Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория модернизации

Ее создателем является американский социолог, профессор гарвардского университета Даниел Белл (р. в 1919), автор знаменитой книги «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» (1973).Согласно Беллу, историю человечества можно разделить на три этапа, три «типа социальной организации»:

(1) традиционное или доиндустриальное общество;

(2) индустриальное общество;

(3) постиндустриальное или информационное общество.

(1) В доиндустриальном (сельском) обществе преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности: земледелие, извлечение полезных ископаемых, рыболовство, заготовка леса и т.д. Этот тип социальной организации характеризуется непрерывным взаимодействием человека с природой.

(2) Индустриальное (городское) общество основано на фабричном производстве, состоящем в приложении энергии к машинам для массового производства товаров. Этот тип социальной организации характеризуется взаимодействием человека не с естественной, а с искусственной природой – с машинами и механизмами, «организацией ритмичной работы с высочайшей степенью координации».

(3) Постиндустриальное общество – это деятельность, связанная с обработкой данных, управлением и информацией. Этот тип социальной организации «во все возрастающей степени сводится к взаимодействию людей друг с другом».

Именно к описанию третьего этапа человеческой истории, в который медленно, но неуклонно вступают США, Япония и страны Западной Европы сводится заслуга Д.Белла. Характеризуя свою мировоззренческую позицию, он писал: «Но я вовсе не антимарксист. Как может ученый социолог быть антимарксистом? Многое в марксистском анализе социальных и производственных структур сохранило свое значение и вошло в современные теории, как и результаты любых глубоких концептуальных обобщений. Я бы скорее назвал себя постмарксистом, в том смысле, что я воспринял достаточно много марксистских представлений о социуме. Как я уже когда-то писал, марксистский анализ дает поразительно точную картину западного капиталистического общества в период между 1950-м и 1970-м годами. Вопрос в том, где же К.Маркс все -таки заблуждался?»[22]

Ключ к ответу – в изменениях в характере структурного роста производительных сил, отличающих XX в. от XIX в. Хотя К.Маркс был одним из первых, кто осознал важнейшую роль науки в преобразовании мира, но он недооценивал роли теоретических знаний. В XX в. технологический прогресс определяется такими направлениями фундаментальной науки, как квантовая теория, теория относительности, физика твердого тела и т.д. Тогда как в XIXв. развитие техники шло преимущественно «наощупь», эмпирическим путем.

Более того, К.Маркс опирался на трудовую теорию стоимости, в которой труд рассматривался как средство создания прибавочной стоимости. Но в XX в. источником стоимости во все большей степени становится знание: создание новых товаров, повышение эффективности, увеличение объемов производства, снижение себестоимости – все это в постиндустриальной экономике является следствием применения знаний. С этим связано и изменение профессионального состава рабочей силы. Прямым фактором роста производительности оказывается расширение сферы услуг: здравоохранения, образования и профессиональных служб. Чем лучше состояние здоровья работников, чем выше уровень их образования, тем производительней их труд.

В итоге фундаментом передового общества является, благодаря современной технологии, знание, а не труд или другие материальные средства производства. Соответственно, наиболее динамичной составляющей производительных сил являются интеллектуалы, которые владеют информацией и создают знание.

Предвидя критические аргументы. Белл специально отмечал, что «постиндустриальное общество, как я доказываю в этой книге, не является проекцией или экстраполяцией современных тенденций западного общества; это новый принцип социально-технической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему, точно так же, как она сама вытеснила когда-то аграрную. В первую очередь, оно воплощается в утрате промышленностью, организованной на основе стандартизации и массового производства, своей центральной роли…Прежде всего понятие “ постиндустриальное общество” представляет собой не эмпирическое описание, а “теоретическое построение”, позволяющее увидеть главное в новых социальных формах»[23].

Модернизация в узком смысле – это переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождающийся индивидуализацией, специализацией и абстракцией. Но модернизация в широком смысле (как, скажем, понимает ее президент РФ Д.А.Медведев) – это обновление общества, приведение его в соответствие с последними достижениями науки и техники.

Для индустриального общества характерны:

(1) базовая единица – индивид, а не община;

(2) высокоразвитое разделение труда;

(3) общие для всех правила и нормы.

Первоначально индустриальное общество возникло в Западной Европе в результате становления коммерческого капитализма и раскола (М.Вебер) западного христианства на два течения – католичество и протестантизм. Но затем модернизация стала распространяться на другие страны – сначала Европы, а потом и на другие континенты. Первой попыткой в общем успешной модернизации стали петровские реформы. Известны также японская модернизация, начавшаяся с реформ императора Мейдзи в середине XIX в., а также турецкая модернизация, начавшаяся с реформ первого президента Турецкой Республики генерала Кемаля Ататюрка. В известном смысле можно говорить и о сталинской модернизации, имевшей предельно жесткий характер.

Соответственно, принято выделять два типа модернизации – органическую модернизацию (как в Западной Европе) и неорганическую (как в остальных странах). Главное отличие: если органическая модернизация проводится «естественно» и поддерживается как «сверху», так и снизу, то неорганическая проводится сверху при значительном сопротивлении широких народных масс. Она противоречит национальным традициям, менталитету людей и связана, как правило, с экономическими трудностями. Тем не менее верхам, политической элите приходится ее проводить прежде всего перед лицом военной угрозы, для того, чтобы не отстать в военном отношении и не потерять независимость.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные концепции социальных изменений | Лекция девятая. Социальный контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.