Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и объект социологии

Каждая наука характеризуется с двух сторон – по объекту и по предмету. Объект науки – та часть реальности, та часть действительности, которая изучается данной наукой. Предмет науки – это тот угол зрения, под которым эта и только эта наука смотрит на свой объект. Именно предмет науки характеризует ее специфику – то, что отличает данную науку от других.

Обратимся к социологии. Согласно названия, объект социологии – общество. Но по вопросу о предмете социологии мнения социологов разделились надвое. Возникли две школы, два подхода – объективистский (от слова «объект») и субъективистский (от слова «субъект»).

Основателями объективистского подхода являются немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883) и французский философ Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Согласно объективистскому подходу, предмет социологии (т.е. то, что изучает именно социология) – наиболее общие законы развития и функционирования общества как единой, целостной системы. Правда, по вопросу о том, что представляет эта система, у «объективистов» опять-таки нет единства.

К.Маркс полагал, что «общество как целое» - это единая материальная система, в основе которой лежит труд, лежат экономические отношения, которые образуют его «базис», его «скелет». На основе этого скелета наращивается «мясо», «надстройка» - «идеологические» отношения – правовые, политические, религиозные и т.д. – и идеологические учреждения – церковь, государство и т.д. Фактором, который сплачивает общество, заставляет людей «сбиваться в кучу», тянуться друг к другу, являются естественные потребности в еде, питье, безопасности от нападений диких животных и т.д. Общество – это танк, в котором водителя убили, и он прет напролом через кустарники, сараи, магазины и дома, давя все на ходу. Общество движется как единая материальная система по своим железным экономическим законам, которым наплевать на то, как они воспринимаются и оцениваются живущими в нем людьми.

Согласно Э.Дюркгейму, предмет социологии – «социальные факты», т.е. ценности, традиции, обычаи, образцы поведения, которые существуют независимо от отдельных индивидов и «складываются» в единое «коллективное сознание»[3]. Это последнее существует не только в людях, но и наряду с отдельными людьми как некоторая социально-историческая реальность, целостность, которая развивается по своим собственным, объективным законам, которые не зависят от отдельных человеческих индивидуальных сознаний. Примеры – язык, религия.

Основателем «субъективистского» подхода является немецкий экономист и историк Макс Вебер (1864-1920). Согласно Веберу, если социология действительно хочет быть, а не казаться наукой, она должна исходить из простых и ясных понятий, а не из туманных, неопределенных (амбивалентных) слов типа «общество», «государство», «нация», «класс» и т.д. Эти понятия никуда не годятся, поскольку у них нет «объективных референтов». Скажем, у понятия «стол» есть объективный референт – вот этот, конкретный стол. Я могу его пальцем потрогать. Или – несомненно существует объективный референт у понятия «человек». Я могу подойти к конкретному человеку и потрогать его пальцем. – Но: я могу потрогать пальцем общество? Государство? Класс? Нацию?

Поэтому предмет социологии – это «социальное действие», т.е. поведение человека по отношению к другим людям. Социолога прежде всего интересует «смысл социального действия», т.е. мотивы поведения человека, стоящие за его поступками[4].

Очевидно, что субъективистский и объективистский подходы альтернативны, т.е. несовместимы друг с другом. При этом если в XIX в. преобладал объективистский подход, то в настоящее время все большее внимание современные обществоведы (включая и специалистов в области экономической теории) уделяют субъективистскому подходу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История российской социологии | Социология и другие науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.