группы можно отнести следующие6 | Лекция 7. Понятие и значение коммуникаций в организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.