Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные характеристики Российского государства

В понятие основ конституционного строя входят закреплен­ные Конституцией РФ характеристики государства: демократиче­ское, правовое, социальное, светское с республиканской формой правления. Следует иметь в виду, что Россия определяется как федеративное государство (см. гл. 3 «Федеративное устройство»).

Демократическое государство. Демократический характер выражается в одном из основных элементов конституционного строя как народовластие. Народовластие осуществляется путем референдума и выборов.

Референдум и выборы проводятся на трех уровнях: федераль­ном, региональном (субъектов Федерации), местном.

В нашей стране референдум впервые был закреплен Законом о референдуме 1990 г. На федеральном уровне было проведено три референдума: о введении поста Президента РФ (17 марта 1991 г.); о доверии Президенту РФ и социально-экономической политике Пре­зидента РФ и Правительства РФ, а также о досрочном прекращении полномочий Президента РФ и народных депутатов (25 апреля 1993 г.); о принятии Конституции РФ (12 декабря 1993 г.).

Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации». Референдум – всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государствен­ного значения.

Референдум регулируется также Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции». Этот Закон определяет основные гарантии реализации гражданами России их конституционного права на участие в ре­ферендуме, избирать и быть избранным в органы государствен­ной власти и в органы местного самоуправления на всех уровнях проведения референдума и выборов. Проведение выборов одно­временно с референдумом России не допускается.

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин России, достигший на день его проведения 18 лет. Не имеет пра­ва участвовать в референдуме гражданин России, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум России назначает Президент РФ. Инициатива проведения референдума принадлежит: не менее чем 2 млн. гра­ждан России, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают не более 10% из них; Конституционному Собранию, если им будет принято решение о внесении проекта новой Конституции на все­народное голосование.

На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой конституции, если такое решение примет Кон­ституционное Собрание.

На референдум России не могут выноситься вопросы:

• изменения статуса субъектов Федерации;

• досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Госу­дарственной Думы или досрочного формирования Совета Феде­рации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

• принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

• введения, изменения и отмены федеральных налогов и сбо­ров, а также освобождения от их уплаты;

• принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

• амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум России, не должны огра­ничивать или отменять общепризнанные права и свободы челове­ка и гражданина и конституционные гарантии их реализации/Ре­ферендум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории страны, а также в те­чение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) резуль­татов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Референдум России признается состоявшимся, если в голосо­вании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в нем. Решение признается принятым, если за него в целом проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решения, принятые всероссийским рефе­рендумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории России.

Система проведения референдума субъекта Федерации, ме­стного референдума во многом повторяют федеральную модель, но в то же время обладают, хотя и не принципиальными, разли­чиями. Референдум субъекта Федерации, местный референдум назначаются соответственно органом государственной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления.

Инициативная группа по проведению референдума образует­ся избирателями в количестве не менее 20 человек для проведе­ния референдума субъекта Федерации и не менее 10 человек — местного референдума.

Соответствующая комиссия референдума регистрирует ини­циативную группу, после чего она организует сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Максимальное количество подписей не может превышать 2% числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, — на референдуме субъекта Федерации и 5% — на местном референдуме.

После окончания сбора подписей подписные листы, итого­вый протокол инициативной группы передаются в избиратель­ную комиссию (комиссию референдума), которая направляет их вместе со своим постановлением в орган государственной власти местного самоуправления.

На референдум субъекта Федерации могут быть вынесены во­просы, находящиеся в ведении субъекта Федерации, на местный референдум — находящиеся в ведении местного самоуправления.

На референдум субъекта Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

• о досрочном прекращении или продлении срока полномо­чий, приостановлении осуществления полномочий органов госу­дарственной власти субъекта Федерации, органов местного са­моуправления, а также о проведении досрочных выборов орга­нов государственной власти субъектов Федерации, органов ме­стного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

• о формировании состава органов государственной власти субъекта Федерации или органов местного самоуправления, пер­сональном составе органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

• об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согла­сия на назначение на должность или на освобождение от долж­ности депутатов и должностных лиц;

• о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Федерации, муниципального образования;

• о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Не могут также выноситься вопросы, находящиеся в ведении России либо в совместном ведении России и субъекта Федера­ции, на местный референдум — вопросы, не находящиеся в ве­дении соответствующего муниципального образования.

Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформу­лированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, чтобы на них можно было дать од­нозначный ответ — «да» или «нет».

Выборы в России — это участие граждан в осуществлении наро­довластия, включающее выборы: Президента РФ; депутатов Госу­дарственной Думы; глав субъектов Федерации; депутатов законода­тельных (представительных) органов государственной власти субъ­ектов Федерации; в органы местного самоуправления (депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, глав и иных выборных должностных лиц местного самоуправления).

Правовой основой выборов являются федеральные законы, законы и нормативные правовые акты субъектов Федерации. Основополагающие начала для проведения выборов всех уров­ней установлены Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Правовое государство. В самом общем виде правовое госу­дарство можно определить как государство, в котором господ­ствует право. Согласно более конкретному определению право­вое государство — это правовая форма организации и деятель­ности публично-правовой власти и ее взаимоотношений с инди­видами как субъектами права. Главное отличие такого государ­ства состоит в признании специфики права, его приоритета во всех сферах жизнедеятельности развитого общества.

Процесс становления и развития правового государства — это движение человечества вперед, к свободе, осознанное стрем­ление обуздать государство, вернуть его в лоно гражданского общества, заставить уважать законы и права человека. Юридиче­ски это означает признание свободы человека и общества от не­ограниченного государственного вмешательства, примат права над государством, независимость суда, обязанность государства всю свою деятельность строить на основе закона, открытость, гласность всех сфер жизни.

Идея господства права и закона в жизни государства имеет глубокие корни. Еще Платон писал: «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних рас­прях». Похожие мысли были и у Аристотеля: «Закон должен властвовать над всеми...» «Под действие закона должны подпа­дать все», — формулировал свой принцип Марк Туллий Цице­рон. И. Кант рассматривал государство не иначе, как объедине­ние людей, подчиненных правовым законам.

Эти идеи были развиты передовыми мыслителями Европы III.Л. Монтескье, Т. Гоббсом, Д. Локком, Г. Гроцием, Б. Спино­зой, Ж.-Ж. Руссо. В России принцип господства закона в государ­стве последовательно развивался в трудах А.Н. Радищева, Н.М. Кор-кунова, А.Ф. Кистяковского, С.А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича и др.

Сам термин «правовое государство» сформировался и утвер­дился в XIX в. в немецкой юридической литературе.

В правовом государстве устанавливается баланс сил и инте­ресов, не происходит «огосударствление» общества. Для такого государства приоритетными будут его социальные направления деятельности. Государственный аппарат должен оказаться под полным и всесторонним контролем. Формирование бюджета, расходование налогов происходит гласно и контролируется со стороны общества. Существует развитая многопартийная систе­ма. Формирование и развитие правового государства возможно только при наличии важнейших демократических институтов.

Становление правового государства требует последователь­ного проведения в жизнь его основных принципов. К числу принципов относятся: верховенство закона, связанность законом государства и его органов, реальность и обеспеченность прав и свобод индивидов, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей, взаимная ответственность государства и личности, наличие раз­витого гражданского общества.

Верховенство закона или господство права во всех сферах общественной жизни. Закон — не произвольная деятельность государства. Он должен отвечать демократическим правовым принципам и прежде всего принципам равенства и справедливо­сти. Законодательные акты, ущемляющие свободу личности, противоречат идее правового государства, так как правовое го­сударство — это верховенство закона в жизни общества, связан­ность законом государства и его органов. Эта особенность со­ставляет внешнюю, формальную сторону правового государства. Внутреннее, содержательное отличие — качество, сущность са­мого закона. В правовом государстве закон должен соответство­вать праву.

Исходя из своей природы и назначения, право призвано от­ражать идеалы справедливости. Справедливость — одна из наи­более гуманных и прогрессивных идей в истории человечества. Идеалы справедливости теснейшим образом связаны со свобо­дой, равенством и демократией. Понятие «справедливость» шире понятия «право». Право как социальное явление призвано внести порядок в общественные отношения, обеспечивать и гарантиро­вать проведение их в жизнь. Те справедливые идеи, которые нормативно закреплены в законе, становятся правом. Таким об­разом, право есть нормативно закрепленная справедливость.

Соотношение права и закона сложно и неоднозначно. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закреп­ления, она остается в сфере морали, этики, остается пожеланием, не имеющим обязательной силы. Это еще не право. А когда нормативное закрепление получает несправедливая идея, то за­коном она становится, а правом — нет. Так, УК РСФСР устанав­ливал уголовную ответственность за отказ от дачи показания в качестве свидетеля, в том числе против своих близких, родст­венников и против самого себя. В настоящее время в Конститу­ции РФ установлено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Таким обра­зом, несправедливый закон не есть право. В правовом государст­ве верховенство принадлежит справедливому закону. Исходя из этого, можно говорить о верховенстве права (правового закона). В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных проце­дур, не может быть отменен, изменен или приостановлен ника­кими ведомственными актами, сколь бы авторитетны они ни были. При расхождении ведомственных распоряжений или лю­бых других решений с законом действует закон. Только при этих условиях можно обеспечить подлинное верховенство закона.

Необходимо отметить, что право и закон не должны оцени­ваться только как карательная, запретительная система. Необхо­димо сломать такой стереотип. Право есть прежде всего равная свобода. Правовое равенство означает формальную независи­мость индивидуумов друг от друга, т.е. свободу субъектов права и их отношений. Правовое равенство распространяется одинако­во на всех субъектов соответствующего круга правовых отноше­ний, так как право есть равная мера свободы каждого.

Связанность законом государства, всех его органов, долж­ностных лиц, общественных организаций и граждан — второй важнейший принцип, характеризующий правовое государство. Этот принцип ограждает общество от любых форм произвола, анархии, вседозволенности. Смысл его заключается в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить.

Мы должны четко уяснить, что без восстановления авторитета закона в общественном сознании, без формирования правовой культуры граждан невозможно решить задачи, стоящие перед обществом. Для этого необходима полная, открытая и правдивая информация обо всех важных политических, социальных, эконо­мических событиях и процессах, о деятельности всех государст­венных органов, общественных организаций, должностных лиц.

Незыблемость прав человека и гражданина — третий прин­цип правового государства. Конституция РФ закрепляет широ­кий перечень прав и свобод граждан — личных, социально-экономических, политических, духовно-культурных и содержит перечень их гарантий. Следовательно, все эти права находятся под охраной и опекой государства. Россия ратифицировала меж­дународные пакты в этой области. Важнейшим условием упро­чения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и сво­бод. Судебная защита должна иметь распространение не только на единоличные решения, но и на коллегиальные.

Взаимная ответственность государства и личности — важный принцип правового государства. Он выражает нравст­венные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и конкретным гражданином. Закрепляя свободу общества и личности, государство должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями и с другими го­сударствами, с международным сообществом.

Правовое государство не может существовать без четких и конкретных юридических мер ответственности должностных лиц и выборных органов, выступающих от имени государства, за невыполнение обязанностей и обещаний перед народом. Такими формами контроля являются референдумы, оценивающие работу власти, ежегодные послания главы государства, периодические отчеты органов государственного управления.

Не менее важна и ответственность личности перед государст­вом. Сегодня вызывает тревогу ослабление чувства ответствен­ности у значительной части населения. Это явление порождено ослаблением интереса граждан к делам общества и государства, непоследовательными действиями государства в экономике, со­циальной и духовной сфере.

Построение правового государства также связывается с обес­печением благосостояния всех членов общества, с достижением справедливости в распределительных отношениях.

Таким образом, человек становится центром, в интересах ко­торого функционирует весь государственный механизм.

Правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и дру­гих нормативных актов. В настоящее время существуют раз-личные формы такого контроля: судебный, прокурорский, обще­ственный, проверка представительных органов, а также органов управления. Вместе с тем главную роль в разрешении коллизий, возникающих в различных сферах жизни, должен играть суд. И это очевидно. Суд строит свою деятельность в соответствии с такими демократическими принципами, как: презумпция неви­новности, независимость, коллегиальность, гласность, состяза­тельность и равенство сторон. В судопроизводстве последова­тельно был выработан ряд фундаментальных положений, имею­щих и сегодня важное практическое значение: нельзя быть судьей в собственном деле; один свидетель — не свидетель; отказ в правосудии недопустим; каждый гражданин имеет право на рас­смотрение его дела компетентным, независимым и беспристра­стным судом, созданным на основании закона.

Для упрочения законности большое значение имеет деятель­ность Конституционного Суда РФ. Так, Конституционный Суд РФ по запросам органов государственной власти разрешает дела о соответствии Конституции РФ принятых федеральных зако­нов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Го­сударственной Думы, Правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, не вступивших в силу международных договоров. Эти акты или их отдельные положе­ния, признанные судом неконституционными, утрачивают силу.

Однако законодательное закрепление положений, состав­ляющих суть принципов правового государства, еще недоста­точно для его фактического построения. В России необходимым условием становления правового государства является проведе­ние правовой реформы, основные направления которой опреде­лены Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». В ка­честве приоритетных тенденций этой реформы установлены: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение основ и защита конституционного строя; реформирование госу­дарственного управления; создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юсти­ции; обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти и органов госу­дарственной власти субъектов Федерации; формирование право­вой базы реформы правоохранительных органов; конкретизация основ федерализма; осуществление реформы местного само­управления; системное правовое обеспечение развития экономи­ки; развитие системы правового воспитания, в том числе юриди­ческого образования и юридической науки, и пр.

Социальное государство. Слово «социальный» на многих языках означает «общественный», «общий», «публичный», т.е. относящийся к жизни людей в обществе. Природа социального государства обусловлена состоянием гражданских прав, демократии, гражданского общества и правового государства. Про­цесс становления такого государства связан не только с полити­кой и экономикой, но и с нравственным сознанием общества, уровнем его культуры. Любое государство, будучи продуктом общественного развития, в широком смысле этого слова являет­ся социальным.

О социальном государстве как особом типе можно говорить тогда, когда социально ориентированная политика государства фактически становится основным направлением его деятельно­сти и имеет распространение на широкий круг объектов; в структуре экономики отражается и учитывается социальная ори­ентация государства. Социальным является государство, имею­щее высокий уровень экономического развития и осуществляю­щее особые функции.

Идея социального государства связана с тем, что государство перестает быть орудием подавления и классового господства, пол­ностью утрачивает свой эксплуататорский характер. Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в целое, объединенное в понятие «гражданское общество», основной целью которого является защи­та прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, а не отдельной его части, выработка механизма разреше­ния споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пре­делами. Положение о социальном государстве зафиксировано в конституциях Германии, Франции, Испании.

Государство правовое и социальное— последнее достижение научной юридической мысли конца XX в. Идея возникновения со­циального государства появилась позднее, чем идея правового го­сударства. Ее следует отнести к 60-м гг. XX в. В каждой стране на­чальную стадию формирования такого типа государства следует связывать с установлением ответственности государства за предос­тавление каждому гражданину необходимого прожиточного мини­мума, что в дальнейшем трансформируется в его обязанность обес­печить каждому достойный уровень жизни. Именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью и становятся ядром, стержнем концепции правового социального государства.

Социальное правовое государство в отличие от чисто либе­рального характеризуется более активной интервенцией в эко­номические и социальные отношения, проводит энергичную со­циальную политику в сфере науки, образования, здравоохране­ния, культуры.

Социальное государство должно постоянно учитывать про­тиворечие между свободой рыночной экономики и необходимо­стью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социаль­ных противоречий.

Среди характерных признаков социального государства мож­но выделить:

• закрепление государством общечеловеческих ценностей, ут­верждение в обществе принципов социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину достойных условий существова­ния, социальной защищенности, равных стартовых возможностей;

• высокий нравственный уровень граждан, должностных лиц; «человеческое измерение»;

• существование развитого гражданского общества;

• высокий уровень демократии в обществе;

• развитую экономическую базу, позволяющую осуществлять меры по перераспределению доходов;

• социально ориентированную структуру экономики; сущест­вование различных форм собственности со значительной долей собственности государства; социальную направленность госу­дарственной политики; разработку разнообразных социальных программ и регламентацию приоритетов их реализации;

• связь (связанность) государства с правом, наличие у него ка­честв правового государства; существование развитого действую­щего социального законодательства; закрепление положения о со­циальном государстве в основном законе страны (впервые это было сделано в конституции ФРГ, в Кодексе социальных законов ФРГ).

Неотъемлемым элементом социального государства является парламент, в котором равноправно должны быть представлены все социальные группы, проживающие на данной территории.

Одной из черт современного государства является повышен­ная забота о социально незащищенных категориях граждан: де­тях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. Однако проблема поддержки социально незащищенных категорий насе­ления непосредственно связана с участием государства в управ­лении экономикой страны. Дело в том, что современное государ­ство — это государство с рыночной или смешанной экономикой. Суть такого типа экономики сводится к свободному товарооб­мену, признанию частной собственности и законных интересов собственника, свободе труда и принципов предпринимательства.

Таким образом, социальному государству присущи все тра­диционные функции, обусловленные его природой.

Главной задачей социальной политики России является дос­тижение благосостояния человека и общества, обеспечение рав­ных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача определяет основные направления социальной политики. В их число входят:

• охрана труда и здоровье людей;

• установление гарантированного минимального размера оп­латы труда;

• обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых граждан;

• развитие системы социальных служб;

• установление государственных пенсий, пособий и иных га­рантий социальной защиты.

Ставя перед собой цель построения социального государства, Россия находится в самом начале пути к достижению этой цели. «Нынешняя система социальной поддержки, основу которой составляют безадресные социальные пособия и льготы, устроена так, что распыляет государственные средства, позволяет бога­тым пользоваться общественными благами за счет бедных. Фор­мальное бесплатное образование и здравоохранение фактически являются платными и порой недоступны для малообеспеченных, детские пособия мизерны и не выплачиваются годами, пенсии скудны и не привязаны к реальному трудовому вкладу» — так характеризует сложившееся положение в социальной сфере Президент РФ в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. В этих условиях о социальном государстве можно говорить только тогда, когда будут реализованы конститу­ционные нормы, определяющие социально-экономические права человека.

Светское государство. Светским считается такое государст­во, в котором не существует официальной, государственной ре­лигии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В светском государстве признается равно­правие граждан независимо от их религиозной принадлежности. Конституция РФ раскрывает светское государство так: 1) ника­кая религия не может устанавливаться в качестве государствен­ной или обязательной; 2) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означа­ет, что государство, его органы и должностные лица:

• не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспи­тание детей родителями или иными лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

• не возлагают на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государствен­ных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

• не вмешиваются в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;

• обеспечивают светский характер образования в государст­венных и муниципальных образовательных учреждениях.

Светское государство учитывает религиозное образование. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Рели­гиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством создавать образовательные учреждения.

Религиозные объединения могут составлять местные или централизованные организации. Наименование религиозной ор­ганизации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и иные вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм и др.). Общепризнанно, что церковь играет незамени­мую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению куль­тов, но и по пропаганде вероучения.

Республиканская форма правления. Вопрос о форме правле­ния в истории России поднимался неоднократно. Республиканская форма правления восходит к удельно-вечевому периоду (с XII в.). Впервые она была образована в Новгороде, Пскове и Вятке и про­существовала до XVI в. По существу эта феодальная республи­канская государственность была одной из значительных иреально существовавших демократических традиций нашего Отечества.

Республиканская государственность этих образований— не стихийная и не спонтанная, а достаточно упорядоченная нормами обычного права. Своеобразие этой формы состоит в вечевом уст­ройстве власти, в непосредственном участии в ее осуществлении.

Существовавшая с XV по начало XX в. авторитарная монар­хическая власть делала невозможным реализацию демократиче­ских моделей государственности, разрабатываемых учеными и политическими деятелями.

После отречения от престола царствующей династии в стране поднимается вопрос о форме правления, который должен быть решен всенародно избранными делегатами Учредительного соб­рания. Государственное совещание, проведенное Временным правительством в августе 1917 г., состоящее из депутатов Госу­дарственной Думы всех созывов, делегатов от торгово-промышленных кругов и банков, профсоюзов, армии, флота, научных организаций, интеллигенции, духовенства, представи­телей всех политических партий (всего около 2500 чел.), едино­душно высказалось о необходимости республиканской формы правления в России. 1 сентября актом Временного правительства Россия объявляется республикой. Этот акт сводился к чисто сло­весному признанию республики. В нем ничего не говорилось о конституции, парламенте и других атрибутах парламентаризма. Это было политико-декларативное, а не юридическое действие, не повлекшее институциональных изменений.

Необходимо отметить, что правительство официально не сооб­щало об изменении в стране монархической формы правления на республиканскую. По замыслу Председателя Правительства А.Ф. Керенского объявление России республикой, созыв в сентябре 1917 г. Демократического совещания, создание на его базе Времен­ного Совета Республики (предпарламента) должны были не допустить анархии в стране, путем гласного обсуждения вопросов о власти и реформах помочь Временному правительству довести страну но созыва Учредительного собрания.

После совершенного большевиками октябрьского переворота лидер партии большевиков В.И. Ленин понимал, что власть, которую он захватил, является нелегитимной: только Учредитель­ное собрание могло придать законность как форме правления, гак и органам государственной власти.

12 ноября 1917 г. состоялись выборы в Учредительное собра­ние, на котором народ выразил свое отношение к происходящим событиям: большинство голосов (60%) получила партия эсеров, большевики— 25%. Поэтому первое заседание Собрания (5 января 1918 г.) было разогнано большевиками. Декретом ВЦИК от 7 января 1918 г. оно было распущено.

Собравшийся 3-й Всероссийский съезд Советов в январе принял программный документ— «Декларацию прав трудяще­юся и эксплуатируемого народа». В ней Россия провозглашалась Республикой Советов.

Разгон Учредительного собрания ознаменовал собой драмати­ческий для нашей страны этап, когда возможность политического компромисса в рамках представительных учреждений была ис­черпана. Слабость демократических, республиканских традиций не могла не привести к смене политического курса в стране, и в России на долгие десятилетия установился тоталитарный режим.

С развалом СССР Россия вновь оказалась на историческом перепутье, который можно сравнить лишь с 1917 г. Курс, взятый на социально-экономическое возрождение страны, привел к принятию новой Конституции. Конституция РФ 1993 г. провоз­гласила Россию республикой, что означает выборность главы государства, но она не закрепила непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, смешанная).

Анализ конституционного статуса главы государства позво­ляет сделать вывод о наличии в нашей стране смешанной рес­публики — президентско-парламентской, или полупрезидент­ской, с сильной президентской властью. Такой вывод основыва­ется на следующих позициях:

• Президент РФ избирается не парламентом, а всеобщим го­лосованием;

• наряду с Президентом РФ действует Председатель Прави­тельства РФ и министры, осуществляющие исполнительную власть и в определенной мере ответственные перед парламентом;

• Президент РФ обладает собственными конституционными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента;

• парламент вправе выражать недоверие Правительству РФ, но вопрос об отставке решается Президентом РФ;

• Президент РФ имеет право роспуска парламента;

• министры не являются членами парламента.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие конституционного строя | Конституционно-правовой статус личности и гражданина в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.