КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предельные значения биения для автомобильных колес с разборным ободом
Биение ободьев колес проверяют универсальными средствами измерения, например индикаторной головкой с ценой деления 10 мкм, установленной на индикаторной стойке или другом устойчивом основании, в радиальном и осевом направлении. Место измерения— закраина обода колеса. Осевое биение определяют в осевом направлении колеса как абсолютное значение разности максимальных и минимальных показаний прибора при его вращении на 360° вокруг оси. Радиальное биение определяют в перпендикулярном к оси колеса направлении по аналогичной методике. 3.2.6. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ И ИХ СИСТЕМАМ Автомобильный двигатель является одним из основных высокотехнологичных элементов автомобиля. Состояние этого агрегата в значительной степени определяет общую характеристику автомобиля по различным -направлениям. К ним относят тяговоскоро-стные и топливно-экономические показатели, показатели надежности и, естественно, показатели безопасности. Учитывая круг вопросов, рассматриваемых в настоящем пособии, основное внимание уделено требованиям к автомобильным двигателям с позиций Системы сертификации ГОСТ Р. Требования к автомобильным двигателям содержатся в ГОСТ 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» и ГОСТ 23435-70 «Техническая диагностика. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров». 126 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ Автомобильные двигатели являются энергетической установкой по преобразованию внутренней энергии топливовоздушной смеси в механическую работу. Поэтому важными являются экологические характеристики. Для бензиновых двигателей нормируется предельное содержание токсичных веществ - оксида углерода (СО) и несгоревших углеводородов (СН) - в отработавших газах. Их значения и методы испытания содержит ГОСТ Р 52033-2003 и ГОСТР 17.2.02.06-99. Для дизельных двигателей нормируется предельный уровень дымности отработавших газов. Его значение и методы определения содержит ГОСТ 21393-75. Подробно эти нормативные документы рассмотрены ранее. В качестве топлива в автомобильных двигателях, как правило, применяются легко воспламеняемые жидкости. Поэтому ГОСТР 51709-2001 выдвигает требования к системам питания бензиновых и дизельных двигателей. Они состоят в обеспечении герметичности топливоподающей аппаратуры и отсутствии подтеканий топлива, работоспособного состояния запоров топливных баков и устройств перекрытия топливопроводов. Контроль этих требований основан на визуальном наблюдении. Система питания газобаллонных автомобилей также должна быть герметичной. Баллоны для сжатого и сжиженного газа могут эксплуатироваться только на протяжении времени действия документа об их периодическом освидетельствовании. Газовая система питания газобаллонных автомобилей проверяется с использованием приборов или путем «обмыливания» мест соединений. При этом появление мыльных пузырьков не допускается.. Реализация Закона РФ «О защите прав потребителей» выдвигает высокие требования к культуре обслуживания пассажиров, улучшению условий труда водительского состава. Одним из элементов этого процесса является создание благоприятных условий в салоне автомобиля или автобуса, в том числе в части задымленности отработавшими газами. Рассматриваемый документ выдвигает требования к системе выпуска отработавших газов. Ее элементы и соединения должны находиться в исправном состоянии.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ 3.2.7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЧИМ ЭЛЕМЕНТАМ КОНСТРУКЦИИ Рассмотренные выше требования к системам, узлам и в целом к автомобилю не являются исчерпывающими. Автомобиль представляет собой сложную механическую систему и имеет значительное количество сопутствующих элементов, обеспечивающих его безопасность и работоспособность. ГОСТ Р 51709-2001 предъявляет требования к этим элементам. Автомобиль должен иметь предусмотренные его конструкцией стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла. Эти элементы автомобиля должны находиться в работоспособном состоянии. Частота перемещения щеток стеклоочистителей по мокрому стеклу в режиме максимальной скорости должна быть не менее 35 двойных ходов за одну минуту (проверяется универсальным измерителем времени с отсчетом от 1 до 60 с и ценой деления не более 1 с). Работоспособность стеклоочистителей и стеклоомыва-телей проверяют визуально в процессе их функционирования при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу двигателя АТС. При проверке стеклоочистителей с электрическим приводом должны быть включены фары дальнего света. Производительность стеклоомывателя должна обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла в достаточном для смачивания стекла количестве. Для безопасной эксплуатации автомобиль должен быть оборудован предусмотренными конструкцией зеркалами заднего вида, предусмотренными заводом-изготовителем стеклами, звуковым сигналом, противосолнечным козырьком или шторами. Изменения могут касаться зеркал заднего вида. Они допустимы, если зона обзорности предлагаемого зеркала заднего вида обеспечивает большие зоны обзорности, чем предусмотрены технической документацией и прежде всего инструкцией по эксплуатации автомобиля. Ветровое стекло непосредственно отделяет водителя автомобиля от встречного воздушного потока и испытывает значительные нагрузки, зачастую переменные по величине и направлению, определяет обзорность с места водителя и, следовательно, создает 128 Глава3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ условия для безопасного управления. Поэтому механической прочности стекла уделяется большое внимание. ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определяет технические требования и методы испытания этих изделий при производстве. В сфере эксплуатации автомобилей эти требования основаны на визуальном осмотре. Основное требование состоит в том, чтобы в зоне очистки стеклоочистителем половины ветрового стекла, расположенной со стороны водителя, не было трещин. Кроме того, не могут быть использованы дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол и влекущие опасность травмирования участников дорожного движения. Вместе с тем, в верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов может располагаться полоса прозрачной цветной пленки. Ее допустимая ширина не должна превышать 140 мм. Для автотранспортных средств категорий М3, К2, К3 такая полоса может быть шире, но не должна превышать минимальное расстояние между' верхним краем ветрового стекла и верхней границы зоны его очистки стеклоочистителем. Стекла автомобиля могут иметь тонировку, однако их свето-пропускание должно соответствовать требованиям ГОСТ 5727-88. Оно состоит в том, что светопропускание ветровых стекол должно } быть не менее 75 %, стекол передних дверей и передних боковых | стекол (если они имеются)-не менее 70%, прочих стекол-не менее 60 %. Светопропускание остекления крыши, люка крыши, затемняющих полос ветрового стекла не нормируется. Важное значение для правильного выбора стекол автомобилей, находящихся в эксплуатации, имеет их маркировка. Она должна на- ] носиться на каждое изделие штампом, шелкографией, гравировкой] или травлением, быть четкой и не смываемой и содержать: 1) товарный знак или товарный знак и наименование предпри- < 2) условное обозначение типа и вида стекла: Т - трехслойное,
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ 3) обозначение зарубежных нормативно-технических докумен 4) год и месяц изготовления для трехслойных стекол автомобилей. По согласованию изготовителя и потребителя стекол допускается вводить в маркировку дополнительные данные (номер смены, номер печи, сорт и др.). Эта информация должна быть размещена вне обозначений, приведенных в пунктах 1-4. Автомобильные стекла, имеющие светопропускание менее 70%, дополнительно должны иметь в маркировке знак «У». Содержание маркировки должно быть указано в технических условиях на конкретные автомобильные стекла. Светопропускание определяют по ГОСТ 27902-88 «Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств». Испытания должны проводиться при следующих условиях окружающей среды: • температура (20 ± 5)°; • давление от 86 до 106 кПа; • относительная влажность воздуха (60 ± 20) %. Сущность метода состоит в определении нормального свето-пропускания безопасного стекла т,, по интенсивности светового потока, пропускаемого испытываемым стеклом. Нормальное светопропускание - это отношение светового потока Ф,, пропускаемого стеклом, к общему падающему световому потоку Ф/. Принципиальная схема прибора для замера параметра тг приведена на рис. 3.5. Технические требования к данной оптической системе в целом и отдельным ее элементам подробно содержит рассматриваемый стандарт. Проведение испытаний состоит в том, что измерительный прибор приемника следует отрегулировать так, чтобы его показания составили 100 делений шкалы, если световое стекло не введено в световую дорожку. В случае, когда свет не падает на приемник, измерительный прибор должен показывать нуль. Безопасное стекло б вводят между диафрагмой и приемником на расстоянии от приемника, приблизительно равном пяти диаметрам 130 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ приемника, и регулируют его положение так, чтобы угол падения светового пучка был равен 0 ± 5°. Для каждой измеряемой точки отсчитывают количество делений п, показываемое измерительным прибором. Нормальное светопропускание тл определяют по зависимости и/100 и выражают в процентах падающего светового потока. Рис. 3.5. Принципиальная схема прибора для замера параметра нормального светопропускания: / — источник света; 2 — оптическая система; 3 — диафрагма; 4 — приемник излучения; 5 — измерительный прибор; 6 — испытываемое безопасное стекло Для измерения названного параметра прибор должен соответствовать требованиям стандарта, однако допускается использовать серийно выпускаемую аппаратуру, например, спектрофотометры и соответствующие методы измерения, обеспечивающие получение того же результата. На задние стекла легковых автомобилей могут устанавливаться солнцезащитные жалюзи и шторы. В этом случае автомобиль должен иметь зеркала заднего вида с обеих сторон. На боковых и задних окнах автобусов могут применяться занавески. Замки дверей кузова или дверей кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сиденья водителя и пассажира, аварийный выключатель на автобусах, аварийные выходы автобусов и устройства приведения их в действие, привод управления дверями, сигнализация работы дверей и требования остановки,
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ звуковой сигнал, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонное устройство должны находиться в работоспособном состоянии. Безопасное управление автомобилем в значительной степени определяется за счет соблюдения правил дорожного движения, одним из элементов которого является соблюдение скоростного режима. Контроль скорости движения автомобиля осуществляется водителем по показаниям специальных приборов - спидометров и тахографов. Поэтому к их состоянию предъявляются определенные требования. Спидометровое оборудование, а также предусмотренные конструкцией автомобилей тахографы должны находиться в работоспособном состоянии и быть опломбированы в установленном порядке. Это требование не распространяется на автомобили, принадлежащие индивидуальным владельцам. Порядок опломбировки спидометров установлен в «Инструкции о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования автомобилей», утвержденной в установленном порядке и введенной в действие с 1 июля 1987 года. Этот документ действует по настоящее время и предназначен для всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовой формы. Он устанавливает порядок пломбирования спидометров и их приводов, содержит схемы пломбирования, формы документов по учету и оформлению пломбирования, а также устанавливает обязанности и ответственность лиц, отвечающих за этот вид деятельности. Рассмотрим наиболее важные положения этого документа. Автомобили должны быть оснащены исправным и опломбированным спидометровым оборудованием. Автомобиль не может быть допущен в эксплуатацию, если его спидометровое оборудование неисправно, имеет нарушения пломбировки и не поверено органами Госстандарта. Первичная поверка этого оборудования проводится при выпуске из производства или ремонта. Периодическая поверка проводится не реже 1 раза в два года. Спидометры, признанные годными после проведения первичной или периодической поверок, подлежат пломбированию или клеймению органами Госстандарта. Допускается автотранспортным предприятиям производить поверку спидометров при необходимости без вскрытия 132 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ________ их и нарушений пломб Государственного поверителя. Новые автомобили в период действия гарантии должны эксплуатироваться со спидометрами, имеющими пломбу завода-изготовителя. В случае нарушения заводской пломбировки в гарантийный период или поступления новых автомобилей с завода-изготовителя с неопломбированным спидометровым оборудованием до ввода автомобиля в эксплуатацию составляется акт совместно с представителями незаинтересованной организации, в котором должны быть указаны причины переопломбировки, дата и показания спидометра. По истечении гарантийного срока эксплуатации автомобиля спидометр и его привод перепломбируются с постановкой пломб предприятия на съемный ободок спидометра по схеме, приведенной на рис. 3.6. Оттиск клейма на пломбе должен иметь четкое обозначение. На одной стороне клейма должно быть нанесено наименование предприятия, а на другой - квартал, год и номер клейма. Пример клейма показан на рис. 3.7. По истечении сроков действия клеймо уничтожается, о чем составляется комиссионный акт. Пломба должна быть механически прочной, надежно обеспечивать зажим проволоки, исключающей снятие и перемещение ее по проволоке. Для пломбирования используются свинцовые пломбы и стальная низкоуглеродистая проволока общего назначения установленных образцов. Пломбирование спидометрового оборудования производится для того, чтобы исключить доступ к счетному механизму спидометров, приводу, электродатчику и штекерным соединениям. Перед пломбированием необходимо убедиться, что спидометр, гибкий вал с накидными гайками или счетчик, элекгродатчик с приводами и штекерные соединения стандартные и не подвергались модернизации. Аварийные выходы в автобусах должны иметь соответствующие обозначения и содержать краткую инструкцию по использованию. Конструкция салона автобуса, а также его техническое состояние в эксплуатации не должны содержать дополнительные элементы, способные ограничить свободный доступ пассажиров к аварийным выходам. Отдельные провода и их жгуты, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИИ А-А
Рис. 3.6. Принципиальная схема пломбирования спидометр органами Госстандарта Рис. 3.7. Содержание надписей клейма пломбира 134 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ составляющие систему электрооборудования автомобиля, должны иметь надежные крепления. Не предусмотренные конструкцией их контакты с деталями автомобиля не допускаются. Изоляция проводов должна исключать возможность возникновения коротких замыканий. Автомобиль должен иметь предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство и грязезащитные фартуки. Использование автомобиля в качестве тягача выдвигает дополнительные требования к надежности сочленения с прицепом или полуприцепом. Для этого сцепное устройство тягача и прицепа, а также предусмотренные конструкцией страховочные тросы должны быть исправны. Предельно допустимый износ сопрягаемых рабочих поверхностей тягового крюка, сцепной петли и сцепного шкворня полуприцепа не должен превышать установленного руководством по эксплуатации автомобиля. Эксплуатация прицепов и полуприцепов с тягачом, не указанным в руководстве по эксплуатации прицепа или тягача, без согласования уполномоченной на то организации не допускается. Легковые автомобили в последнее время достаточно часто используются как тягачи. В качестве сочленения такого автомобиля и прицепа используется сцепное устройство шарового типа. ГОСТ 28248-89 «Легковые автомобили. Тягово-сцепное устройство шарового типа. Основные размеры» содержит требования к этим устройствам. Стандарт распространяется на сцепные шары, предназначенные для буксировки легких прицепов с полной конструктивной массой не более 3500 кг, и устанавливает размеры, необходимые для совместимости деталей механических соединительных устройств между легкими прицепами, караванами и буксирующим | автомобилем в случае, когда автомобиль снабжен сцепным шаром. Настоящий стандарт не распространяется на тягово-сцепные устройства шарового типа специальных легковых автомобилей, предназначенных для буксировки специальных прицепов. Основные размеры сцепного шара должны соответствовать указанным на рис. 3.8.
Рис. 3.8. Основные размеры сцепного шара Диаметр шейки шарового пальца измеряется в горизонтальной плоскости, расположенной не менее чем на 32 мм ниже точки О, и должен составлять 27...29 мм. Свободное пространство вокруг шарового пальца должно соответствовать значениям, приведенным на рис. 3.9. Свободное пространство вокруг шарового пальца обеспечивает: а) возможность отклонения замкового устройства прицепа от - в горизонтальной плоскости на угол а не менее 60°; - в вертикальной плоскости на угол Р не менее 25°; б) возможность сцепки и расцепки при отклонении замкового - в горизонтальной плоскости на угол а не менее 60°; - в вертикальной плоскости на угол Р не менее 10°. Центр сферической поверхности и ось шейки сцепного шара должны лежать в продольной вертикальной плоскости симметрии автомобиля. Высота расположения центра, сцепного шара у авто- 136 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
Рис. 3.9. Основные размеры свободного пространства вокруг шарового пальца мобиля с полной конструктивной массой должна быть не менее 350 мм и не более 429 мм от опорной поверхности В случае, если тягово-сцепное устройство предназначено для буксирования прицепа массой свыше 3500 кг, на сцепной шар в плоскости диаметром от 17 до 19 мм должно быть нанесено обозначение «18О 50». Кроме того, может быть нанесен знак предприятия - изготовителя тягово-сцепного устройства. Широко распространенным техническим устройством, предназначенным для буксирования одним автомобилем другого автомобиля, являются буксирные устройства. Требования к этим элементам технической эксплуатации автомобилей предъявляет ГОСТ 25907-89 «Устройства буксирные автомобилей. Общие технические требования. Методы испытаний». Рассматриваемый стандарт распространяется на буксирные устройства, состоящие из буксирной вилки или гнезда со шкворнем (буксирных вилок или гнезд), расположенных в передней час- ти автомобилей всех типов (кроме легковых и грузопассажирских, изготовленных на их базе) конструктивной полной массой до 50 000 кг (рис. 3.10), и жесткого буксира типа «штанга» или «треугольник» (рис. 3.11), применяемого в качестве сцепного звена с буксирующим автомобилем, имеющим сзади тяговый крюк или тяговую вилку. Документ не распространяется на буксирные устройства, поставленные на производство до 1 января 1992 года. В зависимости от конструктивного исполнения буксирные устройства могут быть двух типов «штанга - буксирная вилка» и «треугольник-буксирные вилки». Типоразмер буксирного устройства необходимо определять в зависимости от конструктивной полной массы буксируемого автомобиля в соответствии с табл. 3.33. Автомобили всех типов, кроме автомобилей высокой проходимости, должны содержать одну или две буксирные вилки, а автомобили высокой проходимости - две вилки. Эти устройства располагают в вертикальной продольной плоскости симметрии автомобиля при одной вилке либо симметрично относительно нее на расстоянии от 570 до 1150мм между осями шкворней при двух вилках. При этом ось вилки должна быть параллельна продольной оси автомобиля. Высота расположения продольной оси буксирной вилки от опорной поверхности для всех автомобилей, кроме автобусов, должна соответствовать указанной в табл. 3.33, а для автобусов - по согласованию изготовителя и потребителя. Конструкция и расположение буксирных вилок должны обеспечивать возможность свободного отклонения прицепленного буксира относительно продольной оси автомобиля: • в вертикальной плоскости (см. рис. 3.11) на угол а не менее • в горизонтальной плоскости угол р для буксира типа «штан Сцепные петли буксира должны быть неподвижно закреплены и установлены в одной плоскости. Для буксира типа «штанга» допускается взаимное отклонение плоскостей петель не более 3°. Для буксира типа «треугольник» при опоре на общую плоскость 138 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
Рис. 3.10. Основные размеры буксирной вилки со шкворнем Рис. 3.11. Геометрические параметры буксиров: — петля, сцепляемая с тягово-сцепным устройством буксирующего автомобиля
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |