Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существуют разные степени детализации средств управления. Каждое из них можно конкретизировать

Например, интересы могут быть экономическими, социально-психологическими, организационными, случайными или устойчивыми, ситуационными или целевыми. В распоряжении менеджера находится большой арсенал средств воздействия. И остается только оценить этот арсенал и понять, как его можно использовать (схемы 9.2; 9.3).

 

 

Схема 9.1. Факторы активности человека

 
 

 


Схема 9.2. Механизм управления

 

 


Схема 9.3. Формы действия и использования механизма управления

 
 

 


Практика управления показывает, что механизм управления можно формировать в соответствии с определенными принципами и целями, подходами и приоритетами. Это формирование проявляется в работе в персоналом, начиная с его подбора, рас­становки, специальной подготовки, аттестации и пр., в установлении коммуника­ций, в поиске и выборе вариантов организации совместного труда, при разработке управленческих решений. Особенность механизма управления заключается в том, что он характеризует средства воздействия, но эти средства не являются застывши­ми, раз навсегда данными, они меняются в процессах управления по структуре, со­отношению, важности и т. д. Конечно, эти изменения происходят в определенных пределах человеческой сущности, но ведь именно для изменений или корректиров­ки мотивов, системы ценностей, установок в Японии, например, существуют рота­ция персонала, специальные методы поощрения хорошей работы, пожизненный на­ем и пр. Механизм управления, так же как и систему и процесс управления, можно формировать и развивать, можно изменять и оценивать с пози­ций эффективности управления. Это одна из задач и текущего, и стратегического, и инновационного управления.

Следует сформулировать ряд принципов формирования механизма управления (схема 9.5).

1. Механизм управления должен соответствовать целям и задачам фирмы. Это зна­чит, что среди средств воздействия, которые предполагается использовать в управлении, должны быть такие, которые могут работать на данные цели. Например, может быть заинтересованность в творчестве, в образовании или действовать только материальная заинтересованность. Может быть разное соотношение интересов.
В одном случае необходима сильная ма­териальная заинтересованность, но в другом — творческая, иногда даже в ущерб материальной.

2. Механизм управления должен формироваться не по чувствительности к средст­вам воздействия каждого человека в отдельности, а по групповой динамике. Это означает, что человек должен рассматриваться в определенной социальной среде и в процессах возможных изменений, которые реально происходят при функциони­ровании социально-экономической системы.

3. Условия деятельности также имеют мотивационную ценность. Условия, в которых работает человек, могут быть либо мотивом, либо препятствием для хорошей работы. Механизм управления — это и то, что окружает человека и создает опре­деленное отношение его к работе и функциям, к коллегам и руководству.

4. Механизм управления должен быть ориентирован на определенные способы ис­пользования средств управления, т. е. методы управления. Те средства, которы­ми располагает менеджер, должны давать возможность использования наиболее эф­фективных методов управления.

5. Механизм управления должен содержать потенциал своего совершенствования и развития. В силу различных обстоятельств меняются и система ценностей, и моти­вы, и интересы. Эти изменения не всегда являются предсказуемыми. Надо ориенти­ровать механизм управления на распознавание вновь возникающих средств воздей­ствия, обогащение существующих или их замену новыми. Нельзя полагать, что однажды сформированные и найденные средства воздействия в дальнейшем не из­менятся. Необходима регулярная корректировка механизма управления.

6. Механизм управления определяет большую часть стиля управления. Только внешне кажется, что стиль управления — это индивидуальность менеджера. По многим своим признакам стиль управления формируется в соответствии с механиз­мом управления, который определяет возможности использования тех или иных ме­тодов управления.

7. Необходимо, чтобы в механизме управления была заложена определенная пол­нота и сбалансированность средств воздействия. Это важнейшее условие эффек­тивного использования механизма управления. Деформация средств воздействия снижает возможности управления в успешном решении проблем.

8. Наконец, принцип нравственности. Средства и методы управления могут быть и порочными, например страх, шантаж, моральное давление, манипулирование соз­нанием и пр. Это ведь тоже средства управления, но они противоречат принципу нравственности, который должен также быть заложен в механизм управления. Сама конструкция механизма управления должна исключать возможность использования этих рычагов.

 

 

Схема 9.5. Принцип формирования и использования механизма управления

 
 

 

 


 

В практическом отношении механизм управления — это видение и понимание ме­неджером ценностей и мотивов, стимулов и установок, опасений и устремлений, в соот­ветствии с которыми управляемые им люди воспринимают его решения и реализуют их в своей практической деятельности. Каждое решение, принимаемое менеджером, долж­но содержать оценку относительно того, на какие интересы человека он опирается, ка­кие ценности запускает в работу, те ли это мотивы, которые обеспечат производитель­ный труд и творческое отношение к работе.

Но средства воздействия — это лишь часть проблемы. Одно и то же средство мож­но использовать по-разному в зависимости от умения, понимания, опыта, знаний. По­этому возникает проблема — когда, где и как используются средства управления, т. е. проблема методов управления.

Метод управления – это способ воздействия, способ использования тех или иных средств управления. Одно и то же средство может предполагать различные методы его использования, подобно тому как в физике рычаг даёт эффект подъёма или тяжёлого, но на небольшую высоту, или с теми же усилиями лёгкого, но на большую высоту. Вот и в управлении средство управления, например зарплата, может быть использовано как эффективное средство повышения производительности труда и своей величиной, и условиями оплаты труда, а может совершенно не влиять на производительность. Существует множество методов использования одного и того же рычага.

Очень важен в понимании менеджмента вопрос о связи функций и методов управления. Нередко эти понятия отождествляют, считая, например, планирование од­новременно и функцией управления, и методом. Надо ясно представлять, что функция — это категория, которая отвечает на вопрос «что надо делать, чтобы управлять?», а ме­тод — это категория, которая отвечает на вопрос «как надо воздействовать, чтобы управ­лять успешно, посредством чего и как?». В определенной мере понятия функций и ме­тодов менеджмента соприкасаются, но они различны по своей роли в управлении. Методы определяют успешное решение проблем, ускорение процессов развития фирмы или упущенные возможности и ослабление потенциала развития фирмы, если они ис­пользуются неправильно и неэффективно. Методы определяют пути развития, тенденции движения к поставленной цели, тенденции реализации принятой миссии, а функции оп­ределяют набор операций или действий, без которых воздействие оказывается немысли­мым и невозможным. В любой деятельности человека различны понятия «что делать?» и «как делать?», хотя и связаны общим предметом деятельности. Так и в менеджменте функции и методы должны дополнять друг друга, а не заменять (схема 9.6).

Схема 9.6. Функции и методы менеджмента: различие, связь и реальность

Функции менеджмента Что делать, чтобы управлять? Методы менеджмента Посредством чего и как управлять?
Планирование Организация Мотивация Контроль Координация Регулирование   Исследования Интересы – Потребности Ценности – Установки Ограничения – Создание условий Убеждение – Принуждение Непосредственное влияние – Опосредованное влияние Образование – Требования Творчество – Исполнительство

Факторы выбора методов менеджмента

 

1. Реальное наличие средств менеджмента (механизм управления)

2. Масштаб управления

3. Качество персонала

4. Цель управления

5. Социально-экономическая среда

Контрольные вопросы

1. Что относится к организационным средствам воздействия (механизмам управления)?

2. Что относится к экономическим средствам воздействия (механизмам управления)?

3. Чему должен соответствовать механизм управления?

4. Что относится к факторам выбора методов менеджмента?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизмы менеджмента: средства и методы управления | Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.