Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции потребления и сбережения в кейнсианской модели макроэкономического равновесия

Классическая и кейнсианская трактовки взаимодействия AD и AS

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
1. Кривая AS − вертикальная линия на уровне потенциального объема производства − определяет только уровень реального объема производства, не изменяющегося при изменении уровня цен. Причины: • действие закона Сэя: предложение создает свой собственный спрос, т.к. сумма доходов продавцов всегда соответствует сумме расходов покупателей; • гибкие номинальные переменные обеспечивают саморегулирование экономики и возвращают ее в равновесное состояние. Сами законы рынка исключают как недопроизводство, так и перепроизводство товаров и услуг.
По ироничному замечанию Дж. Гэлбрейта, "принятие и непринятие закона Сэя до 30х гг. XX в. было основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков".  
2. Кривая AD стремится к стабильности и определяет уровень цен. Из уравнения обмена MV = PY следует, что объем AD зависит от 2х факторов: • количества денег у домохозяйств и фирм (MS) • их покупательной способности (1/P). Увеличение MS при Y* − const сдвигает AD0 вверх в AD1, вызывая инфляцию спроса: Y = Y*, P1 > P0. Уменьшение MS при Y* − const сдвигает AD0 вниз в AD2 , провоцируя дефляцию: Y = Y*, P2 < P0. Изменение MS влияет только на уровень цен, не затрагивая реальные показатели ("нейтральность денег"). Поэтому основой стабилизации AD является контроль над MS, чтобы избежать инфляции или дефляции. В этом позиции количественной теории денег (раннего варианта) совпадают с теорией монетаризма (ее современной версии).
КЕЙНСИАНСКАЯ ШКОЛА
1. Кривая AS − горизонтальная линия на определенном уровне цен −справа ограничена уровнем потенциального объема производства Y*, при достижении которого линия SRAS превращается в вертикаль и совпадает с линией LRAS у классиков.
2. Кривая AD нестабильнавследствие изменения неценовых факторов. Жесткость номинальных переменных ведет к росту и сохранению безработицы в течение длительного срока. Для предотвращения огромных потерь от спадов и кризисов необходима активная политика государства по формированию эффективного спроса: AD = C + Ig + G + Xn. Согласно кейнсианской теории, реальный объем ВНП и соответственно уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня совокупных расходов (Y = AE = AD) при постоянном уровне цен (P − const).

РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. МОДЕЛЬ "ДОХОДЫ − РАСХОДЫ"

Рынок благ является центральным звеном современных макроэкономических моделей,

т.к. именно здесь формируется совокупный спрос AD.

Покупателями на рынке благ являются домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Причем на долю домохозяйств (потребительских расходов) приходится свыше 50 % объема совокупного спроса. Поэтому именно с факторов, влияющих на потребительские расходы, начинается выяснение условий равновесия на товарном рынке.

 

На уровень потребления оказывают влияние многие факторы, важнейшим из которых является располагаемый доход: Y = C + S.
Дж. М.Кейнс исходил из гипотезы абсолютного дохода, согласно которой потребление домохозяйств зависит от абсолютной величины текущего дохода Увеличение дохода используется в 1ую очередь на потребление; то, что остается после потребления, − сберегается. По Дж. Кейнсу, "основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход" 1.
Неоклассики строят свои рассуждения на теории воздержания: потребление − это то, что осталось после сбережения.  

 

  Функция потребления определяет планируемый уровень потребительских расходов при каждом уровне располагаемого дохода при прочих равных условиях
C = a + bYd C = a + b(Y − T), где T = t ×Y C = a + bY(1 − t)
a − автономное потребление, не зависящее от уровня дохода (a > 0) b − предельная склонность к потреблению (0 < b < 1; MPC = ∆C/∆Y) t − ставка налога T − общая сумма налога
  Функция сбережения   определяет планируемый уровень сбережения при каждом уровне располагаемого дохода при прочих равных условиях
S = − a + (1 − b)Yd S = − a + (1 − b)(Y − T) S = − a + (1 − b)(1 − t)Y
(1 − b) − предельная склонность к сбережению (MPS = ∆S/∆Y)

 

 

___________________________________

1 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С.157

Предельная склонность к потреблению (сбережению) доля расходов на потребление (сбережение) в любом изменении дохода
∆ Y = ∆C + ∆S → ∆ Y/∆Y = ∆C/∆Y + ∆S/ ∆Y → 1 = MPC + MPS  
Средняя склонность к потреблению (сбережению) доля потребления (сбережения) в доходе
APC = C/Y Y = C + S → Y/Y = C/Y + S/Y → 1 = APC + APS APS = S/Y

 

Взаимосвязь MPC и APC в коротком и долгом периодах • MPC − const в коротком периоде и ниже, чем в долгом периоде
• APC с ростом дохода уменьшается в коротком периоде: APC = C/Y = (a + bY)/ Y = a/Y + b (a/↑Y) ↓ + b(const) MPC = ∆C/∆Y     → APC > MPC при a > 0 в коротком периоде
• a → 0 в долгом периоде: MPC растет с ростом дохода APC − const     → APC = MPC

 

Закономерности изменения структуры расходов домохозяйств на различные группы товаров и услуг при изменении дохода отражают законы Энгеля: с ростом дохода абсолютно растут и потребление, и сбережение, но относительная доля потребления сокращается, а сбережения растет. Эти схемы стали основой построения графиков потребления и сбережения в модели Дж. Кейнса "доходы − расходы".  

 

 

ГРАФИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ
  В любой точке линии 45о Y = C: весь доход используется на потребление. В действительности такого совпадения нет, и линия потребления отклоняется от линии 45о на величину автономного потребления. Наклон графика потребления C определяется предельной склонностью к потреблению MPC: − крутой наклон → высокая MPC − пологий наклон → низкая MPC C > Y − "жизнь в долг" (S < 0) C > Y − S > 0 точка A − "пороговый уровень дохода", при котором S = 0  
График сбережений S получается путем вертикального вычитания из значений линии 45о соответствующих значений графика потребления C. Ось X на графике сбережений S является аналогом линии 45о на графике потребления C: точка A − "пороговый уровень дохода" ниже оси X − S < 0 выше оси X − S > 0 отрезок OB − величина автономного потребления  

 

Линия 45о была введена в макроэкономический анализ А.Хансеном и П.Самуэльсоном в процессе формализации кейнсианской теории. П.Самуэльсон отмечает, что "пересечение функции потребления с линией, проведенной под углом 45о, дает нам простейший " кейнсианский крест ", который можно сравнить с пересечением линий спроса и предложения у Маршалла" (Экономика. М., Прогресс, 1964. С. 47).

Действительно, по своему экономическому содержанию эту линию можно интерпретировать как линию равного спроса и предложения в масштабе общества:

слева от точки A домохозяйства ведут жизнь взаймы; справа от точки A – их доход превышает личное потребление; в самой точке A – на потребление идет весь доход, сбережения равны 0.

 

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению величины потребления (сбережения) и означает движение вдоль графика потребления (сбережения).  
Изменение факторов, не связанных с доходом, вызывает сдвиг самого графика потребления (сбережения)   • богатство (реальные и финансовые активы) • уровень цен как фактор, изменяющий покупательную способность финансовых активов • ожидания • потребительская задолженность • чистые налоги, Tn = T − TF  

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Совокупный спрос и совокупное предложение: сущность и факторы | Инвестиции: виды и факторы. Функция инвестиций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.