Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория лидерских качеств

Подходы к изучению лидерства

 

Можно выделить следующие подходы к изучению лидерства в орга­низации: традиционные концепции лидерства (теория лидер­ских качеств и концепции лидерского поведения), концепции ситуаци­онного лидерства и новые подходы (ситуационный анализ эффектив­ного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в поведении).

 

Теория лидерских качеств была одной из первых при изучении роли личности в истории. Исследо­ватели считали, что лидеры имеют некий уни­кальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от всех остальных людей. Согласно такому подходу, ученые пытались определить эти качества, научиться измерять их для выявления лидеров. Они верили, что лиде­рами рождаются, а не становятся. В этом направлении были проведе­ны сотни исследований, в результате которых был составлен длинный список лидерских качеств.

Ф. Тэйлор выдвинул новые требования к управленческому персо­налу и разработал свой список лидерских качеств, к которым он отно­сил ум, образование, специальные или творческие познания, физичес­кую ловкость и силу, такт, энергию, решительность, честность, рассу­дительность и здравый смысл, крепкое здоровье.

Р. Стогдилл в 1948 г. обобщил все ранее выявленные лидерские ка­чества и пришел к выводу, что лидера в основном характеризуют пять качеств:

1) • ум, или интеллектуальные способности;

2) • господство, или преобладание над другими;

3) • уверенность в себе;

4) • активность и энергичность;

5) • знание дела.

Однако они не объясняли появление лидера. Многие люди, обла­давшие этими качествами, так и оставались лишь последователями.

Дальнейшие исследования привели к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических или эмоцио­нальных, умственных, или интеллектуальных, и деловых.

Один из ведущих специалистов по лидерству в США Бенине предлагает следующий набор качеств, которыми должен обладать ли­дер: техническую компетентность, склонность к стратегическому мышлению, умение добиваться результатов, навыки коммуникации, мотивации и делегирования, умение определять и развивать таланты, способность принимать сложные решения в условиях дефицита вре­мени и отсутствия надежной информации, характер.

Теория лидерских качеств не позволила установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством, а также эффектив­но выявлять лидеров, так как:

1) — перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, в связи с чем невозможно создать правиль­ный образ лидера;

2) — вопрос измерения многих лидерских качеств является сложным;

3) — отсутствует дифференциация лидерских качеств в зависимости от организации или ситуации.

Таким образом, несмотря на то что важным фактором в осуществ­лении лидером своих функций являются его личностные качества, не все зависит только от него, многое определяется зрелостью последова­телей, их опытом и знаниями. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы, так и результаты деятельности последовате­лей.

Следующими этапами исследования проблемы лидерства стали концепции вначале лидерского поведения, а затем ситуационного ли­дерства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство | Концепции лидерского поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.