Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заемный капитал в международной экономике и проблемы внешнеэкономической задолженности

 

Миграция заемного капитала в сфере внешнеэкономических связей в форме международного кредита. Международное кредитование является непосредственным результатом развития внутреннего рынка кредитных ресурсов развитых стран, а с другого - отвечает на потребности финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании связана с необходимостью покрытия отрицательного сальдо международных расчетов.

Международный кредит - межгосударственное движение капитала в форме предоставления валютных и товарных ресурсов при условии возврата, срочности, платности. Как экономическая категория он выражает отношения между кредиторами и заемщиками разных стран по поводу предоставления, использования и погашения займа вместе с соответствующими процентами. Обратной стороной международного кредитования является международный заем.

Формы и виды международного кредита можно классифицировать по количеству основных признаков, которые характеризуют отдельные стороны кредитных отношений.

1. По предназначению:

- связанный - кредит, имеющий четко определенный целевой характер, закрепленные в соглашении о кредите.

- Финансовый - используется на любые цели;

- Промежуточный - предназначенный для обслуживания смешанных форм вывезенного капитала, товаров и услуг.

2. По срокам:

- краткосрочный - до 1 года;

- среднесрочный - 1-5 лет;

- долгосрочный - свыше 5 лет;

3. По форме кредитованию:

- товарный - экспортеры предоставляют своим покупателям в виде отсрочки платеже;

- валютный - предоставляется банками в денежной форме.

4. По валюте займа:

- в валюте страны заемщика;

- в валюте страны кредитора;

- в валюте третьей страны или в международной расчетной единицы;

5. По кредитам обеспечения:

- беззаставный;

- Заставной - обеспечением служат товары, недвижимость реализация которых позволит кредитору в случае невыполнения своих обязательств получить соответствующую компенсацию;

- Банковский - отдается должнику под его обязательство погасить кредит в соответствующий срок;

6. По субъектам предоставления кредита:

- частный предоставляется фирмами;

- банковский предоставляется банками, иногда посредниками;

- официальный - правительственный, международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

- смешанный в котором принимают участие частные предприятия и государства;

7. По условиям расчета по кредиту:

- с фиксированной ставкой процента;

- роловерный - ставка регулярно пересматривается в соответствии с изменениями стоимости заемных средства на международном рынке капитала;

- льготный;

- бесплатный.

Отражение международных кредитных операций государства в национальной статистике осуществляется в нетто-показателях - разница между международным кредитованием и заемным капиталом по критерию времени) и субъектами кредитных отношений.

В современной глобальной экономике международный кредит выполняет ряд важнейших функций, что делает его неотъемлемой частью механизма эффективных внешнеэкономических связей.

Функциональное назначение международного кредита состоит в том, что он:

- обеспечивает мобильное перераспределение финансовых средств и материальных ресурсов между странами;

- содействует интенсификации процессов накопления капиталов, позволяя отдельным странам, или преодолевать внутренние имеющиеся ресурсные ограничения или решать проблему перенакопления капитала и падения его прибыльности;

- ускорение процессов реализации товаров и услуг в национальных экономиках и в мировом хозяйстве в целом, снижая затраты оборота.

Суммируя позитивные эффект международного кредита проявляется в создании условий роста и стимулирования его реализации, для ускорения мирового объема капитала.

Особое место среди форм межгосударственного кредита занимает государственная финансовая помощь, предоставляемая в на льготных условиях в виде займов, грантов, технической помощи - патентов, лицензий, ноу-хау. Специфика этой формы кредитования проявляется в ее мотивации и последствиях.

В страны доноры - США, Франция, Германия, Япония, Канада, Великобритания, Италия - превалируют политические и стратегические приоритеты при предоставлении помощи той или иной стране. Однако почти во всех случаях имеет место экономически обоснованные гранты, займы, техническая помощь. Типовым примером, в частности является привязка иностранного партнера к экспорту страны донора. Очевидной также является тенденция удорожания иностранной помощи, превалирования займов над грантами. Мотивация страны рецепиента - крупнейшими странами реципиентами иностранной помощи является Египет, Бангладеш, Индонезия, Индия, Филиппины, Турция, Танзания, Пакистан и страны с переходной экономикой - вытекает из необходимости привлечения дополнительных ресурсов для экономического развития в условиях нехватки внутренних накоплений и валюты для инвестирования.

Проблема оценки эффективности иностранной помощи, характера ее влияния на экономику страны реципиента является дискуссионной особенно в современных условиях. С рациональном использованием иностранной помощи во многом вязаны успехи Тайваня, Израиля, Республики Корея, отдельных стран с переходной экономикой - Польши, Венгрии. Для многих стран иностранная помощь не только не способствовала ускорению темпов экономического роста, но и углубила внутренние проблемы, порождая некоторых серьезных негативных последствий, а именно:

- займы вспомогательного характера, предоставленные иностранными государствами или валютно- финансовыми учреждениями, имеющие четко определенные цели, финансовая помощь которых учитывает тактические и стратегические политические интересы кредиторы, между тем как национальные экономические интересы в большинстве случаев остаются в стороне. Это обуславливает углубления в стране - заемщика внутренней структурной диспропорции и хронического не равновесия торгового баланса;

- чрезмерное привлечение иностранных кредитов, их неэффективное использование провоцирует рост внешнего долга и затрат на его обслуживание. Извлечение из страны должника значительной части внутреннего дохода в виде процентов и дивидендов подрывает в подрывает в долгосрочной перспективе их платежеспособность и провоцирует создание и развитие кризиса внешнего долга.

Для анализа состояния внешнеэкономической задолженности страны используются специальные индикаторы:

- коэффициент обслуживания внешнего долга - отношения платежей по обслуживанию внешнеэкономической задолженности к доходам страны от экспорта товаров и услуг. Несколько дет назад ситуация при коэффициенте 0,2 считалась критической, но в связи с появлением большой группы стран с коэффициентом выше 1 этот стандарт повысился до 0,5;

- отношение внешнего долга к ВВП страны. Критическим уровнем этого показателя - 0,5 - 50%;

- отношение внешнего долга к брутто-экспорту товаров и услуг. Значение 1,5 свидетельствует о кризисе внешнеторговой задолженности;

- отношение ежегодного прироста внешнего долга к изменению в чистом экспорте. Критическая граница - 0,3.

Странами со среднем уровнем внешней задолженности определяются страны в которых два показателя их четырех превышали критическую границу, с высоким уровнем задолженности 3 из 4.

До 70-х годов развивающиеся страны использовали в преимущественном большинстве средства из официальных источников, в которых доминировали субсидии. Поэтому внешний долг растет средними темпами. По причинами льготного кредитования в затратах по обслуживанию долга процентных платежей были невелики. Однако ситуация несколько изменилась после активного выходя ряда развивающихся стран на мировой финансовый рынок.

С начала 80-х годов углубляется кризис внешней задолженности. Ее проявление: платежная неспособность крупной группы государств, официальное признание отдельных государств финансово неплатежеспособности - в конце 1982 года правительства 38 государств не смогла использовать согласованный после 1975 года графики выплат долгов. В 90-е годы в группу потенциально проблемных должников присоединились большинство стран с переходной экономикой.

На пути решения проблем внешней задолженности было разработано несколько подходов. В 1985 году был предложен план Бейкера. Он предусматривал на протяжение трех лет дополнительные кредиты на сумму 19 млрд. дол. для поддержки экономического роста 15 крупных стран должников. Предоставление кредита потребовало от страны стимулирования товаров и услуг, ограничения вмешательства государства в экономические процессы, приватизацию государственного сектора, либерализации внешней торговли, активного привлечения иностранных инвестиций.

В середине 1989 года был разработан план Брейди, который реализуется и сейчас. Согласно с ним, внешний долг страны делятся на две части: ту что обслуживается и те, что не обслуживается. Страна должна сначала оплатить первую часть долга с помощью конверсии кратко- и среднесрочных обязательств на долгосрочные. Принципиальный аспект этих договоренностей выражается в том, что банки кредиторы осуществляют реструктуризацию задолженностей в обмен долгосрочных обязательств на акции государственных приватизированных предприятий.

Несмотря на приложенные усилия, на начало 21 века проблема внешнеэкономической задолженности еще не нашла своего решения. Основные страны кредиторы уже обратились к ООН по разработке механизма банкротства стран - должников. Однако учитывая суверенитет и неприкасаемость стран это мало вероятно. Более реалистичным выглядит предложение практики залога и имущественного обеспечения на основе имущества, что пребывает в общегосударственной собственности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Движение предпринимательского капитала | Международный рынок кредитных и инвестиционных ресурсов и его структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.