Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Бенедикта Спинозы

Б. Материалистический рационализм.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) - представитель голландской философии.

 

2.3.1. Пантеизм Спинозы. Спиноза считал, что Бог имманентен природе. По его мнению, Бог, субстанция или природа - это, по существу, одно и то же. Бог не есть существо, его можно понимать только умственно, но нельзя вообразить чувственно. По сути дела, Спиноза растворял Бога в природе, и его философия представляет собой замаскированную форму материализма и атеизма.

 

2.3.2. Определение субстанции. Субстанция (или Бог, или природа), согласно Спинозе, определяется как причина самой себя. Субстанция неделима и вечна. Конкретные вещи являются порождениями единой и единственной субстанции и трактуются Спинозой как модусы, возникающие путем самоограничения актуально-бесконечного существа.

Субстанция обладает рядом отличительных свойств или атрибутов, важнейшими из которых, согласно Спинозе, являются протяженность и мышление. Если субстанция характеризуется Спинозой как абсолютно бесконечное, то атрибут как бесконечное в своем роде.

 

2.3.3. Рационализм Спинозы. Объявляя протяженность и мышление атрибутами одной и той же субстанции, Спиноза естественным образом приходил к выводу, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Иначе говоря, познать мир можно не выходя за пределы собственного разума. Следуя Декарту, Спиноза признавал образцом научности математику и даже пытался построить свою философскую систему способом, аналогичным построению эвклидовой геометрии.

 

2.3.4. Теория познания. Согласно Спинозе, существуют три рода человеческого познания. Первый род - чувственное или опытное познание, включающее в себя совокупность человеческих представлений, ощущений, продуктов игры воображения, а также абстрактное знание, возникающее посредством восприятия словесной информации, исходящей от других людей.

Второй род познания - рассудок или разум. Последний, по Спинозе, оперирует, прежде всего, общими понятиями, лишенными всякого налета чувственности, что приводит нас к более ясному и объективному знанию, нежели чувственное или опытное.

Наконец, третий, высший род знания именуется Спинозой интуицией. Трактовка последней у Спинозы туманна и неоднозначна, так что под интуицией можно понимать внезапное озарение, новую форму систематизации опытного и рассудочного знания, сверхинтеллектуальное постижение реальности и т.д..

 

2.3.5. Панлогизм Спинозы. Мир, по Спинозе, познаваем полностью. Для этого необходимо интуитивно отыскать основные принципы мироздания и дедуктивно вывести из них все возможные следствия. Подобная гносеологическая позиция получила впоследствии название панлогизма.

 

2.3.6. Заключение. Философия Спинозы оказала большое влияние на западную философскую традицию, породив многовековую полемику. Большим поклонником философии Спинозы был автор теории относительности - Альберт Эйнштейн.

 

§ 3. Просветительство.

Просветительство - господствующее направление европейской социальной философии XVII - XVIII в.в.. В Англии философия Просвещения представлена именами Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза, А.Э. Шефтсбери, Т. Рида, А. Смита и Д. Юма; во Франции - Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. д’Аламбера, Э. Кондильяка, П. Гольбаха, Ж. Ламетри, К. Гельвеция; в Германии - Г. Лессинга и И. Гердера.

 

3.1. Основная идея просветительства. Просветители считали, что единственным источником зла в мире является незнание. Мир и человек злы только тогда, когда они неразумны. В связи с этим просветители пытались перестроить наличное социальное бытие в соответствии с требованиями разума, активно искореняя незнание посредством культурно-просветительской деятельности: издания книг, справочных пособий, энциклопедий, открытия школ, училищ и т.д..

 

3.2. Критика религии. Основное препятствие на пути к разумному переустройству общества большинство просветителей усматривало в традиционной религии. К. Гельвеций (1715 - 1771) рассматривал все мировые религии как совокупность человеческих ошибок и заблуждений, источник которых - в невозможности рационального объяснения первобытными людьми окружающих их явлений природы и страх перед ними. П. Гольбах (1723 - 1789) трактовал религии как специфическое изобретение священников, придуманное ими единственно с целью одурачивания доверчивого народа и извлечения нетрудовых доходов.

 

3.3. Материализм и атеизм просветителей. Большинство просветителей так или иначе склонялось к материализму и атеизму. Наиболее последователен в этом отношении Ж. Ламетри (1709 - 1751), рассматривавший человека как биомашину, подобную часовому механизму. Согласно Ламетри, поведение, мысли и образ жизни человека полностью определяются характером его питания и естественных отправлений.

 

3.4. Естественное состояние. По мнению просветителей, человечество, вступив в полосу цивилизованного развития, двигалось исключительно в неправильном направлении. Последнее объяснялось недостатком знаний у первобытного человека. По мнению Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778), социальное неравенство противоестественно и противоразумно, равно как и все построенные на нем социальные институты: частная собственность, брак и семья, государство, классы и сословия и т.д.. Руссо призывал людей вернуться к естественному (первобытному) состоянию и свободно удовлетворять любые свои желания. Последнее, однако, технически было трудноосуществимо, поэтому Руссо предлагал «верхам» и «низам» общества договориться относительно правил совместного существования, т.е. минимизировать наличное зло посредством его рационализации. Так, неравенство предполагалось ограничить справедливым распределением доходов между сословиями, государство - народным представительством, частную собственность нейтрализовать общественной, а брак и семью разводом и «свободной любовью».

 

3.5. Заключение. Влияние просветительства на исторические судьбы Европы огромно и бесспорно. Философия Просвещения, по сути дела, стала официальной идеологией Великой Французской революции (1789 - 1793). Впоследствии идеи просветителей были переосмыслены и предельно радикализированы представителями социалистической мысли (Ж. Мелье, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн), найдя свое естественное завершение в философии Маркса, Энгельса, Ленина.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РАЗДЕЛА:

Агностицизм - отрицание возможности познания окружающего нас мира.

Атрибут (по Спинозе) - отличительное свойство субстанции.

Врожденная идея - знание, которым человек обладает с момента его рождения.

Гилозоизм - представление о мире как о совокупности живых организмов, принципиальное отрицание существования неживого.

Дедукция - умозаключение от общего знания к частному.

Демонстративное знание (по Локку) - знание, получаемое из интуитивного посредством дедукции.

Дуализм - представление о принципиальной независимости друг от друга духовной и телесной субстанций.

Естественное состояние (по Руссо) - состояние полного совпадения должного и желаемого.

Индукция - умозаключение от частного знания к общему.

Интуиция - спонтанное порождение сознанием предельно общих идей.

Модус (по Спинозе) - единичная вещь, порождаемая субстанцией путем самоограничения.

Монада (по Лейбницу) - элементарный носитель жизни и сознания, далее не делимый.

Оптимизм - вера в прогресс, идеальное устройство мира и светлое будущее человечества.

Панлогизм - представление, согласно которому исчерпывающее знание о мире может быть дедуктивно выведено из ограниченного числа общих принципов.

Пантеизм - отождествление понятий Бога, природы и субстанции.

Первопринцип - предельно общее утверждение, из которого может быть дедуктивно выведено исчерпывающее знание о мире.

Предустановленная гармония (по Лейбницу) - внешняя синхронизация ощущений автономных друг от друга монад творящим мир Божеством.

Причина - явление, порождающее другое явление, называемое следствием.

Просветительство - основное направление европейской социальной философии (XVII - XVIII в.в.), усматривавшее единственный источник социального зла в незнании и добивавшееся разумного переустройства общества посредством просвещения масс.

Протяженность (по Декарту) - основное свойство телесной субстанции, выражающееся в способности тел занимать определенное место в пространстве.

Рационализм - учение о познании, усматривающее основной источник человеческих знаний в разуме и допускавшее возможность исчерпывающего познания мира без выхода за пределы собственного разума.

Сенситивное знание (по Локку) - знание, получаемое посредством органов чувств.

Сенсуализм - учение о познании, усматривающее основной источник человеческих знаний в человеческих ощущениях.

Скептицизм - неверие в познавательные способности человека и в адекватность накопленных человечеством знаний.

Солипсизм - учение, согласно которому реально существую только я и мои ощущения.

Субстанция - универсальная основа всего существующего.

 

Рекомендуемая литература.

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М.: 1998.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: 1998.

3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1997

4. Антология мировой философии. В 4-х т. - М.,1969-1972.

5. Декарт Р. Рассуждение о методе. - в кн.: Избранные произведения. - М.,1950, с.257-319.

6. Дидро Д. Племянник Рамо. - Соч. в 2-х т.: Т.2 - М., 1991, с.52-126.

7. История философии в кратком изложении. - М.,1991, с.345-454.

8. Мир философии. - М.,1991, ч.1, с.17-23, 24-34, 198-206, 211-212, 262-264, 284-286, 309, 329-339, 414-425, 483-490, 491-493, 499-507, 615-620, 622-628.

9. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII в.в. М.,1984.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия Готфрида Вильгельма Лейбница | Каждому человеку от природы присуще стремление к счастью. Поэтому реализуй это свое стремление, стремись к счастью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.