КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диапазон стилей поведения лидера Танненбаума — Шмидта
Концепции ситуационного лидерства
Согласно концепции ситуационного лидерства исследуется взаимодействие различных факторов, оказывающих влияние на поведение лидера и его последствия. Существует достаточно много подходов к изучению ситуационного лидерства. Рассмотрим основные положения некоторых из них. В соответствии с данной моделью лидер выбирает из семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации. На рис.12.2 показаны все возможные варианты поведения между демократической и авторитарной альтернативами. В первом случае имеется возможность участия в управлении, а во втором — цели, средства и политику определяет сам лидер. По мнению авторов модели, между этими альтернативами существуют еще пять промежуточных лидерских стилей.
Теория Фидлера. Ситуационная модель эффективности лидерства, предложенная Ф. Фидлером, определяет, что производительность группы зависит от взаимодействия стиля лидерства и степени благоприятности ситуации. Более точно можно сказать, что производительность группы людей, работа которых характеризуется взаимной зависимостью, есть функция взаимодействия между уважением лидера к его наименее предпочитаемому сотруднику (НПС) и ситуационными переменными, к которым относятся: 1) степень, с которой руководителю доверяют и симпатизируют его подчиненные; 2) степень структурирования задачи, т.е. возможность разложить ее на компоненты; 3) степень, с которой сама позиция лидера воспринимается как проявление власти, например его власти принимать на работу и увольнять. Благоприятность ситуации, таким образом, зависит от степени, в которой ситуация облегчает контроль за поведением группы. Так, легче быть лидером, если группа доверяет и симпатизирует своему руководителю, выполняет четко сформулированные задачи и положение лидера подкреплено властью. Основой характеристики лидера служит оценка им НПС, которая, как предполагается, характеризует его личностные качества и положение. Эта оценка проводится следующим образом: лидера просят подумать обо всех сотрудниках, которые у него когда-либо были в подчинении, и описать (с помощью определенного набора критериев) того человека, с которым он в наименьшей степени был бы способен успешно работать, т.е. своего наименее предпочитаемого сотрудника. Высокую оценку получает тот лидер, который характеризует такого НПС относительно позитивно. Крайне отрицательное, неприязненное отношение к НПС дает низкую оценку. Весьма благоприятной считается ситуация, когда: 1) подчиненные уважают лидера и доверяют ему; 2) выполняемая работа четко определена; 3) положение лидера воспринимается как относительно полновластное; 4) лидерство ориентировано на задачу, т.е. обеспечивается хорошее выполнение работы. В противоположном случае, когда ситуация для лидера крайне неблагоприятна, т.е. ему не доверяют и его не уважают, выполняемая им работа задана неопределенно, его позиция неустойчива, наилучшим стилем также будет лидерство, ориентированное на задачу. В этих обеих ситуациях лидеры с низкой оценкой НПС выполняют работу более эффективно, чем с высокой. Таким образом, лидеры, ориентированные на задачу, действуют лучше в крайне благоприятных либо в крайне неблагоприятных ситуациях. В ситуациях средней благоприятности более эффективна работа лидеров с высокой оценкой НПС. Иными словами, лидеры, ориентированные на отношения, действуют лучше в ситуациях со средней благоприятностью. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда. Данная модель базируется на ситуационности лидерской эффективности. Одним из основных факторов в данном случае называют зрелость последователей, которая определяется наличием у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу. В зависимости от степени зрелости последователей в рамках данной модели выделяются четыре основных лидерских стиля: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий. Указывающий стиль (S1) — лучший при низкой степени зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность и тщательный контроль за работниками. Убеждающий стиль (S2) является лучшим в условиях умеренно низкой степени зрелости последователей, реализуя в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать. Участвующий стиль (S3) является лучшим при умеренно высокой степени зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие ее выполнять, подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение заданий. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять работу. Делегирующий стиль (S4) является лучшим для руководства последователями с высокой степенью зрелости. Стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе. Модель лидерства «путь — цель»- Хауза и Митчелла. Рассматриваемая модель ситуационного лидерства базируется на мотивационной теории ожидания. Исходным является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и итогами работы, а также между полученными результатами и вознаграждением. Идеальным является вариант, когда последнее полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер — тот, кто помогает подчиненным достичь желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты его поведения в зависимости от ситуации. Директивное лидерство — высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается. Поддерживающее лидерство — проявление большого внимания к нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными. Лидерство, ориентированное на достижение, — установление напряженных, но притягательных целей, проявление огромного внимания к качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы. Участвующее лидерство — совет с подчиненными и проявление внимания к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении. В отличие от концепции Фидлера данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение и применять один или все указанные варианты последнего. Модель ситуационного лидерства Стинсона — Джонсона. Согласно данной модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях: • работа высокоструктурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении цели и независимости. При этом они обладают большими знаниями и опытом, что им необходимо для выполнения работы; • работа не структурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении цели и независимости. К тому же их знания и опыт имеют уровень ниже необходимого. Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях: • работа высокоструктурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении цели и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта для выполнения заданий; • работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении цели и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения заданий. Ситуационная модель принятия решений Врума — Йеттона — Яго. Одной из наиболее современных в объяснении ситуационного лидерства является модель, предложенная В. Врумом и Ф. Йеттоном, которая позже была существенно дополнена с участием А. Яго. Специфика данной модели заключается в ее ориентированности только на один аспект лидерского поведения — привлечение подчиненных к участию в принятии решений. В зависимости от ситуации и степени привлечения подчиненных предлагается использовать пять стилей: автократический I (А I) и II (А II), консультативный I (К I) и II (К II), групповой, или совместный, II (Г II). Каждый из указанных стилей применительно к руководству группой означает следующее. АI. Руководитель принимает решение сам, используя имеющуюся у него на данное время информацию. А П. Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных, а затем сам принимает решение. Работники привлекаются только на этапе сбора информации. Выработку решения и его принятие осуществляет руководитель. KI. Руководитель на индивидуальной основе делится соображениями по проблеме с имеющими к ней отношение подчиненными для получения от них идей и предложений, не собирая при этом их в группу. Затем он сам принимает решение, которое может либо основываться на вкладе подчиненных, либо нет. КII. Руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их вместе. В ходе совещания он получает от них идеи и предложения, а затем принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать их вклад. Г П. Руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Они вместе с ним вырабатывают и оценивают альтернативы и пытаются достичь консенсуса относительно решения. Роль, выполняемая при этом руководителем, больше похожа на поведение председателя собрания, координирующего дискуссию, концентрирующего внимание на проблеме и делающего все для того, чтобы рассматривались наиболее важные аспекты проблемы. Руководитель не пытается влиять на группу, с тем чтобы она согласилась с его решением, и проявляет готовность принять и выполнить любое решение, получившее поддержку всей группы.
Контрольные вопросы 1. В общем смысле власть — это? 2. Власть руководителя может принимать разнообразные формы. Сколько именно основных форм она имеет по классификации Френча и Рейвена? 3. Что относится к рассудочным способам влияния на подчиненных? 4. Когда именно Р. Стогдилл обобщил все ранее выявленные лидерские качества и пришел к выводу, что лидера в основном характеризуют пять качеств? 5. К какой концепции лидерского поведения относятся стили лидерства Р. Лайкерта? 6. Кем предложена ситуационная модель эффективности лидерства определяющая, что производительность группы зависит от взаимодействия стиля лидерства и степени благоприятности ситуации? 7. В рамках какой модели в зависимости от степени зрелости последователей выделяются четыре основных лидерских стиля: указывающий, убеждающий, участвующий и делегирующий?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |