КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессы управления: целепологание и оценка ситуации, принятие управленческих решений
Основными элементами управленческого процесса являются целевая функция и отклонения (проблемы), а задачей — устранение отклонения через принятие решения, определяемого в этом случае как нахождение связей между существующим состоянием объекта управления и желаемым. Необходимость управления вызвана тем, что предприятие подвержено воздействию со стороны окружающей его среды и вынуждено адаптироваться к ней с помощью обратных связей. Необходимо отметить, что управленческим является отнюдь не каждое решение руководителя, а только такое, которое как минимум: 1) используется в ситуации выбора между несколькими альтернативами, приблизительно равноценными с точки зрения человека, принимающего решение (приходится выбирать не между хорошим и плохим); 2) воспринимается теми, на кого оно влияет, в качестве обязательного к исполнению (нельзя играть роль руководителя, если никто не принимает роли подчиненного). Если не выполняется первое условие, мы имеем дело с так называемым ритуальным управлением, когда руководитель лишь изображает последнее, а по существу его решения полностью продиктованы другими лицами или не зависящими от руководителя обстоятельствами. Если не выполняется второе условие, то это — управленческая утопия (за исключением случаев, когда кто-либо управляет, не принимая роли руководителя), а не реальное управление. С другой стороны, управление описывается взаимосвязью цель — решение, которая не является однозначной из-за большого числа путей, ведущих к одной и той же цели. Особенно это справедливо для иерархического представления целей («дерева» целей). На самом высоком уровне находятся те из них, которые имеют носящие директивный характер (траекторные цели). Они отражают стратегию управления предприятием. Ниже расположены рабочие цели, которые вырабатываются лицом, принимающем решение (ЛПР). Они подчинены траекторией цели и детализируют ее в зависимости от уровня управления. Кроме траекторных и рабочих существуют и ситуационные Цели, которые формулируются в зависимости от конкретной ситуации, возникающей на данном уровне управления. Таким образом, на процесс принятия решения влияние оказывает вся совокупность целей (траекторных, рабочих, ситуационных) и информация, которая поступает после анализа ситуации. Место решения в этой цепи показано на рис. 8.1. Активность системы связана с основными элементами любого управленческого процесса — с целевой функцией (целью), возникающей ситуацией, отклонением (проблемой) и решением. Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от реальных возможностей субъекта и приемлемых средств для ее достижения. Под ситуацией понимают состояние объекта управления относительно выбранной цели. Проблема в процессах управления — это противоречие цели и ситуации, разрешение которого определяет изменение ситуации согласно принятой цели. Управленческое решение представляет собой устранение противоречия (ликвидацию отклонения), возникающего между ситуацией (фактическим состоянием) и целью (ожидаемым состоянием). Оно понимается как единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий и является результатом деятельности менеджера, основные функции которого заключаются в анализе информации о внутренней и внешней средах организации, ее сильных и слабых сторонах и принятии решений для достижения целей. Схема процесса принятия решения включает корректировку целей, анализ проблемы, прогнозирование, определение вариантов действия (анализ альтернатив), выбор наилучшего варианта (решение), организационно-практическую работу по реализации этого решения. Разработка и принятие управленческого решения являются составной частью более общего управленческого процесса, который так же, как и любой производственный, подразделяется на основной, вспомогательный и обслуживающий. Только здесь в качестве предметов труда выступают управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого решения, то этот процесс будет основным. К обслуживающим относятся процессы по накоплению, контролю и передаче управленческого решения. К вспомогательным — все те, которые создают условия для протекания основных и обслуживающих процессов.
Часто решением называют как акт выбора, так и его результат (ответ). Далее мы будем употреблять термин «решение» для результата выбора, акт выбора будем называть «принятием решения», а процедуру выбора — «процедурой принятия решения».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |