КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация конкурсных торгов по закупкам для государственных нужд
Сложившаяся в настоящее время в России система государственных закупок в известной мере отвечает требованиям рыночной экономики. В соответствии с действующим законодательством основным способом закупки продукции для обеспечения государственных нужд являются открытые конкурсные торги, что продиктовано реализацией принципов открытости, информационной прозрачности и способствует созданию конкуренции среди поставщиков. Это означает, что если нет особых обстоятельств, не позволяющих использовать открытый конкурс, товары и услуги должны закупаться на открытом конкурсе. Такими обстоятельствами могут быть: - отсутствие развитой рыночной инфраструктуры (на рынке всего 3-5 поставщиков, которые могут поставить требуемую продукцию, и они известны заказчику); - специфические особенности объекта закупки – консультационные услуги, НИОКР, технически сложные товары или работы (заказчик не в состоянии составить достаточно подробные технические спецификации или не считает это целесообразным, и в этой связи ему необходимо провести переговоры с поставщиками продукции); - закупка на незначительную сумма (расходы на организацию и проведение конкурса превысят экономию от получения более выгодных условий поставки); - закупки продукции для нужд национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну (ограниченный круг поставщиков и требования к секретности закупки); - срочные закупки (при возникновении различного рода чрезвычайных ситуаций). К преимуществам открытого конкурса обычно относят: - создание оптимальных условий для конкуренции между поставщиками продукции и, как следствие, возможность получения наилучших условий приобретения продукции (низкие цены, выгодные условия поставки или платежа и т.п.); - высокая степень гласности при проведении конкурса, позволяющая устранить предпосылки для коррупции; - создание новых каналов поставки продукции; - содействие развитию рыночной инфраструктуры, повышению общего уровня конкуренции на рынке. К недостаткам открытого конкурса можно отнести длительность процедуры закупки (обычно не менее 2-3 мес.) и необходимость осуществления определенных расходов на организацию и проведение конкурса. Простейшая схема проведения открытого конкурса выглядит следующим образом. Государственный заказчик разрабатывает конкурсную документацию и публикует в СМИ объявление о проводимом конкурсе. Согласно существующему в России законодательству, от момента публикации объявления до окончания представления конкурсных предложений должно пройти не менее 45 дней. В течение всего этого срока государственный заказчик раздает или продает поставщикам конкурсную документацию и принимает от них конкурсные заявки. Конкурсная документация, как обязательный элемент конкурсных закупок, разрабатывается заказчиком для разъяснения участникам требований к конкурсной заявке для конкретного конкурса и имеет своей целью: - проинструктировать участников конкурса о процедурах проведения конкурса, требованиях заказчика к закупаемым товарам (работам, услугам), составе и порядке представления информации, правах и обязанностях сторон; - предоставить участникам необходимую информацию о порядке и формах закупки продукции, работ и услуг; - проинформировать участников о критериях и порядке оценки конкурсных предложений; - определить условия исполнения государственного контракта. Поставщик, для участия в конкурсе, приобретает у государственного заказчика конкурсную документацию. Далее он вправе направить государственному заказчику запрос на уточнение неясных для него условий. Государственный заказчик обязан, в фиксированные сроки, отвечать на подобные запросы. Согласно действующему в России законодательству, ответ рассылается не только поставщику, задавшему вопрос, но и всем остальным участникам конкурса. Приняв решение об участии в конкурсе, поставщик составляет конкурсную заявку по форме, предложенной в конкурсной документации. Заявка подаётся в запечатанном конверте, который не может быть вскрыт до момента непосредственного проведения конкурса. Таким образом, ни поставщики, ни государственный заказчик до последнего момента (до публичного вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе) не знают состава участников конкурса. Государственный заказчик обязан оповестить всех участников конкурса о месте и времени вскрытия конвертов. Как правило, конверты вскрываются в момент истечения времени приёма конкурсных заявок. Вскрытие конвертов проводится публично, на этой процедуре имеют право присутствовать представители всех участников конкурса. Вскрыв конверты, государственный заказчик анализирует поступившие заявки и определяет победителя конкурса. С победителем заключается государственный контракт на поставку продукции. Информация о результатах конкурса высылается всем его участникам. Существующее в России законодательство предполагает, что все перечисленные выше действия по проведению конкурса опираются на «бумажный» документооборот. Сложившаяся практика также в основном ориентирована на бумажные потоки документов, циркулирующих между государственным заказчиком и поставщиками. Однако отдельные элементы электронных торгов постепенно пробивают себе дорогу. Функциональный состав системы электронных торгов и тендерных закупок для государственных нужд в Российской Федерации с 1997 года определяется Указом № 305 от 8 апреля 1997 г. и последующими нормативными документами, устанавливающими технологию на всех этапах проведения торгов. Основные положения Указа соответствуют типовому закону о закупках товаров (работ), одобренному Комиссией Организации Объединённых Наций по международному торговому праву (UNCITRAL) на её двадцать шестой сессии (Вена, 5-23 июля 1993 года). Информационная система поддержки торгов должна включать в себя три функциональные подсистемы: - первая подсистема является общедоступной информационно-рекламной и выполняет функции информирования предприятий-поставщиков о заказах выставляемых на торги; - вторая подсистема позволяет предприятиям-поставщикам заполнять многочисленные электронные формы предварительных заявок на участие в торгах и должна иметь определённые средства защиты от доступа третьей стороны; - третья подсистема позволяет осуществлять закрытый (защищённый) информационный обмен на всех стадиях проведения торгов. Кроме того, помимо основных подсистем, непосредственно обслуживающих торги, в информационной системе должны быть три вспомогательные подсистемы: - подсистема подготовки проведения торгов, обеспечивающая проведение предварительных исследований, принятие решения о необходимости проведения торгов и подготовку конкурсной документации; - подсистема ведения архива конкурсных торгов и заключённых контрактов, обеспечивающая проведение анализа и мониторинга состояния закупок для государственных нужд; - подсистема планирование расходной части бюджета государственного образования на основании данных о государственных закупках за предыдущие годы. Пример. Структуру электронной системы государственных закупок можно проиллюстрировать на примере системы «ПАРУС – Госзакупки» (корпорации «Парус»). Данная система включает: 1. Подсистему планирования закупок в составе: 1.1. модуля первичных заявок на закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, выполняющего функции учета, классификации и формирования списка основных получателей продукции, сбора и учета информации об их потребностях; 1.2. модуля ведения реестра потребностей (нужд), выполняющего функции формирования обобщенного списка нужд региона, города или ведомства; 1.3. модуля ведения реестра закупок, который позволяет, на основе сравнения государственных или муниципальных нужд с одной стороны и возможностей бюджета с другой, выделить те из нужд, что будут удовлетворены, консолидировать однородные заявки, сформировать из них лоты, из которых и будет формироваться календарь закупок. При формировании лотов ведется учет желательных дат поставки продукции. Модуль обеспечивает создание и публикацию: - реестра продукции, закупаемой в рамках единого заказа; - перечня лотов с примерными датами поставок по каждому из них. Информация по лотам автоматически ведется в отраслевых разрезах, что позволяет обеспечить адресность рассылки информации о предстоящих закупках для планирования деятельности поставщиками продукции. 2. Подсистему организации и проведения конкурсов в составе: 2.1. модуля учета предложений поставщиков продукции, позволяющего упростить учет предложений на поставку продукции, а так же обеспечить доступность информации о поставщике (претенденте), его статусе и предлагаемой продукции. Данная информация может использоваться для предварительного квалификационного отбора претендентов. Реестр предложений ведется исключительно в разрезе сформированных лотов для закупок, что обеспечивает удовлетворение конкретных нужд получателей продукции и сокращает трудозатраты на сравнение предложений и требований бюджетополучателей. Модуль обеспечивает: - регистрацию и учет поставщиков продукции; - регистрацию и учет дополнительной информации по поставщикам (претендентам) для обеспечения предварительного квалификационного отбора; - регистрацию котировок (предложений) в привязке к конкретным лотам. 2.2. модуля подготовки и организации конкурсов, который позволяет, на основе сопоставления имеющего в системе перечня лотов с желательными датами поставки продукции с графиком поступления бюджетных денежных средств построить календари закупок и торгов, а также осуществить проведение самих торгов. Модуль обеспечивает создание и публикацию: - календарей проведения закупок на очередной финансовый год; - автоматическое и ручное включение лотов в закупки. Работа с календарем означает выход служб закупок на качественно новый уровень, т.к. только планирование может позволить эффективно управлять процессом. 3. Подсистему мониторинга цен на закупаемые товары в составе: 3.1. модуля учета внеконкурсных предложений поставщиков. 4. Подсистему учета и управления государственными контрактами в составе: 4.1. модуля учета государственных контрактов. Модуль выполняет функции: - хранения и использования по мере необходимости типовых форм государственных и муниципальных контрактов; - ведения реестра заключенных государственных и муниципальных контрактов; - ведения архива государственных и муниципальных контрактов предыдущих финансовых периодов. 4.2. модуля контроля исполнения государственных контрактов, который предназначен для отслеживания выполнения договоров. На основе данных модуля может формироваться информация по выполнению единого заказа и список недобросовестных поставщиков, которые на законных основаниях могут исключаться из предстоящих конкурсов за недобросовестное выполнение единого заказа. Модуль выполняет функции: - формирования графиков поставок и платежей по государственным и муниципальным контрактам в разрезе поставщиков, видов продукции, заказчиков, грузополучателей, потребителей продукции; - регистрации и учета отметок об исполнении этапов в графиках поставок и платежей потребителями продукции и грузополучателями; - регистрации и учета отметок о выполнении платежей финансовыми органами; - рассылки автоматических уведомлений о предстоящих этапах, выполнении или невыполнении пройденного этапа (в том числе на средства мобильной связи). 5. Административно-техническую подсистему в составе: 5.1. сервисного модуля, обеспечивающего: - регистрацию и удаление всех типов участников – бюджетополучателей, претендентов, поставщиков, государственных заказчиков и т.д.; - управление подпиской на информационные рассылки и предупредительные сообщения; - ведение списков экспертов, экспертных заключений, конкурсных комиссий; - возможность ведения реестров транспортных, страховых, юридических компаний, чьи услуги могут понадобиться в процессе выполнения государственного заказа. 5.2. модуля статистики и аналитики,обеспечивающего формирование аналитических и статистических отчетов на основе данных, накопленных в системе. Именно в этом модуле можно получить информацию о трендах изменения цен, сравнивать результаты закупок по финансовым периодам, отраслям, районам. Информация модуля может использоваться в процессе планирования бюджета на последующие годы. 5.3. модуля персонификации представления информации, обеспечивающего возможность индивидуального предоставления информации для каждого из пользователей системы. Фильтры и персональные настройки позволяют учесть специфику деятельности каждого участника. Модуль обеспечивает: - регистрацию и учет профиля пользователя системы; - показ хроники связанных с пользователем событий; - оповещение участников системы об интересных им (или связанных с ними) событиях с возможностью мгновенного перехода к нужной информации; - ведение персональных архивов. Например, претенденту модуль позволит на основе информации о лотах предстоящих конкурсов, определить конкурсы, в которых он желает участвовать, лоты, за которые он готов побороться, включить себя в списки оповещения о подготовке конкурсов и информационных подписках.
Рис. 38. Структура электронной системы закупок При реализации электронной системы государственных закупок должно быть обеспечено выполнение следующих требований в части организации доступа к информации: - любое юридическое или физическое лицо, имеющее доступ в Интернет, но не зарегистрированное в системе, должно иметь возможность доступа к информации об объявленных конкурсах и о результатах ранее проведенных конкурсов; - любое внешний абонент системы (юридическое или физическое лицо), выполнивший требования, предъявленные заказчиком к участнику предварительного квалификационного отбора, имеет возможность зарегистрироваться в системе как участник конкретных торгов (поставщик); - поставщик не должен иметь доступа к информации других поставщиков; - орган контроля и координации торгов должен иметь доступ только к информации подконтрольных ему заказчиков. Типовые задачи системы электронных торгов и тендерных закупок для государственных нужд с их привязкой к информационным подсистемам и видам обрабатываемой информации представлены в таблице 22. Таблица 22
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |