Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Джорджа Беркли

Б. Идеалистический сенсуализм.

Иванов - не птица.

Иванов - человек.

Человек - не птица.

Сенсуализм Локка. Согласно Локку, «нет ничего в уме, чего прежде не было в ощущении». Локк отрицал существование врожденных идей, принципов, норм. Человеческое сознание представляет собой чистый лист, постепенно заполняемый нашими ощущениями. За врожденные же принимаются общепринятые, распространенные идеи, которые, вследствие их пропаганды, одновременно встречаются у большого числа индивидов.

Философия Джона Локка.

Джон Локк (1632 - 1704) - представитель английской философии.

 

 

1.3.2. Простые и сложные идеи. Ощущения и интуитивно ясные представления нашего сознания образуют, по Локку, простые идеи. Это идеи теплоты, света, запаха, вкуса, протяженности и т.д.. Механически сочетая простые идеи в своем сознании, мы получаем сложные идеи. Например, идеи света, теплоты, округлости, постоянного правильного движения дают нам сложную идею Солнца.

 

1.3.3. Виды сложных идей. Локк различает три вида сложных идей:

а) идеи субстанций, которые подразделяются на эмпирические субстанции, тождественные вещам (вода, воздух, человек, камень), и умопостигаемые субстанции (материя, дух и т.д.);

б) идеи отношений (больше - меньше, длиннее - короче и т.д.), которым не соответствуют особые, самостоятельные объекты.

 

1.3.4. Первичные и вторичные качества. Качества, присущие всем без исключения вещам, Локк называл первичными и относил к ним протяженность, форму, движение, число и плотность. Все прочие качества (цвет, запах, звук, вкус и т.д.) Локк считал вторичными, т.к. данные качества не присущи вещам с необходимостью.

 

1.3.5. Виды знания. Локк классифицировал человеческое знание по степени его точности. Самое точное знание - интуитивное, состоящее из самоочевидных истин («часть меньше целого», «пять не равно шести», «в треугольнике не может быть семь углов» и т.д.). Менее точно демонстративное знание, получаемое из интуитивного посредством дедуктивного вывода.

Например:

 

____________________

Интуитивное и демонстративное знание образуют, по Локку, умозрительное знание, которому противостоит третья разновидность знания - сенситивное знание, получаемое посредством органов чувств. Оно менее достоверно, чем умозрительное знание, зато значительно превосходит его по объему.

 

1.3.6. Заключение. Учение Локка оказало существенное влияние на западную философскую мысль. Он считается одним из предшественников позитивизма.

 

Джордж Беркли (1685 - 1753) - представитель английской философии.

 

1.4.1. Сенсуализм Беркли. Беркли считал ощущения единственным источником наших знаний о мире. Помимо ощущений мы не можем получить достоверного знания, и все наши соображения, не вытекающие из чувственной реальности, являются не более, чем игрой разума.

 

1.4.2. Критика понятия материи. Согласно Беркли, из наших ощущений вовсе не следует, что за ними стоит что-то еще. Мир таков, каким он нам представляется. В связи с этим материя как источник наших ощущений представляется Беркли не более чем излишней философской абстракцией, не имеющей никакого реального содержания. Ощущения могут оказаться самодостаточными, вовсе не нуждающимися для своего существования в каком-то особом источнике. С другой стороны, гипотетический источник наших ощущений может оказаться принципиально отличным от материи и быть, например, Божественным Сознанием, навевающим на нас некий волшебный сон.

 

1.4.3. Солипсизм Беркли. Согласно Беркли, «существовать, значит быть воспринимаемым». Отсюда он делал вывод, что окружающие нас предметы существуют только до тех пор, пока мы ощущаем их существование. Что же касается предметов, которые мы в данный момент не воспринимаем, то об их существовании можно только догадываться и гипотетически предполагать его. Беркли считал предметы тождественными нашим ощущениям, поэтому отрицал любую возможность их существования вне ощущения. Аналогичным образом он отрицал обособленное от своих ощущений существование других людей, сводя свою философию к принципу: «Существу. только я и мои ощущения». Подобное отрицание существования других людей получило наименование солипсизма или субъективного идеализма.

 

1.4.4. Бог как источник ощущений. Субъективный идеализм Беркли не был последовательным. Отрицая возможность рационального определения источника наших ощущений, Беркли широко использовал спекулятивные соображения теологического характера, определяя себя и свои ощущения, т.е. - по его терминологии весь чувственно воспринимаемый мир, как продукт Божественного Сверхсознания. Последнее, по Беркли, отличается от обычного человеческого сознания тем, что наши мысли и фантазии по своей яркости и интенсивности уступают нашим ощущениям, в то время как мысли и фантазии Бога ничем не уступают им, поскольку они и есть эти самые ощущения. Иначе говоря, весь чувственно воспринимаемый мир, включая и нас самих, есть не более, чем мимолетная фантазия Бога.

Беркли говорил, что все мы попросту снимся Богу, и стоит ему проснуться, как все мы мгновенно исчезнем, и Божественным Очам предстанет бездонная черная бесконечность первоначального небытия.

 

1.4.5. Заключение. Философия Беркли оказала огромное влияние на западную философскую мысль. Идеи Беркли использовал Л. Кэррол в своей знаменитой сказке «Алиса в стране чудес». Перекликаются с идеями Беркли и многие положения философии Маха, Авенариуса, Освальда. В.И. Ленин подверг критике философские взгляды Беркли в своем главном философском труде «Материализм и эмпириокритицизм».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия Томаса Гоббса | Философия Давида Юма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.