Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы деятельности автотранспорта.




Автотранспортные правоотношения по своему характеру и содержанию разнообразны и возникают как в процессе непосредственно осуществления перевозок автотранспортными средствами, так и при планировании и организации перевозочного процесса, материально-техническом обеспечении автотранспортных предприятий для осуществления производственной деятельности, в процессе осуществления трудовой деятельности работниками этих предприятий и т.п. Регулятором данного вида общественных отношенийявляются нормы автотранспортного права, одного из институтов транспортного права. С помощью этих норм определенным образом урегулируются отношения сторон, которые вступают в определенные отношения, обеспечиваются их права и обязанности. Например, устанавливаются условия перевозок различных видов грузов, права и обязанности участников перевозочного процесса, дорожного движения и ответственность за невыполнение своих обязательств и указанных норм. Т.о. юридической основой автотранспортных общественных отношений являются автотранспортные правовые нормы, основным источником изложения которых в правовой системе Украины является нормативный акт.

Совокупность правовых актов определенной отрасли права составляет законодательство. Нормативные акты, которые регулируют автотранспортные отношения, составляют автотранспортное законодательство. Системаавтотранспортного законодательства содержит законы и подзаконные нормативные акты. Основу данной системы составляют законы, к которым относятся следующие:

1) Конституция Украины, закрепляющая основополагающие положения об экономической системе, формах собственности, планировании, социальных и трудовых правоотношениях.

2) Закон Украины «О транспорте», содержащий общие правовые нормы, действующие во всей транспортной отрасли, в т.ч. и на автотранспорте (ст.30, 31– состав и земли автотранспорта).

3) Закон Украины «О предпринимательстве», устанавливающий основные положения по осуществлению предпринимательской деятельности в Украине, в т.ч. и в автотранспортной отрасли.

4) Хозяйственный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины, устанавливающие правовые нормы деятельности предприятий в Украине, регулирующие договорные отношения в автотранспортной отрасли.

5) Закон Украины «О дорожном движении в Украине», регулирующий общественные отношения в части дорожного движения и безопасности, очерчивает круг прав и обязанностей его участников, определяет компетенцию органов государственной власти в сфере дорожного движения, устанавливает порядок пользования автомобильными дорогами и улицами, основные требования к их проектированию и строительству, основные требования к автотранспортным средствам, порядок их регистрации и учета, предусматривает контроль и ответственность за нарушение законодательства о дорожном движении.



6) Закон Украины «Об автомобильном транспорте» и другие законы.

Законы являются актами высшего органа законодательной власти– Верховной Рады Украины.

Нормативные акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относятся к числу подзаконных актов:

1) Положение о Государственном департаменте автомобильного транспорта, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины.

2) Порядок и условия организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины.

3) Правила проведения государственного технического осмотра автомобилей, автобусов, мототранспорта и прицепов, утвержденные Постановлением Кабинета Министров.

4) Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса.

5) Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные Постановлением КМУ.

6) Приказ Минтранса и Минстата Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» и другие.

Важную роль в регулировании автотранспортных отношений играет Устав автомобильного транспорта УССР, который действует до настоящего времени.

Он регулирует наиболее важные основные вопросы автомобильных перевозок и обязателен для выполнения всеми автотранспортными предприятиями и организациями независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Устав складывается из десяти разделов:

1 раздел – составляют общие положения о функциях автотранспорта, основные задачи правового регулирования автотранспортных отношений, задачах автотранспортных предприятий.

2 раздел – регламентирует вопросы, связанные с подвижным составом, классификацией автомобильных дорог, правил пользования ними, сооружений и устройств для организации перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, устанавливает порядок содержания подвижного состава и зданий транспорта, порядок технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава.

3 раздел – детально регламентирует планирование и организацию перевозок грузов автотранспортом общего пользования, ведомственным транспортом, заключение договоров на автотранспортные перевозки. Этим же разделом регулируются отношения, возникающие при приемке груза к перевозке и его выдаче, определении массы груза, его сохранности.

4 раздел – регламентирует перевозки пассажиров, багажа и почты, в т.ч. дается понятие договору пассажирской перевозки, регламентируются вопросы, связанные с организацией движения пассажирского транспорта, прав и обязанностей пассажира.

5 раздел– регулирует условия предоставления гражданам легковых автомобилей для проката, устанавливает основные для предприятий, которые занимаются этой деятельностью.

6 раздел- регламентирует условия и порядок установления тарифов и расчетов за перевозки.

7 раздел– определяет порядок взаимодействия автотранспорта с другими видами транспорта, осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении.

8 раздел– регулирует транспортно-экспедиционные операции, связанные с автоперевозками.

9 раздел– определяет основания, порядок привлечения и меры ответственности за невыполнение плана перевозок ,условий договора и законодательства участниками автотранспортных отношений.

10 раздел– устанавливает контроль за работой автотранспорта.

 

Тема № 6: «Акты, претензии, иски на автомобильном транспорте».

Чтобы удостоверить юридический факт, свидетельствующий об обстоятельствах, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя составляются акты, соответствующей формы. На транспорте для этого принято составлять коммерческие акты или акты общей формы, являющиеся основанием для последующего предъявления претензий и исков.

Порядок составления актов, предъявления претензий и исков предусмотрен п. 158-170 Устава автомобильного транспорта Украины, разд. VII Устава ж/д, разд. XI Кодекса торгового мореплавания, а также подзаконными нормативными актами Министерства транспорта Украины.

Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности автотранспортных предприятий, грузоотправителей, грузополучателей при автомобильных перевозках, удостоверяются записями в товарно-транспортных документах, а в случае порчи или повреждения груза, а также в случае разногласия между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем)– актами установленной формы.

Перевозчик, грузоотправитель (грузополучатель) отражают в акте такие обстоятельства:

1) несоответствие между наименованием, массой и количеством груза в натуре и данными в товарно-транспортной накладной;

2) повреждение или отсутствие пломб на кузове автомобиля или контейнере;

3) простой автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки сверх установленной нормы времени;

4) иные обстоятельства (повреждение упаковки, груза), которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон.

Записи в акте засвидетельствуются подписями грузоотправителя (грузополучателя) и водителя. Односторонние записи в акте, как грузоотправителя (грузополучателя) так и водителя считаются недействительными.

Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписания акта. В случае несогласия с содержанием акта каждая из сторон имеет право изложить в нем свое мнение в графе «Особые отметки» и засвидетельствовать его подписью.

При отказе от составления акта или от внесения записи в товарно-транспортную накладную в случае недостачи, порчи или повреждения груза акт составляется с участием представителя не заинтересованной стороны.

Для подтверждения составления акта на свободном месте обратной стороны товарно-транспортной накладной записывается дата составления и причина его составления, например, «О недостаче мест», «О нарушении пломбы».

До предъявления грузоотправителем или грузополучателем к автотранспортному предприятию иска, вытекающего из автомобильных перевозок, обязательно предъявление претензий к ним.

Право на предъявление автотранспортному предприятию претензии, а в соответствующих случаях исков, имеют:

1) в случае потери груза – грузоотправитель или грузополучатель;

2) недостачи, порчи или повреждения груза – грузополучатель;

3) просрочки в доставке груза – грузополучатель.

Претензии, возникающие из перевозок грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию, выдавшим груз, а в случае полной утраты груза – к автотранспортному предприятию, принявшему груз к перевозке.

Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа, могут быть предъявлены к автотранспортному предприятию пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.

Претензии из перевозок в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

а) к автотранспортному предприятию, если конечным пунктом является грузовая автостанция;

б) к другому соответствующему автотранспортному органу, если конечным пунктом перевозки является станция ж\д, порт или аэропорт.

Передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю или вышестоящей организации, или транспортно-экспедиционной организации. Передача такого права удостоверяется переуступочной надписью на товарно-транспортной накладной.

В претензии необходимо указать:

- полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и перевозчика, дату предъявления и номер претензии;

- обстоятельства, на основании которых предъявляется претензия, доказательства, которые подтверждают эти обстоятельства, ссылки на правовые нормы;

- требования заявителя;

- сумму претензии по каждому отдельному виду требований, когда они подлежат денежной оценке, платежные реквизиты заявителя претензии;

- перечень документов, которые прилагаются к претензии, а также иные доказательства.

К претензии прилагаются документы, которые ее обосновывают.

Претензии к автотранспортному предприятию могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов – в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

1) со дня выдачи груза или багажа – по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа;

2) по окончании 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных перевозках, 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных перевозках – по претензиям о возмещении за утрату груза;

3) по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа – по претензиям за утрату багажа;

4) со дня выдачи груза или багажа – по претензиям о просрочке доставки;

5) по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке – по претензиям о возмещении за утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

6) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии – во всех остальных случаях.

Автотранспортное предприятие обязано рассмотреть претензию и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в следующие сроки со дня получения претензии:

1) в течение 3 мес. – по претензиям, возникающим из автомобильных перевозок;

2) в течение 6 мес. – по претензиям, возникающим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

3) в течение 45 суток – по претензиям об уплате штрафов.

Грузоотправитель или грузополучатель обязан рассмотреть претензию, заявленную автотранспортным предприятием и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в течение 2 месяцев.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения ответа на нее, автотранспортное предприятие, грузоотправитель, грузополучатель имеют право обратиться с иском в соответствующий суд.

 

ТЕМА № 7: «Законодательство Украины о железнодорожном транспорте».

 

1. Понятие, структура системы и виды железнодорожного транспорта.

2. Полномочия субъектов управления железнодорожным транспортом.

3. Правовые основы деятельности железнодорожного транспорта.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 20; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.210.67
Генерация страницы за: 0.013 сек.