Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Транспортное право – это самостоятельная отрасль права и соответственно транспортные правоотношения имеют свои особенные признаки

Транспортное право – это самостоятельная отрасль права и соответственно транспортные правоотношения имеют свои особенные признаки, среди которых можно выделить следующие:

1. Транспортные правоотношения складываются в сфере, где перевозка выступает в форме процесса производства на транспорте, законченным продуктом которого является доставка груза потребителю.

Производство продукции транспорта является одновременно и ее потреблением. Т.е. продукция транспорта существует в форме полезного эффекта.

2. Транспортные правоотношения возникают с обязательным участием соответствующего органа или его должностного лица. Для этих отношений характерно наличие государственно-властного организующего воздействия или исполнительно-распорядительной деятельности (наличие соответствующих нормативных актов, планов перевозок, графиков движения транспортных средств, разрешений на пользование путями сообщения, лицензирование и пр.)

3. Транспортные правоотношения могут возникать по инициативе каждой из сторон. При этом согласие второй стороны почти всегда является обязательным (кроме случаев, предусмотренных законодательством– военные перевозки, ликвидация последствий стихийного бедствия и др.).

Наличие соглашения сторон отграничивает транспортные правоотношения от административных.

4. Транспортные правоотношения возникают по поводу эксплуатации транспортных средств и путей сообщения, которые выполняют роль средств производства, и соответственно роль средств труда работников транспорта.

5. Предметом транспортных правоотношений всегда является деятельность по предоставлению услуг.

Только при наличии в правоотношениях совокупности всех приведенных выше признаков есть основания считать их транспортными.

Транспортные правоотношения имеют свою структуру, которая слагается из следующих элементов:

а) юридическая основа;

б) юридические факты;

в) субъекты транспортных правоотношений;

г) объекты транспортных правоотношений;

д) содержание транспортных правоотношений.

Юридической основой транспортных отношений являются транспортно-правовые нормы, которые содержатся в законодательных и нормативных актах. Эти нормы опосредствуют содержание транспортных правоотношений, определяют права и обязанности участников отношений, воздействуют на характер и цель их деятельности.

Юридические факты – это определенные действия и события, которые служат фактическим основанием для возникновения, изменения или прекращения транспортных правоотношений.

Действия– это результат деятельности и волеизъявления людей. Они бывают правомерными и неправомерными.

События– явления, не зависящие от воли людей, но имеющие юридическое значение в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий норм права или договорных и привлечения к юридической ответственности, в частности, непреодолимая сила, природные явления – пожар, наводнение и т. п.

Субъекты транспортных правоотношений – юридические и физические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере транспортной деятельности, предоставления услуг, предусмотренных транспортно-правовыми нормами. В законодательных и нормативных актах они обозначаются обобщенной терминологией как «грузоотправитель», «перевозчик», «грузополучатель», «пассажир».

Объектом транспортных отношений являются урегулированные нормами транспортного права общественные отношения, которые опосредствуют в себе действия, направленные на обеспечение потребностей населения и производства в перевозках и предоставлении иных транспортных услуг.

Содержание правоотношений характеризует совокупность прав и обязанностей участников этих отношений, их правовые интересы, взаимоотношения, предмет и цель таких отношений.

В юридической литературе это определяется как статус, компетенция полномочия, субъективные права и обязанности субъектов, их гарантии и ответственность.

Транспортные правоотношения являются многогранными по своему содержанию и формам. Главную и наиболее важную часть их составляет деятельность соответствующих органов по организации транспортного процесса, использованию средств перевозок и путей сообщения и деятельности по предоставлению транспортных услуг и обеспечению потребностей населения и производства в перевозках. В этой связи наиболее значительна классификация транспортных правоотношений по характеру юридической связи между сторонами этих отношений, которые подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные транспортные отношения - это отношения субординационного характера. Они выражают юридическую зависимость одной стороны от другой. Эти взаимоотношения существуют между органами исполнительной власти, как например, отношения между Министерством транспорта Украины и Государственной администрацией железнодорожного транспорта (Укрзализныця). Они, как правило, возникают по поводу организации транспортного процесса, использования транспортных средств и путей сообщения и т.п.

Решение этих проблем не может осуществляться без государственного воздействия в области транспорта. Ст.3 Закона Украины «О транспорте» закрепляет главную цель и задание государственного управления в области транспорта:

- своевременное, полное и качественное обеспечение потребностей населения и общественного производства в перевозках и потребностей обороны Украины;

- безопасное функционирование транспорта;

- ограничение монополизма и создание условий для конкуренции;

- координация работы различных видов транспорта;

- лицензирование отдельных видов деятельности в области транспорта;

- охрана окружающей среды от вредного воздействия транспорта.

Вертикальные транспортные отношения существуют и тогда, когда одна из сторон наделена определенным объемом властных полномочий, имеет право издавать акты, предписания, которые являются обязательными для другой стороны. Например, Устав железных дорог закрепляет за Министерством транспорта Украины право утверждать Правила перевозок грузов, пассажиров, которые являются обязательными для грузоотправителей, пассажиров. Эти правоотношения выражают юридическую зависимость одной стороны отношений от другой.

Горизонтальными транспортными правоотношениями признаются отношения, при которых относительно фактически и юридически равноправны стороны, не находящиеся в соподчинении.

Такие отношения возникают:

- из договоров о перевозке грузов;

- договора буксировки;

- договора об эксплуатации подъездных путей, подачи и уборки вагонов;

- договоров о перевозке пассажиров и багажа;

- договора экспедиции и др.

Горизонтальные правоотношения характеризуются:

- наличием правового равенства сторон;

- отсутствием какой-либо формы соподчиненности;

- отсутствием юридически-властного волеизъявления одной стороны относительно другой.

Таким образом, транспортные правоотношения – урегулированные нормами транспортного права действия, направленные на обеспечение потребностей населения и производства в перевозках и предоставление транспортных услуг.


Тема №3: «Организационно-правовые основы деятельности транспорта»

План:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Нормы транспортного права как комплексной отрасли права имеют свои источники – конкретные формы внешнего выражения общеобязательных правил поведения, | Вопрос 1. Формы и методы управления транспортом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.