Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис социологии

ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Вопросы лекции:

1. Генезис социологии: О.Конт и Г.Спенсер.

2. История российской социологии.

3. Предмет и объект социологии.

4. Социология и другие науки.

5. Структура социологического знания.

6. Основные функции социологии.

 

 

Социология как наука сложилась к первой половине XIX в. Ее основателем считается французский инженер и философ, основатель позитивизма[1] Огюст Конт (1798-1857). Именно он и придумал слово «социология»: склеил в одном слове латинское слово societas (общество) и греческое слово logos (знание, наука). Получилось: «наука об обществе».

Но при этом неизбежно встает вопрос: а что – до Конта никто об обществе не размышлял? Почему наука об обществе возникла так поздно, только в начале XIX в., после естественных наук и многих гуманитарных?

На этот вопрос существуют два ответа, каждый из которых освещает свою область, свои «корни», источники социологии – (1) «внутренние», познавательные (гносеологические) и (2) «внешние», социально-исторические.

(1) Во-первых, общество – гораздо более сложный объект изучения, чем объекты естественных наук. Общество – это прежде всего совокупность социальных связей и отношений между людьми, которая постоянно и быстро изменяется. Поэтому его закономерности найти гораздо труднее.

(2) Во-вторых, общественные потребности в создании дисциплины, которая регулировала бы отношения между людьми, возникли только в начале XIX в., после великой французской революции, в эпоху становления западноевропейского капитализма. Действительно, об обществе размышляли и Платон («Государство»), и Августин Блаженный («О Граде Божием»), и Томас Гоббс («Левиафан»), и многие другие. Но подлинная наука об обществе возникла только в начале XIX в., во времена Огюста Конта, когда госслужащим потребовались не абстрактные рассуждения о сущности человека или о природе общественного бытия, а конкретные знания о том, как совершенствовать общественную жизнь. После чудовищных лишений и нечеловеческих мук, выпавших на долю жертв французской революции (и последовавших за ней наполеоновских войн), встал вопрос о том, как именно следует управлять обществом, чтобы подобные события более не повторились. Конечно, общество не может не развиваться, не изменяться вслед за научно-техническим прогрессом. Но каковы законы плавной, постепенной эволюции общества? Как должно развиваться общество, чтобы не было революций?

Тем более что первые этапы становления западноевропейского капитализма были связаны с тяжелейшими социальными проблемами. Города, возникшие вокруг градообразующих промышленных гигантов, стали источниками острых социальных проблем – безработицы, преступности, проституции, очагами инфекционных заболеваний и т.д. Поднимало голову профсоюзное движение. Þ Возникла настоятельная общественная потребность в получении конкретных сведений о различных сторонах общественной жизни. И – в ответ – была создана социологическая наука.

Другим основателем социологии считается английский инженер Герберт Спенсер (1820-1903). В основе его понимания общества лежит эволюционная теория Дарвина и аналогия между социальными организмами и организмами биологическими. Расширяя круг эволюционных представлений, Спенсер выделял три ступени Большой Эволюции: неорганическую, органическую и надорганическую (социальную), которые в процессе эволюции плавно переходят друг в друга. При этом каждая последующая ступень приобретает новое, более высокое качество сложности по сравнению с предыдущей. Спенсер: «формула эволюции: налицо прогресс в направлении большего размера обществ, их связности, многообразия и определенности».

Спенсер выделял два типа обществ – «военные» и «индустриальные» - и рассматривал социальный прогресс как переход от первых ко вторым. Военные общества основаны на насилии и принуждении (пример – Спарта в Древней Греции). В них индивиды всецело принадлежат обществу и являются винтиками социального организма. В и ндустриальных обществах общественная жизнь основана на экономических и демократических принципах. Там люди гораздо свободнее от общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конспект лекций. Для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки и специальностей | История российской социологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.