Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия: ее возникновение и роль в обществе

ЛЕКЦИЯ 1

Ó Корявко Г.Е.

План:

§1. Мировоззрение и его исторические типы: мифология, религия, философия.

§2. Основные темы философской мысли, ее предмет и функции. Значение основного вопроса философии. Структура философского сознания.

§3. Философия в системе культуры: философия и наука; философия и искусство; философия и политика.

 

 

§1. Мировоззрение и его исторические типы:

мифология, религия, философия.

Философия - это один из типов человеческого мировоззрения, к тому же - современного мировоззрения. Философствование же - это мыслительный процесс выработки мировоззрения современным человеком. Поэтому, прежде чем изучать философию, следует понять, что представляет собой мировоззрение.

1.1.Как обнаруживает себя мировоззрение. Мировоззрение обнаруживает себя в сознании нередко даже тогда, когда человек не намерен размышлять о нем; оно обнаруживается как некие мыслительные конструкции - определенные установки, сложившиеся в жизни и управляющие поведением человека, его отношением к окружающему по принципу: «так можно, так правильно, а так нельзя, так неправильно».

Мировоззрение обнаруживает себя как возникающие уже в ранней юности вопросы: «кто я?», «зачем я?», «в чем смысл моей жизни?» и «в чем смысл всего мира?». В обществах, где существуют острые социальные и иные противоречия, к этим вопросам неминуемо присоединяются и вопросы о ценностях и оценке собственного общества, о его будущем. Все эти и близкие к ним вопросы и ответы на них составляют суть того, что получило название «мировоззрение». Мировоззрение это совокупность волнующих общество и человека мыслей о сущности окружающего мира, о положении и назначении человечества и человека. Отношение человека и мира является предметом любогомировоззрения.

 

1.2. Виды мировоззрения. В зависимости от того, к какому ответу на эти коренные вопросы бытия приходят общество и его индивиды можно судить о духе, культуре, сущности каждой эпохи и каждого общества. Каждое общество, и даже каждая социальная группа, в зависимости от имеющегося у них уровня знаний о мире, от ценностных ориентаций, имеют свое мировоззрение. Соответственно и человек каждого общества, любой эпохи имеет свое мировоззрение. Поэтому возможно выделение различных видов мировоззрения, соответствующих социально-экономическому уровню и типу развития, культурной и национальной среде. Можно выделить «западное» или «восточное» мировоззрение, мировоззрение античного мира или феодального общества, «буржуазное» или «пролетарское» мировоззрение, в которых стержневыми моментами являются специфические для того или иного сообщества особенности: западный или восточный тип культуры, исторически или социально обусловленные жизненные ориентации.

 

1.3.Носитель мировоззрения. Носителем мировоззрения всегда является индивид, живущий в определенных общественно-исторических, культурных, национальных условиях, но вырабатывается мировоззрение совокупной духовной деятельностью того или иного сообщества Мировоззрение каждого человека - это интегральное образование, «сплав» знаний о мире, эмоционального отношения к нему и оценок различных его явлений.

В структуре мировоззрения выделяют такие его элементы, как познавательный (мировоззренческие знания), эмоционально-волевой (мироощущение) и ценностно-нормативный (миропонимание).

1.4. Мировоззренческие знания. Характерная особенность мировоззренческого знания заключается в его универсальности, т.е. в применимости ко всем и к любым отношениям человека и мира. Знания о пространстве и времени, о количественной упорядоченности и определенности, о порядке или хаосе и подобные им одинаково важны в отношении к природному (естествознание), общественному (история, психология), мирам, в области политики, искусства, нравственности. Эти всеобщие знания являются опорными конструкциями для формирования специальных знаний (о времени или пространстве в физике или в истории - «историческое время») и, одновременно, они являются теми формами, в которых аккумулируется опыт отдельных областей человеческой жизнедеятельности - общее содержание знания о времени из физики, биологии, истории и даже обыденного опыта как бы «сливается» в мировоззренческие знания времени. Но именно «общее содержание», частное же теряется, и поэтому мировоззрение не заменяет специальных видов человеческого опыта, но как бы связывает их в целостную систему понимания человека и мира.

 

1.5.Мироощущение и миропонимание. Мировоззрение не существует и без таких образований, как мироощущение и миропонимание. Первое из них связано с работой человеческих эмоций, переживаний, возникающих из отношения человека к миру. Из этого отношения и в нем самом рождаются удивление и благоговение, отчаяние и страх перед миром, оптимистическое к нему отношение или пессимизм, скептицизм и эгоизм как стремление уйти от мира в «мир собственного существования».. Немецкий философ Иммануил Кант писал: «...две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мною и моральный закон во мне» [4].

Мироощущение производно от «среды жизнедеятельности» индивида, т.е. от «духа» эпохи, принимающей те или иные ценности, на основе которых формируется миропонимание - превращение знаний о мире и эмоций, порожденных отношением с миром в убеждения, на основе которых человек практически действует. Миропонимание определяет практическое применение мировоззренческих знаний о мире, о человеке и обществе в конкретных жизненных ситуациях, то есть выбор позиций, выбор типа отношения к миру: оно делает человека или активным в этом отношении (когда индивид переводит свои знания в практику изменения мира), или пассивным (когда его знания о мире убеждают в бессмысленности его личной «акции»).

 

1.6.Механизм формирования миропонимания. Миропонимание формируется по-разному; например, в результате усвоения обыденного «житейского» опыта, когда оно остается на уровне стихийного поведения. В этом случае преобладает, как правило, эмоциональный регулятор миропонимания. На теоретическом уровне миропонимание подвергается критическому анализу разума. Философия выполняет роль «критика» миропонимания, средства его анализа, благодаря которому миропонимание становится теоретическим мировоззрением.

 

1.7.Определение мировоззрения. Итак, мировоззрение - это сложная система, объединяющая знания о мире, его оценку, интеллект и эмоции, миропонимание и мироощущение, выражающая отношение человека и мира. Предметом мировоззрения, таким образом, выступает не мир и не человек, взятые порознь, но отношение «человек - окружающий его мир».

 

1.8.Дофилософские типы мировоззрения. Когда сегодня речь идет о мировоззрении, то чаще всего оно связывается с философией, которая формирует, критикует и обосновывает теоретически мировоззрение современного человека. Но в истории человечества существовала громадная эпоха, протяженностью в 20-30 тысячелетий (а философия возникла в 6-7 в.в. до н.э., т.е. чуть более 2,5 тыс. лет назад), когда философия отсутствовала. В «дофилософском мире» возникли и сложились первые исторические типы мировоззрения и миропонимания: мифологическое и религиозное.

 

1.9.Отличительные особенности мифологического сознания. Наиболее ранняя форма человеческого сознания - мифологическое (первобытное, коллективное). Его отличительные особенности заключаются в следующем:

- 1. Мифологическое сознание (термин «мифология» происходит от греческих слов «мифос» - «предание» и «логос» - «слово») неотрывно от первобытной практики. В содержание сознания попадало только то, что обеспечивало практическую жизнь (выживаемость) первобытного коллектива. К. Маркс отмечал, что здесь сознание «непосредственно вплетено в материальную деятельность и материальное общение людей» [5]. «Первобытное сознание, - пишет английский исследователь Дж. Томсон, - было по существу практическим» [6]. Практическая нужда определяла представления о мире, его пространстве, его времени, об отношениях человека и мира. Но уже здесь зарождается потребность в понимании источников всего окружающего и самого человека. Вначале эти представления связаны с конкретными явлениями самой действительности - мир создан «великанами», «птицей», «китом»; человек - это дитя «матери-оленихи» или «китихи».

- 2. Формы сохранения и наследования получаемого знания о мире долгое время носят предметный характер: возникают фетиши, с которыми соединяются определенные знания-запреты, знания-обряды, знания-поощрения; фетишами становятся животные и неодушевленные предметы - крокодилы, змеи, слоны, деревья, камни и т.д.. Отождествляя опыт с определенными предметами и явлениями окружающего мира, наши предки таким образом объективировали и передавали своим потомкам свой специфический опыт, знания.

- 3. Мифологическое сознание носит магический характер - оно существует как подражание самим явлениям действительности. В каком-то смысле это сознание проявлялось и развивалось как репетиция тех действий, в результате которых достигался нужный эффект: прежде чем загнать слона в ловушку, охотники, как правило, исполняли танец определенного типа. Этот танец должен был принести удачу. Но суть в другом: посредством определенных действий целые десятки тысяч лет собирался, сохранялся и передавался из поколения в поколение опыт, накапливаемый человечеством. Этот танец, равно как и фетиш, представляет собой способ деятельности сознания первобытного человека; сознания не такого уж и бедного, как нам иногда это представляется, поскольку именно оно дало начало человеческому отношению к миру.

 

1.10.Структура мифологического сознания. Это сознание мало походит на современное, оно иное по структуре, поскольку и структура мира иная: это ограниченные пространственные и временные возможности (род, племя), это минимальное свободное время для «раздумий», которые позволяли бы «просеивать» опыт и делать его выборку. Поэтому любое практически-важное взаимодействие с миром не обсуждается, а принимается как традиционный акт дальнейшего бытия. Это сознание действует и сегодня, когда не срабатывают привычные и более современные формирования сознания - знание, понимание, рациональность. Возникают такие явления как персонификация власти, когда власть по своей сути расходится с устремлениями общества и рождает анархию и хаос. Возникает потребность в фетишизации - поклонение символам заменяет авторитет; атрибут власти - место в управленческом аппарате - становится общественным фетишем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение | Вопросы для повторения. Определение философии. Итак, философия - это теоретически обоснованное мировоззрение, система теоретических взглядов на мир
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.