Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции общественного развития.

 

4.1. Общество как динамическая система. Общество, как и любой другой онтологический объект, непрерывно развивается. Сегодняшнее общество совершенно отличается от общества столетней давности. Например, в 13 веке монголы создали империю, объединявшую практически всю Азию. Сегодня Монголия – небольшая страна с населением чуть более миллиона человек. Или еще один пример. Сто лет назад, накануне Октябрьской революции, в России проживало 180 миллионов человек. По сравнению с этим показателем сегодняшнее население России не только не увеличилось, но и уменьшилось на 40 миллионов человек. Между тем в странах Азии и Африки население стремительно растет. Например, в Пакистане сегодня проживает почти в 2 раза больше людей, чем в России.

 

4.2. Проблема социального прогнозирования. Отсутствие социальной стабильности, непрерывные социальные изменения порождают стремление к предсказаниям социальных изменений. В данной связи возникает множество социальных учений, многие из которых претендуют на статус наук. Например, в годы геополитического противостояния СССР и США (1946-1991) на Западе формируется специфическая лженаука – советология, представители которой изучали советскую систему с целью глобального подрыва ее идеологических основ. Еще более странное учение того же исторического периода – кремленология, представители которого пытались выявить генеалогические связи советской правящей элиты с тем, чтобы эффективно разложить ее. Примечательно, что ни советологи, ни кремленологи не смогли спрогнозировать распад СССР, поскольку так и не поняли сущностной специфики соответствующей социальной системы.

 

4.3. Философский характер социологических теорий. Таким образом, современные теории общественного развития носят философский характер. Реальные социальные прогнозы весьма ненадежны, причем, степень их неопределенности резко возрастает в зависимости от долговременности прогноза. Так, ни один серьезный ученый не возьмет на себя ответственности предсказать состояние цивилизации в 2106 году.

 

4.4. Теории вырождения. Подобные теории общественного развития можно отнести к дофилософской фазе. Например, в древнегреческой мифологии золотой век сменяется серебряным веком, тот, в свою очередь, бронзовым веком и т.д. Аналогичная теория эволюции человеческого сообщества описана в Библии. Древние люди интуитивно помещали золотой век в прошлое, рассматривая историю как процесс непрерывной деградации, отступления от древних идеалов.

Из современных философов к теории вырождения ближе всего подходил Ницше, интерпретировавший прогресс как идею современную, но ошибочную. В аналогичном ключе рассуждали и неотомисты, рассматривавшие Новое Время как непрерывную цепь ошибок и заблуждений, что, в конце концов, должно привести западную цивилизацию к гибели по сценарию Древнего Рима.

 

4.5. Теории прогресса. Формационная теория. Среди теорий подобного типа следует, прежде всего, выделить формационную теорию, восходящую к историческому материализму Маркса и Энгельса. Согласно данной теории, общество непрерывно эволюционирует под воздействием экономических факторов, ключевым среди которых является уровень производительности труда.

 

4.6. Исторические типы общественно-экономических формаций. Маркс и Энгельс выделяют следующие типы общественно-экономических формаций:

а). Первобытнообщинная [188]. Человек производит ровно столько, сколько необходимо для его выживания. Общество является бесклассовым. Принуждение к труду экономически нецелесообразно.

б). Рабовладельческая [189]. Основные классы – рабы и рабовладельцы. Принуждение к труду носит характер физического насилия. Уровень производительности труда определяется мускульными усилиями рабов.

в). Феодальная [190]. Основные классы – феодалы и крестьяне. Принуждение к труду носит характер социальной договоренности. Уровень производительности труда определяется использованием мускульной силы животных и простейших технических приспособлений.

г). Капиталистическая [191]. Основные классы – буржуазия и пролетариат. Принуждение к труду носит экономический характер (пролетарии вынуждены продавать свою рабочую силу). Уровень производительности труда возрастает практически безгранично, вследствие прогресса науки и техники.

д). Коммунистическая [192]. Происходит диалектическое возвращение к бесклассовому обществу. Труд из отчужденного становится свободным, что приводит к росту его производительности за счет социальных факторов. Последнее позволяет реализовать экономическую максиму коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

 

4.7. Индустриальное и постиндустриальное общество. Исторический крах марксизма повлек за собой попытки ревизии формационной теории и синтеза новых теорий общественного прогресса. В данной связи следует, прежде всего, указать на концепцию Д. Белла, который выделяет три типа обществ:

а). Доиндустриальные. В рамках подобных сообществ технические приспособления практически не используются.

б). Индустриальные общества. Эпоха активного развития техники. Производительность труда резко возрастает, так что потенциально могут быть удовлетворены любые человеческие потребности.

в). Постиндустриальное общество. В этом случае решающим фактором общественного прогресса становится развитие информационных технологий.

Белл говорит о «телекоммуникационной революции», о переходе от индустриального к «сервисному» обществу.

В целом, теория Белла более правдоподобна, нежели марксистская схема общественного развития, однако, следует учитывать, что она разрабатывалась в 70-е годы ХХ века, а ее эвристическая сила значительно слабее, нежели у марксизма.

 

4.8. Циклические теории общественного развития. Согласно данным теориям, всякое общество в своем развитии проходит определенные этапы, аналогичные этапам жизнедеятельности живого организма. Одной из первых концепций подобного рода является теория общественно-исторических типов Данилевского. Согласно теории К. Леонтьева, общество в своем развитии проходит следующие этапы: рождение, рост, цветение, упадок и гибель.

 

4.9. Цивилизационные теории. Наиболее известная модификация циклической теории – цивилизационная теория. Здесь, прежде всего, нужно указать на О. Шпенглера, автора знаменитого трактата «Закат Европы». Он выделяет следующие типы цивилизаций: древнеегипетскую, шумеро-вавилонскую, древнеиндийскую, древнекитайскую, античную, арабо-мусульманскую, фаустовскую (западноевропейскую) и культуру американских индейцев. Шпенглер также предсказал появление в недалеком будущем русско-сибирской культуры. Всякая цивилизация представляет собой герметическое образование, непроницаемое для других цивилизаций. Теории Шпенглера во многом аналогична теория Тойнби; последний, правда, насчитывает около тридцати цивилизаций.

 

 

Основные понятия раздела.

Антропологическая теория общества – философская теория общества, согласно которой общество возникает как приспособительный механизм определенной совокупности индивидов к соответствующим природным условиям.

Вырождения теория – концепция, согласно которой общества перманентно деградируют в процессе своего исторического развития.

Географический детерминизм – концепция, согласно которой структура общества определяется природно-климатическими условиями.

Деловой аспект социальной жизни - предполагает достижение индивидами своих социальных задач посредством лучшего выполнения отведенной им социальной роли.

Коммунальный аспект социальной жизни - предполагает совершение действий, препятствующих другим индивидам эффективно выполнять их социальную роль.

Национализм – учение о превосходстве соответствующей нации над всеми прочими в силу культурно-генетических причин.

Общественного договора теория – философская теория общества, согласно которой государство (общество) возникает как результат взаимной договоренности людей.

Общество – это историческая общность людей, интенсивность общения между которыми существенно выше, нежели интенсивность общения этих людей с другими людьми.

Организмическая теория общества – философская теория общества, согласно которой последнее сравнивается с биологическим организмом, а его составляющие – с органами тела.

«Принцип крови» - концепция, согласно которой членство в социальной общности определяется характером кровнородственных связей между индивидами.

«Принцип почвы» - концепция, согласно которой принадлежность к социальной общности определяется местом рождения и проживания.

Прогресса теория – концепция, согласно которой общества перманентно усовершенствуются в процессе своего исторического развития.

Расизм – учение о расовом превосходстве, об изначальном неравенстве человеческих рас.

Социальная философия – это философское учение об обществе.

Социального действия теория – философская теория общества, согласно которой общество свободно конструируется индивидами на основе адекватного понимания неких общих целей и задач.

Формация общественно-экономическая – исторический тип общества, определяющийся его классовой структурой и характером принуждения к труду.

Функционалистский подход к обществу – философская концепция, согласно которой на смену существующей социальной структуре может прийти лишь структура, лучше организованная в социальном плане.

 

Рекомендуемая литература.

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М.: 1998.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: 1998.

3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1997

4. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

5. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – Избр. произв. в 2-х т.: Т.2. – М., 1964.

6. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. – М., 2000.

7. Маркс К. Критика готской программы. – Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 19.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. – М., 1966.

9. Мэмфорд Л. Миф машины. – Утопия и утопическое мышление. – М., 1991.

10. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.

11. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М.: Прогресс, 1985.

12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 29.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы общественной организации | Что такое философия.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.