Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные стандарты и протоколы электронной коммерции


Не думайте, что в электронной коммерции есть что-то, не требующее стандартизации… стандартизация поможет нам сконцентрировать свое внимание на самой коммерческой информации, а не на способах ее представления и передачи.

Один из авторов протокола IOTP
Давид Бардет

Стандарт «Открытые приобретения в Интернете» OBI представляет собой набор спецификаций, гарантирующих возможность взаимодействия между электронными коммерческими интернет-системами. OBI создан в 1997 году одноименным консорциумом OBI. Обновлённая версия 2.0 появилась в 1999 году.

Главная идея стандарта OBI – ориентация на открытые системы. В стандарте определяются принципы, которым должно соответствовать ПО для открытых систем электронной коммерции. Стандарт OBI обеспечивает взаимодействие и существенно упрощает процесс электронных закупок, снижает стоимость и повышает уровень обслуживания при проведении торговых операций между производителями и конечными потребителями. OBI позволяет привести в соответствие существующую инфраструктуру электронного обмена данными (EDI) и содержимое коммерческих веб-ресурсов.

Одно из преимуществ использования стандарта OBI – экономия на обработке транзакций. При традиционном «бумажном» методе средняя стоимость обработки заказа на покупку составляет около 120 долл. (данные National Association of Purchasing Management – организации, специализирующейся в области материально-технического снабжения и поставок). Применение OBI позволяет существенно снизить затраты и уменьшить объёмы закупок, совершаемых без заключения контрактов, что повышает эффективность торговли и надёжность сделок.

Изначальной целью OBI была автоматизация обработки больших потоков транзакций на небольшие суммы, которые составляют 80% оборота.

Стандарт базируется на существующих стандартах Интернета: HTML, HTTP, SSL, а также на спецификации заказа покупок ANSI X12 EDI 850 и цифровом протоколе защиты X.509 (подробнее см. http://www.osp.ru/nets/1998/07_08/120.htm).

Стандарт OFX создан в 1997 году компаниями Microsoft,CheckFree и Intuit (производителями ПО в области электронных платежей и финансовых услуг в Интернете) для использования в секторах В2В и В2С.

OFX – унифицированная спецификация по электронному обмену финансовыми данными между финансовыми учреждениями, коммерческими предприятиями и потребителями через Интернет. OFX поддерживает широкий диапазон финансовых операций, включая банковские операции, представление счетов, инвестирование в акции, облигации, совместные фонды и т.д. Другие финансовые услуги, включая финансовое планирование и страхование, будут добавлены в спецификацию в будущем. OFX обеспечивает поддержку следующих операций:



- перевод средств;

- потребительские платежи;

- платежи юридических лиц;

- выставление и оплата счетов;

- выписки по счетам, брокерским операциям и взаимным фондам, включая историю транзакций, текущее состояние и балансы и т.п.

Open Financial Exchange представляет собой спецификацию для функционирования клиент-серверной интернет-ориентированной системы, обеспечивающей прямое соединение клиента с сервером финансовой организации на основании модели «запрос-ответ». Она обладает достаточным уровнем безопасности и полной синхронизацией данных, а также возможностью восстановления после ошибок, возникших при аппаратных сбоях.

Финансовые организации могут использовать эту спецификацию для предоставления потребителям онлайновых финансовых услуг через транзакционные web-сайты и популярные программные продукты в области финансового управления. OFX упрощает финансовым учреждениям соединение множества потребительских интерфейсов, увеличивая возможности финансовых учреждений в реализации онлайновых финансовых услуг.

Ряд лидеров финансового рынка – Bank of America, Chase Manhattan Bank, Citibank, First Technology Credit Union, KeyBank, Wells Fargo и Woodforest National Bank объединились для поддержки спецификации OFX в Комитет по управлению открытым обменом финансовой информацией в банковской сфере (Open Financial Exchange Banking Steering Committee), а брокерские компании (Fidelity Investments, Charles Schwab и Dean Witter) сформировали отдельное объединение – Комитет по управлению брокерской деятельностью (Brokerage Steering Committee).

Протокол открытой торговли в Internet (Internet Open Trading Protocol – IOTP), разработанный в октябре 1998 года рабочей группой в области электронной коммерции (Trade Working Group), обеспечивает совместное функционирование различных систем электронной коммерции (подробнее см. http://book.itep.ru/4/6/iotp.htm). К таким системам относятся MasterCard, Visa, Mondex, GeldKarte, eCash, CyberCoin, Millicent, Proton и пр.

IOTP обеспечивает возможность проведения электронных торговых операций, в которых участвуют, с одной стороны, продавец (он подразумевает определенный состав участников торговой сделки: виртуальный магазин, платежная система, поставщик товаров и услуг) и, с другой стороны, покупатель, в ходе одной или нескольких торговых сессий.

Протокол IOTP описывает содержимое, формат и последовательность сообщений, которыми обмениваются между собой участники электронной торговли (покупатели, продавцы и банки или другие финансовые учреждения) и «третейские судьи».

Протокол спроектирован так, чтобы обеспечить его применимость при любых схемах электронных платежей на всех этапах процесса продажи. Конструкция IOTP предоставляет «виртуальные» возможности, в точности отражающие обычные реальные условия осуществления коммерции, основанные на бумажных деньгах, традиционных и общедоступных методах торговли и финансового обмена. При обсуждении условий торговой сделки ее участники могут оговаривать демонстрацию предлагаемых товаров и услуг, способ оплаты, условия приема платежа, доставку и приемку приобретенных товаров.

Целью создания IOTP является структурная формализация взаимодействий в электронной коммерции, обеспечивающая независимость процедур торговли от способа осуществления торговой сделки между участниками. Т.е. предоставление индустрии финансовых услуг протокола электронной торговли, который интегрирует любые существующие и перспективные платежные схемы (системы).

Кроме того, IOTP обеспечивает оформление и отслеживание доставки товаров и прохождения платежей. Использование ЭЦП в IOTP осуществляется опционально (по взаимному согласию сторон сделки). Классическим примером того, как одна цифровая подпись в IOTP подтверждает другую, является случай, когда продавец сначала подписывает оферту (предложение на продажу товара или предоставление услуг), которая позднее подтверждается кассиром с помощью подписи платежной расписки. Таким путем платеж в транзакции IOTP связывается с документами, подтверждающими совершение сделки.

Открытый торговый протокол Интернета определяет порядок осуществления следующих базовых операций:

- покупка – предложение, оплата и опционно доставка;

- возврат – возврат платежа для покупки, выполненной ранее;

- обмен ценностями – включает в себя два платежа, например, в случае обмена валют;

- аутентификация – проверка для организации или частного лица – являются ли они теми, за кого себя выдают;

- отзыв платежа – отзыв электронного платежа из финансового учреждения;

- депозит – размещение средств в финансовом учреждении;

- запрос – получение информации о состоянии операции IOTP, которая находится в процессе реализации, или уже выполнена.

Участники электронной коммерции в рамках протокола IOTP могут играть следующие роли (см. рисунок 9):

- покупатель;

- продавец;

- оператор платежей – платежная система;

- агент (оператор) доставки – человек (организация), который доставляет товар покупателю;

- агент обслуживания – человек (или организация), который предоставляет покупателю сопутствующие услуги.

Обмен данными между участниками электронной торговли в рамках IOTP включает:

- запрос информации о товарах (услугах);

- предложение – выставление продавцом покупателю оферты на продажу товара или предоставление услуг;

- аутентификацию – используется любым из контрагентов для выяснения, являются ли другие контрагенты теми, за кого они себя выдают;

- оплату – осуществление финансовых расчетов между покупателем и оператором платежей;

- доставку – транспортировку и передачу товаров агентом доставки покупателю.

Рис 9. Схема взаимодействия участников электронной торговли в рамках IOTP

Существует несколько преимуществ использования IOTP:

- возможность, как для покупателей, так и для продавцов, использовать в расчетах бóльшее число платежных систем;

- создание механизма предложения различных банковских услуг покупателям;

- покупатели получают более удобный и универсальный интерфейс для осуществления покупок;

- банки могут играть роль третейского судьи для разрешения конфликтов и проблем между продавцом и покупателем;

- осуществление записи всех операций, для последующего использования этих данных в системах учета, налоговых органах или, при возникновении разногласий, в судебных инстанциях.

Одним из препятствий на пути развития интернет-коммерции являются трудности автоматизации поиска контрагентов. Существующие технологии создания виртуальных агентов позволяют наделить программного робота функциями поиска контрагентов, согласования условий контрактов, а, в ряде случаев, и выполнения контрактов, но при отсутствии единых стандартов взаимодействия невозможно добиться высокой эффективности и повсеместного использования данных технологий.

Для автоматизации коммерческого взаимодействия контрагенты, которые могут находиться в любой точке земли, должны использовать универсальное ПО, позволяющее работать с любой из программ, которые применяют возможные партнеры и клиенты (что практически трудноосуществимо).

До появления стандарта UDDI не существовало общепринятого способа, позволяющего компаниям автоматизировать поиск торговых партнеров и взаимодействие с ними.

UDDI – 1) стандарт электронного коммерческого взаимодействия в Интернете, созданный для автоматизации поиска и взаимодействия контрагентов вне зависимости от используемого ими ПО; 2) всемирный реестр (каталог, база данных (БД)) предприятий электронной коммерции и представляемых ими веб-служб.

Полное описание UDDI можно найти по адресу http://www.uddi.org/.

Наиболее подходящей аналогией для UDDI является гипотетическая «глобальная телефонная книга электронной коммерции». UDDI – первая попытка создать общепринятую систему стандартов, которая позволит системам электронной коммерции автоматизировать информационный обмен и осуществление транзакций.

Ядром инфраструктуры UDDI является международная БД предприятий электронной коммерции, созданная лидерами данной отрасли (Microsoft, IBM, HP, SAP и еще около 400 компаний). БД дает компаниям возможность для самостоятельной регистрации их самих и тех услуг (и товаров), которые они предоставляют. Главное достоинство UDDI – стандартизация программного интерфейса, позволяющая автоматически осуществлять поиск компаний, обладающих требуемыми возможностями, устанавливать с ними взаимоотношения, заказывать, получать и оплачивать их товары и услуги.

В реестре UDDI хранятся следующие данные о предприятиях:

- краткая характеристика предприятия: уникальный идентификатор, название предприятия, краткое его описание, контактная информация, список характеристик предприятия (принадлежность к определенной отрасли экономики, вид продукции, географическое местонахождение), информация о подразделениях;

- список услуг, предоставляемых предприятием. Каждый элемент списка содержит краткое описание услуги и ссылки на источники, дающие детальное описание услуг;

- указатели на спецификации услуг и прочую техническую информацию, имеющую отношение к конкретной услуге. Для любой услуги создается набор моделей, описывающих эту услугу. Каждая модель привязана к стандартным классификаторам, которые могут быть международными, региональными, отраслевыми и собственными классификаторами компании. Описание включает тип предоставляемой услуги, указатели (URL) на WSDL-документы, которые определяют технические спецификации для данного типа услуг.

На основе стандартов UDDI становится возможным описать бизнес-процесс предприятия электронной коммерции, разложив его на составные элементы и представив их в виде веб-служб. Это позволяет выявить слабые и сильные места в бизнес-процессе предприятия. Сильные можно предложить на аутсорсинг, а от слабых можно отказаться, перейдя на использование наиболее эффективных веб-служб сторонних компаний. При использовании БД коммерческой информации, построенной на единой системе классификации, значительно упрощается ведение крупных проектов, поскольку после разложения на составные части они становятся прозрачными, яснее становятся все внутренние связи, резервы и легче выявляются недостатки.

Следует отметить, что UDDI не предоставляет услуг по поиску коммерческой информации – он обеспечивает техническую возможность ее поиска. Воспользоваться данной возможностью можно либо непосредственно – создав соответствующее ПО, либо опосредовано через электронные торговые площадки и поисковые системы, которые будут использовать UDDI.

Пример. Вертикальная торговая площадка E2Open (Белмонт, шт. Калифорния) связывает между собой около 65 тыс. компаний в сфере производства электроники. Руководство E2Open изучает пути перехода на UDDI-совместимые системы электронной коммерции. По оценке руководства фирмы, их применение для ввода информации в каталог и ее вывода должно на 50% ускорить подключение к системе новых клиентов и на 70% снизить расходы на программирование.

Т.о. UDDI позволяет:

- представить каждый бизнес-процесс как функциональную схему и описать каждую из составляющих ее функций с такой степенью детальности, что она может быть передана на аутсорсинг;

- найти через Интернет функционально подобные веб-службы и выбрать среди них наиболее эффективную;

- интегрировать веб-службу в бизнес-процесс предприятия или предоставить услуги аутсорсинга другим предприятиям на основе технологии веб-служб.

Следует отметить и ряд недостатков и нерешенных вопросов стандарта UDDI:

- любая компания может создать собственное описание веб-службы, но если для услуги, которую она собирается предложить, такое описание уже имеется, нужно использовать его. Однако процесс выявления дублирующих друг друга описаний пока еще не разработан;

- не до конца решены вопросы информационной безопасности и сертификации веб-служб, например, компания Х может зарегистрировать свои услуги биллинга с очень низкими комиссионными сборами. Любой виртуальный агент, находясь в ситуации, когда ему необходимо принять оплату за свои услуги, может обратиться к веб-службе компании Х. Но нет гарантии, что платеж дойдет до получателя, а компания Х не исчезнет после получения средств (в решении данного вопроса может помочь технология электронных сертификатов);

- любой сбой в работе сервера компании-поставщика веб-службы или провайдера Интернета нарушит ход тех бизнес-процессов компании-арендатора, в которых эта веб-служба задействована. Поэтому, в качестве наиболее вероятного, рассматривается такой вариант, что веб-службы физически будут находиться не на сайтах их разработчиков, а на специальных порталах – концентраторах веб-служб, поддерживаемых компаниями с хорошей репутацией;

- далеко не все предприниматели готовы доверить программе принятие важных финансовых решений, связанных с осуществлением платежей. Поэтому на первом этапе UDDI будет использоваться большинством компаний для целей информационной поддержки бизнес-процессов в сфере организации закупок, например, поиска контрагентов, предконтрактной подготовки, отслеживания поставки товаров и т.п. В отношении организации продаж таких проблем не существует.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аутентификация контрагентов в электронной коммерции | Веб-службы

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.