Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальной структуры. Был преемником Дж. Мида на социологическом факультете Чикагского университета

Герберт Блумер (1900-1987).

 

Был преемником Дж. Мида на социологическом факультете Чикагского университета. Аналитически проработал и развил символический интеракционизм, выделив в нем три основные предпосылки:

(1) люди действуют на основании значений, которые имеют предметы, люди или ситуации для совершающих действия;

(2) значение возникает в процессе социального взаимодействия между индивидами;

(3) значение применяется и изменяется в процессе интерпретации между совершающим действие и миром.

Именно Блумер настаивал на том, что систематическое развитие символического интеракционизма должно привести к радикальному пересмотру основных понятий классической социологии: «статус», «норма», «роль» и др. Эти понятия получают свои значения лишь в процессах взаимодействия между людьми. В противовес классической социологии Дюркгейма, Блумер подчеркивал, что правила поведения человека в обществе заново интерпретируются деятелями (акторами) и должны создаваться заново. Социальная действительность непрерывно создается и изменяется индивидами в процессе их взаимодействия.

Таким образом, мы можем резюмировать основные положения символического интеракционизма в виде следующих пяти основных тезисов.

 

(I) Люди действуют на основании значений, которые имеют предметы, люди и ситуации для совершающих действия.

(II) Значения возникают в процессах социальных взаимодействий между людьми.

(III) Значения применяются и изменяются (модифицируются) в процессах интерпретации между осуществляющим действие и внешним миром.

(IV) В социальных взаимодействиях мы имеем дело не с дефинициями объектов, а с их символами.

(V) Взаимодействие – это обмен символами.

 

СЕДЬМАЯ ЛЕКЦИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

 

Вопросы:

1. Понятие социальной структуры.

2. Социальная стратификация и социальная мобильность.

3. Понятие социального института.

4. Виды и функции социальных институтов.

 

 

Общество – это система отношений, в которые люди вступают в процессе своей деятельности. Эти отношения не произвольны и не случайны. Они определенным образом упорядочены и образуют определенную иерархию. Эта упорядоченность – т.е. переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах – и есть социальная структура. Она находит свое выражение в системе социальных позиций, статусов (положений) и в распределении в ней людей.

Грубо говоря, социальная структура – это то, что в обществе не меняется, то, что остается неизменным при обычных, повседневных изменениях общественной жизни, то что, как говорят математики, «инвариантно» при различных трансформациях. Очевидный пример социальной структуры – высшее учебное заведение. В нем все постоянно меняется – приходят и уходят новые поколения студентов, одни преподаватели уходят на пенсию, других принимают на работу, одного декана сменяет другой и т.д. и т.п. Но при этом что-то остается неизменным – социальная структура, отношения господства и подчинения между различными должностями и т.д.

 

 

Статус – это место в социальной группе. Статус – это социальное положение человека в рамках группы или общества, определяемое его правами и обязанностями. Именно при помощи статусов мы идентифицируем (обозначаем и распознаем) друг друга в различных социальных структурах. Примеры статусов – отец, мать, преподаватель, студент, декан, …Статус – это, образно говоря, костюм. Выбор костюма ограничивается нашими размерами и тем, что предлагает торговля.

Статусы поступают готовыми и их выбор ограничен. Статусы делятся на предписываемые (аскриптивные) и достигаемые, основные и неосновные. С понятием «статус» тесно связано другое понятие – роли.

Роль – ожидаемое поведение в соответствии с определенным статусом. «Статус мы занимаем, а роль играем». Роль – это модель поведения. «Весь мир – это театр, а люди в нем – актеры» (В.Шекспир). Один и тот же статус может иметь несколько ролей, ролевой набор. Например, студент = {ученик, читатель, товарищ}.

Часто наблюдаемые противоречивые требования, возникающие внутри ролевого набора, называются ролевым конфликтом. Примеры последнего – отношения между врачом и пациентом, родителями и студентами, руководителями и подчиненными.

Необходимо также разделять понятия «агрегат» и «группа».

Агрегат – это набор анонимных лиц, находящихся в одном и том же месте в одно и то же время. Например, пассажиры автобуса или очередь за железнодорожными билетами.

Группа – совокупность людей, которые имеют общие позиции и связаны друг с другом в устойчивых моделях социального взаимодействия. Пример – академическая группа в вузе, общество филателистов, и т.д. Группы делятся на первичные и вторичные. Первичные группы – это группы лиц, которые непосредственно взаимодействуют друг с другом и осуществляют личные, тесные контакты. Например, семья, друзья, родственники и т.д. Первичные группы, как мы уже отмечали в лекции по символическому интеракционизму, играют ведущую роль в процессе социализации; они также доминируют в процессе социального контроля.

Группы также делятся на внутренние и внешние. Внутренней называется группа, с которой данный индивид идентифицирует себя. Соответственно, референтная группа – группа, на которую индивид ориентируется при формировании своих взглядов. Например, дворовые друзья; или – семья.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уильям Айзек Томас (1863-1947) | Лекция восьмая. Социальные изменения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.