Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы религиозного поведения

Понятие религии.

ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ.

Вопросы:

1. Понятие религии.

2. Типы религиозного поведения.

3. Основные теории религии.

4. Типы религиозных организаций.

5. Основные религиозные традиции.

 

 

Религия – предмет изучения многих наук. Социолог имеет дело с религией как социальным явлением (феноменом), т.е. с религиозным поведением как разновидностью коллективного поведения, как одной из систем социального действия. Для социологии религия – это прежде всего один из важнейших социальных институтов, т.е. совокупность образцов поведения. Предметом социологического анализа является не Бог, а поведение людей, верующих в Бога, социальные причины, смысл и последствия этой веры. Необходимо отличать религию как предмет социологического исследования от религии как предмета психологического исследования. Психология религии имеет дело с религией как психическим феноменом; ее интересует субъективная сторона религии, религия в контексте психической жизни личности, сопутствующие ей психические переживания и пробуждаемые ей чувства.

Религия действует в любой социальной системе. Она выполняет особые и важные для общества функции. Религия – сложное и многоуровневое социальное образование. Как его определить? Как найти такие слова, которые охватывали бы все религии, которые когда-либо существовали и существуют в истории человечества? – Например, вера в Бога не является универсальным определением религии. Существуют религии, в которых понятия о Боге нет. – Но нет религии без понятия о «священном», сакральном (от лат. sacer – удаленное, запретное). Священное – реальность совсем иного порядка, абсолютно и полностью отличная от реальности «естественной». Определить его можно только так: священное – это то, что противоречит «мирскому», обыденному, рутинному, профанному. Поэтому основа религиозности как социального феномена – способность общества различать «священное» и «профанное» и поддерживать необходимую дистанцию между ними.

 

Религиозное поведение – предмет социологии религии – многообразно. В зависимости от угла зрения, от того что нас интересует, какие стороны религии мы рассматриваем, можно выделять разные типы религиозного поведения.

По типу религиозного отношения к миру Вебер подразделял все религии на: (1) религии приспособления к миру (конфуцианство и даосизм); (2) религии бегства от мира (индуизм и буддизм); (3) религии овладения миром (иудаизм, ислам и христианство). Та или иная религия представляет собой определенный тип отношения к миру, в каждой заключен соответствующий образ жизни, тип рационализации.

По степени рационализации все религии делятся на четыре типа: (1) супернатурализм;(2) анимизм;(3) теизм; (4) система абстрактных идеалов.

(1) Супернатурализм преобладает в примитивный, доиндустриальных обществах. Он основан на понятии «мана»; это - неопределенная, безличная, сверхъестественная сила, которая существует в природе. С помощью манны люди пытались заставить природу поступать в соответствии с их желаниями, манипулировать силами природы. Отсюда – суеверия типа «лапка кролика приносит удачу», всевозможные амулеты, талисманы, которые часто носят спортсмены.

(2) Анимизм (от слова «анима» - душа) – вера в духов, в потусторонних существ. Духи персонифицированы. Их любят, ненавидят, наказывают, подкупают, обманывают. Эти сверхъестественные силы покоряются с помощью «ритуалов».

(3) Теизм – вера в могущественных, абстрактных богов, которые требуют поклонения. Две формы теизма – политеизм (многобожие) и монотеизм (единобожие). Язычество, античная религия – политеизм, иудаизм, христианство, ислам (т.н. «авраамовы религии») – разновидности монотеизма.

(4) Система абстрактных идеалов – религии без богов в обычном смысле этого слова – религии, проповедующие моральное и духовное совершенство. Самые известные разновидности (4) – даосизм (Китай и др.), конфуцианство (или «культ предков» - Китай и др.) и буддизм (Тибет, Индия, Китай и др.). Их цель, особенно буддизма – достижение возвышенного состояния, «очищение», освобождение от страданий, невежества и эгоизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Девиантное поведение | Основные теории религии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.