КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лидерство и руководство
Лекция 6. Организационное лидерство. Управленческий аспект лидерства. 1. Лидерство и руководство. 2. Типы и функции лидеров. 3. Качества и черты личности лидера. Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство – это социальные характеристики отношений в группе. В отличии от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом трудовой процесс. Руководитель – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию к целям. Лидеры сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу. Быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, т.к. лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе. Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации. Неформальный лидер – выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других, благодаря своим деловым и личным качествам.
Отличие менеджера от лидера. Таблица 6.1
2. Типы и функции лидеров. В современной литературе выделяют: 1. Лидер – организатор. Нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. 2. Лидер – творец. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей. 3. Лидер – борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. 4. Лидер - дипломат. 5. Лидер – утешитель. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Неформальных лидеров условно можно разделить на три типа: деловой, информационный и эмоциональный. Деловой лидер пользуется признанием в коллективе за высокий квалификационный уровень, успешное выполнение возложенных на него обязанностей. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Эмоциональный лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием и состраданием. Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции: · постановка цели перед другими участниками совместной деятельности (в процессе взаимодействия) · нахождение средств для цели достижения · мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения · соорганизация – ориентирование усилий по достижению целей · формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной (групповой)культуры. 3. Основы лидерства. Механизм лидерства – то, что структурирует феномен лидерства, который представлен тремя формами. В формальной группе (организации) – лидерство - это нормативно определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности. В неформальной группе лидерство - фактическое признание (или непризнание) права на власть в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера. Человек, который становится лидером, обычно является уважаемой личностью, которая: · вносит вклад в выполнение задач группы · позволяет членам группы удовлетворять свои потребности · воплощает в себе основные ценности группы (фактически лидер является олицетворением ценностей, мотивов и стремлений членов группы) · представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп · сглаживает все противоречия в группе В социально- психологической сфере проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации. 4.Стили лидерства и руководства. Существуют три ставших классическими стиля управления: · авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский) · демократический (или коллегиальный) · попустительский (или либерально – анархический, или нейтральный) Авторитарный стиль управления. Для него характерны: жесткое динамичное принятие руководителями всех решений («минимум демократии», жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (max контроль), отсутствие интереса к работнику как к личности. Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (max демократии); выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самими сотрудниками (max контроля), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей. Попустительский стиль управления, Характеризуется, с одной стороны, «max демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой «min контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек). 3. Качества и черты личности лидера. · доминантность – умение влиять на подчиненных · уверенность в себе · эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость – умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку. · креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект · стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск – разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем · ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям. · независимость, самостоятельность в принятии решений · гибкость поведения в изменяющихся ситуациях · общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми 6 основных качеств, которые должны быть присущи лидеру. 1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми. 2. Искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью. 3. Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом. 4. Искусство обрабатывать информацию – способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать. 5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения. 6. Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов. 7. Дар предпринимателя – способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации. 8. Искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |