КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные характеристики Российского государства
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией РФ характеристики государства: демократическое, правовое, социальное, светское с республиканской формой правления. Следует иметь в виду, что Россия определяется как федеративное государство (см. гл. 3 «Федеративное устройство»). Демократическое государство. Демократический характер выражается в одном из основных элементов конституционного строя как народовластие. Народовластие осуществляется путем референдума и выборов. Референдум и выборы проводятся на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов Федерации), местном. В нашей стране референдум впервые был закреплен Законом о референдуме 1990 г. На федеральном уровне было проведено три референдума: о введении поста Президента РФ (17 марта 1991 г.); о доверии Президенту РФ и социально-экономической политике Президента РФ и Правительства РФ, а также о досрочном прекращении полномочий Президента РФ и народных депутатов (25 апреля 1993 г.); о принятии Конституции РФ (12 декабря 1993 г.). Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации». Референдум – всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум регулируется также Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот Закон определяет основные гарантии реализации гражданами России их конституционного права на участие в референдуме, избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления на всех уровнях проведения референдума и выборов. Проведение выборов одновременно с референдумом России не допускается. В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин России, достигший на день его проведения 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин России, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Референдум России назначает Президент РФ. Инициатива проведения референдума принадлежит: не менее чем 2 млн. граждан России, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают не более 10% из них; Конституционному Собранию, если им будет принято решение о внесении проекта новой Конституции на всенародное голосование. На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой конституции, если такое решение примет Конституционное Собрание. На референдум России не могут выноситься вопросы: • изменения статуса субъектов Федерации; • досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); • принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; • введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; • принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; • амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум России, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации/Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории страны, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Референдум России признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в нем. Решение признается принятым, если за него в целом проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории России. Система проведения референдума субъекта Федерации, местного референдума во многом повторяют федеральную модель, но в то же время обладают, хотя и не принципиальными, различиями. Референдум субъекта Федерации, местный референдум назначаются соответственно органом государственной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Инициативная группа по проведению референдума образуется избирателями в количестве не менее 20 человек для проведения референдума субъекта Федерации и не менее 10 человек — местного референдума. Соответствующая комиссия референдума регистрирует инициативную группу, после чего она организует сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Максимальное количество подписей не может превышать 2% числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, — на референдуме субъекта Федерации и 5% — на местном референдуме. После окончания сбора подписей подписные листы, итоговый протокол инициативной группы передаются в избирательную комиссию (комиссию референдума), которая направляет их вместе со своим постановлением в орган государственной власти местного самоуправления. На референдум субъекта Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Федерации, на местный референдум — находящиеся в ведении местного самоуправления. На референдум субъекта Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы: • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; • о формировании состава органов государственной власти субъекта Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; • об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; • о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Федерации, муниципального образования; • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Не могут также выноситься вопросы, находящиеся в ведении России либо в совместном ведении России и субъекта Федерации, на местный референдум — вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, чтобы на них можно было дать однозначный ответ — «да» или «нет». Выборы в России — это участие граждан в осуществлении народовластия, включающее выборы: Президента РФ; депутатов Государственной Думы; глав субъектов Федерации; депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации; в органы местного самоуправления (депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, глав и иных выборных должностных лиц местного самоуправления). Правовой основой выборов являются федеральные законы, законы и нормативные правовые акты субъектов Федерации. Основополагающие начала для проведения выборов всех уровней установлены Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Правовое государство. В самом общем виде правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право. Согласно более конкретному определению правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-правовой власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Главное отличие такого государства состоит в признании специфики права, его приоритета во всех сферах жизнедеятельности развитого общества. Процесс становления и развития правового государства — это движение человечества вперед, к свободе, осознанное стремление обуздать государство, вернуть его в лоно гражданского общества, заставить уважать законы и права человека. Юридически это означает признание свободы человека и общества от неограниченного государственного вмешательства, примат права над государством, независимость суда, обязанность государства всю свою деятельность строить на основе закона, открытость, гласность всех сфер жизни. Идея господства права и закона в жизни государства имеет глубокие корни. Еще Платон писал: «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях». Похожие мысли были и у Аристотеля: «Закон должен властвовать над всеми...» «Под действие закона должны подпадать все», — формулировал свой принцип Марк Туллий Цицерон. И. Кант рассматривал государство не иначе, как объединение людей, подчиненных правовым законам. Эти идеи были развиты передовыми мыслителями Европы III.Л. Монтескье, Т. Гоббсом, Д. Локком, Г. Гроцием, Б. Спинозой, Ж.-Ж. Руссо. В России принцип господства закона в государстве последовательно развивался в трудах А.Н. Радищева, Н.М. Кор-кунова, А.Ф. Кистяковского, С.А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича и др. Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился в XIX в. в немецкой юридической литературе. В правовом государстве устанавливается баланс сил и интересов, не происходит «огосударствление» общества. Для такого государства приоритетными будут его социальные направления деятельности. Государственный аппарат должен оказаться под полным и всесторонним контролем. Формирование бюджета, расходование налогов происходит гласно и контролируется со стороны общества. Существует развитая многопартийная система. Формирование и развитие правового государства возможно только при наличии важнейших демократических институтов. Становление правового государства требует последовательного проведения в жизнь его основных принципов. К числу принципов относятся: верховенство закона, связанность законом государства и его органов, реальность и обеспеченность прав и свобод индивидов, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей, взаимная ответственность государства и личности, наличие развитого гражданского общества. Верховенство закона или господство права во всех сферах общественной жизни. Закон — не произвольная деятельность государства. Он должен отвечать демократическим правовым принципам и прежде всего принципам равенства и справедливости. Законодательные акты, ущемляющие свободу личности, противоречат идее правового государства, так как правовое государство — это верховенство закона в жизни общества, связанность законом государства и его органов. Эта особенность составляет внешнюю, формальную сторону правового государства. Внутреннее, содержательное отличие — качество, сущность самого закона. В правовом государстве закон должен соответствовать праву. Исходя из своей природы и назначения, право призвано отражать идеалы справедливости. Справедливость — одна из наиболее гуманных и прогрессивных идей в истории человечества. Идеалы справедливости теснейшим образом связаны со свободой, равенством и демократией. Понятие «справедливость» шире понятия «право». Право как социальное явление призвано внести порядок в общественные отношения, обеспечивать и гарантировать проведение их в жизнь. Те справедливые идеи, которые нормативно закреплены в законе, становятся правом. Таким образом, право есть нормативно закрепленная справедливость. Соотношение права и закона сложно и неоднозначно. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали, этики, остается пожеланием, не имеющим обязательной силы. Это еще не право. А когда нормативное закрепление получает несправедливая идея, то законом она становится, а правом — нет. Так, УК РСФСР устанавливал уголовную ответственность за отказ от дачи показания в качестве свидетеля, в том числе против своих близких, родственников и против самого себя. В настоящее время в Конституции РФ установлено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Таким образом, несправедливый закон не есть право. В правовом государстве верховенство принадлежит справедливому закону. Исходя из этого, можно говорить о верховенстве права (правового закона). В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен никакими ведомственными актами, сколь бы авторитетны они ни были. При расхождении ведомственных распоряжений или любых других решений с законом действует закон. Только при этих условиях можно обеспечить подлинное верховенство закона. Необходимо отметить, что право и закон не должны оцениваться только как карательная, запретительная система. Необходимо сломать такой стереотип. Право есть прежде всего равная свобода. Правовое равенство означает формальную независимость индивидуумов друг от друга, т.е. свободу субъектов права и их отношений. Правовое равенство распространяется одинаково на всех субъектов соответствующего круга правовых отношений, так как право есть равная мера свободы каждого. Связанность законом государства, всех его органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан — второй важнейший принцип, характеризующий правовое государство. Этот принцип ограждает общество от любых форм произвола, анархии, вседозволенности. Смысл его заключается в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Мы должны четко уяснить, что без восстановления авторитета закона в общественном сознании, без формирования правовой культуры граждан невозможно решить задачи, стоящие перед обществом. Для этого необходима полная, открытая и правдивая информация обо всех важных политических, социальных, экономических событиях и процессах, о деятельности всех государственных органов, общественных организаций, должностных лиц. Незыблемость прав человека и гражданина — третий принцип правового государства. Конституция РФ закрепляет широкий перечень прав и свобод граждан — личных, социально-экономических, политических, духовно-культурных и содержит перечень их гарантий. Следовательно, все эти права находятся под охраной и опекой государства. Россия ратифицировала международные пакты в этой области. Важнейшим условием упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод. Судебная защита должна иметь распространение не только на единоличные решения, но и на коллегиальные. Взаимная ответственность государства и личности — важный принцип правового государства. Он выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и конкретным гражданином. Закрепляя свободу общества и личности, государство должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями и с другими государствами, с международным сообществом. Правовое государство не может существовать без четких и конкретных юридических мер ответственности должностных лиц и выборных органов, выступающих от имени государства, за невыполнение обязанностей и обещаний перед народом. Такими формами контроля являются референдумы, оценивающие работу власти, ежегодные послания главы государства, периодические отчеты органов государственного управления. Не менее важна и ответственность личности перед государством. Сегодня вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у значительной части населения. Это явление порождено ослаблением интереса граждан к делам общества и государства, непоследовательными действиями государства в экономике, социальной и духовной сфере. Построение правового государства также связывается с обеспечением благосостояния всех членов общества, с достижением справедливости в распределительных отношениях. Таким образом, человек становится центром, в интересах которого функционирует весь государственный механизм. Правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных актов. В настоящее время существуют раз-личные формы такого контроля: судебный, прокурорский, общественный, проверка представительных органов, а также органов управления. Вместе с тем главную роль в разрешении коллизий, возникающих в различных сферах жизни, должен играть суд. И это очевидно. Суд строит свою деятельность в соответствии с такими демократическими принципами, как: презумпция невиновности, независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равенство сторон. В судопроизводстве последовательно был выработан ряд фундаментальных положений, имеющих и сегодня важное практическое значение: нельзя быть судьей в собственном деле; один свидетель — не свидетель; отказ в правосудии недопустим; каждый гражданин имеет право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Для упрочения законности большое значение имеет деятельность Конституционного Суда РФ. Так, Конституционный Суд РФ по запросам органов государственной власти разрешает дела о соответствии Конституции РФ принятых федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, не вступивших в силу международных договоров. Эти акты или их отдельные положения, признанные судом неконституционными, утрачивают силу. Однако законодательное закрепление положений, составляющих суть принципов правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. В России необходимым условием становления правового государства является проведение правовой реформы, основные направления которой определены Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». В качестве приоритетных тенденций этой реформы установлены: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение основ и защита конституционного строя; реформирование государственного управления; создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции; обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации; формирование правовой базы реформы правоохранительных органов; конкретизация основ федерализма; осуществление реформы местного самоуправления; системное правовое обеспечение развития экономики; развитие системы правового воспитания, в том числе юридического образования и юридической науки, и пр. Социальное государство. Слово «социальный» на многих языках означает «общественный», «общий», «публичный», т.е. относящийся к жизни людей в обществе. Природа социального государства обусловлена состоянием гражданских прав, демократии, гражданского общества и правового государства. Процесс становления такого государства связан не только с политикой и экономикой, но и с нравственным сознанием общества, уровнем его культуры. Любое государство, будучи продуктом общественного развития, в широком смысле этого слова является социальным. О социальном государстве как особом типе можно говорить тогда, когда социально ориентированная политика государства фактически становится основным направлением его деятельности и имеет распространение на широкий круг объектов; в структуре экономики отражается и учитывается социальная ориентация государства. Социальным является государство, имеющее высокий уровень экономического развития и осуществляющее особые функции. Идея социального государства связана с тем, что государство перестает быть орудием подавления и классового господства, полностью утрачивает свой эксплуататорский характер. Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в целое, объединенное в понятие «гражданское общество», основной целью которого является защита прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, а не отдельной его части, выработка механизма разрешения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Положение о социальном государстве зафиксировано в конституциях Германии, Франции, Испании. Государство правовое и социальное— последнее достижение научной юридической мысли конца XX в. Идея возникновения социального государства появилась позднее, чем идея правового государства. Ее следует отнести к 60-м гг. XX в. В каждой стране начальную стадию формирования такого типа государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину необходимого прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в его обязанность обеспечить каждому достойный уровень жизни. Именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью и становятся ядром, стержнем концепции правового социального государства. Социальное правовое государство в отличие от чисто либерального характеризуется более активной интервенцией в экономические и социальные отношения, проводит энергичную социальную политику в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры. Социальное государство должно постоянно учитывать противоречие между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социальных противоречий. Среди характерных признаков социального государства можно выделить: • закрепление государством общечеловеческих ценностей, утверждение в обществе принципов социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, равных стартовых возможностей; • высокий нравственный уровень граждан, должностных лиц; «человеческое измерение»; • существование развитого гражданского общества; • высокий уровень демократии в обществе; • развитую экономическую базу, позволяющую осуществлять меры по перераспределению доходов; • социально ориентированную структуру экономики; существование различных форм собственности со значительной долей собственности государства; социальную направленность государственной политики; разработку разнообразных социальных программ и регламентацию приоритетов их реализации; • связь (связанность) государства с правом, наличие у него качеств правового государства; существование развитого действующего социального законодательства; закрепление положения о социальном государстве в основном законе страны (впервые это было сделано в конституции ФРГ, в Кодексе социальных законов ФРГ). Неотъемлемым элементом социального государства является парламент, в котором равноправно должны быть представлены все социальные группы, проживающие на данной территории. Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. Однако проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Дело в том, что современное государство — это государство с рыночной или смешанной экономикой. Суть такого типа экономики сводится к свободному товарообмену, признанию частной собственности и законных интересов собственника, свободе труда и принципов предпринимательства. Таким образом, социальному государству присущи все традиционные функции, обусловленные его природой. Главной задачей социальной политики России является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача определяет основные направления социальной политики. В их число входят: • охрана труда и здоровье людей; • установление гарантированного минимального размера оплаты труда; • обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых граждан; • развитие системы социальных служб; • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Ставя перед собой цель построения социального государства, Россия находится в самом начале пути к достижению этой цели. «Нынешняя система социальной поддержки, основу которой составляют безадресные социальные пособия и льготы, устроена так, что распыляет государственные средства, позволяет богатым пользоваться общественными благами за счет бедных. Формальное бесплатное образование и здравоохранение фактически являются платными и порой недоступны для малообеспеченных, детские пособия мизерны и не выплачиваются годами, пенсии скудны и не привязаны к реальному трудовому вкладу» — так характеризует сложившееся положение в социальной сфере Президент РФ в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. В этих условиях о социальном государстве можно говорить только тогда, когда будут реализованы конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека. Светское государство. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В светском государстве признается равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности. Конституция РФ раскрывает светское государство так: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство, его органы и должностные лица: • не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; • не возлагают на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; • не вмешиваются в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; • обеспечивают светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Светское государство учитывает религиозное образование. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством создавать образовательные учреждения. Религиозные объединения могут составлять местные или централизованные организации. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и иные вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм и др.). Общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Республиканская форма правления. Вопрос о форме правления в истории России поднимался неоднократно. Республиканская форма правления восходит к удельно-вечевому периоду (с XII в.). Впервые она была образована в Новгороде, Пскове и Вятке и просуществовала до XVI в. По существу эта феодальная республиканская государственность была одной из значительных иреально существовавших демократических традиций нашего Отечества. Республиканская государственность этих образований— не стихийная и не спонтанная, а достаточно упорядоченная нормами обычного права. Своеобразие этой формы состоит в вечевом устройстве власти, в непосредственном участии в ее осуществлении. Существовавшая с XV по начало XX в. авторитарная монархическая власть делала невозможным реализацию демократических моделей государственности, разрабатываемых учеными и политическими деятелями. После отречения от престола царствующей династии в стране поднимается вопрос о форме правления, который должен быть решен всенародно избранными делегатами Учредительного собрания. Государственное совещание, проведенное Временным правительством в августе 1917 г., состоящее из депутатов Государственной Думы всех созывов, делегатов от торгово-промышленных кругов и банков, профсоюзов, армии, флота, научных организаций, интеллигенции, духовенства, представителей всех политических партий (всего около 2500 чел.), единодушно высказалось о необходимости республиканской формы правления в России. 1 сентября актом Временного правительства Россия объявляется республикой. Этот акт сводился к чисто словесному признанию республики. В нем ничего не говорилось о конституции, парламенте и других атрибутах парламентаризма. Это было политико-декларативное, а не юридическое действие, не повлекшее институциональных изменений. Необходимо отметить, что правительство официально не сообщало об изменении в стране монархической формы правления на республиканскую. По замыслу Председателя Правительства А.Ф. Керенского объявление России республикой, созыв в сентябре 1917 г. Демократического совещания, создание на его базе Временного Совета Республики (предпарламента) должны были не допустить анархии в стране, путем гласного обсуждения вопросов о власти и реформах помочь Временному правительству довести страну но созыва Учредительного собрания. После совершенного большевиками октябрьского переворота лидер партии большевиков В.И. Ленин понимал, что власть, которую он захватил, является нелегитимной: только Учредительное собрание могло придать законность как форме правления, гак и органам государственной власти. 12 ноября 1917 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, на котором народ выразил свое отношение к происходящим событиям: большинство голосов (60%) получила партия эсеров, большевики— 25%. Поэтому первое заседание Собрания (5 января 1918 г.) было разогнано большевиками. Декретом ВЦИК от 7 января 1918 г. оно было распущено. Собравшийся 3-й Всероссийский съезд Советов в январе принял программный документ— «Декларацию прав трудящеюся и эксплуатируемого народа». В ней Россия провозглашалась Республикой Советов. Разгон Учредительного собрания ознаменовал собой драматический для нашей страны этап, когда возможность политического компромисса в рамках представительных учреждений была исчерпана. Слабость демократических, республиканских традиций не могла не привести к смене политического курса в стране, и в России на долгие десятилетия установился тоталитарный режим. С развалом СССР Россия вновь оказалась на историческом перепутье, который можно сравнить лишь с 1917 г. Курс, взятый на социально-экономическое возрождение страны, привел к принятию новой Конституции. Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию республикой, что означает выборность главы государства, но она не закрепила непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, смешанная). Анализ конституционного статуса главы государства позволяет сделать вывод о наличии в нашей стране смешанной республики — президентско-парламентской, или полупрезидентской, с сильной президентской властью. Такой вывод основывается на следующих позициях: • Президент РФ избирается не парламентом, а всеобщим голосованием; • наряду с Президентом РФ действует Председатель Правительства РФ и министры, осуществляющие исполнительную власть и в определенной мере ответственные перед парламентом; • Президент РФ обладает собственными конституционными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента; • парламент вправе выражать недоверие Правительству РФ, но вопрос об отставке решается Президентом РФ; • Президент РФ имеет право роспуска парламента; • министры не являются членами парламента.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |