часть экономики страны, полностью контролируемая государством: комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам (узкая трактовка)
совокупность форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении (более широкая трактовка)
Бюджет необходим для перераспределения доходов, финансирования производства
общественных благ (роль государства значительна);
в производствегосударственное вмешательство должно быть минимально
(только на государственных предприятиях);
в обмене роль государства равна 0
Государство выступает как предприниматель, инвестор, организатор НИОКР, потребитель конечной продукции.
Причины возникновения
госсобственности
1) подготовка к войне;
2) спасение от банкротства частных компаний;
3) создание госпредприятий в нерентабельных или рúсковых для частного капитала отраслях
Пути формирования
и расширения
госсобственности
• национализация отдельных предприятий или целых отраслей (Великобритания, Франция, Италия, Австрия):
− конфискация (Россия, страны Африки)
− выкуп (страны Западной Европы)
• покупка государством акций частных предприятий и образование смешанных государственно−частных компаний (Италия, США, Швеция, Япония)
• строительство предприятий за счет средств госбюджета
Структура
госсобственности
• промышленные предприятия;
• производственная и социальная инфраструктура;
• военные отрасли
• необходимость технического перевооружения отсталых отраслей (угольная,
металлургическая и др.);
• содержание и развитие убыточных и низкорентабельных отраслей производственной
инфраструктуры (транспорт, энергетика, средства связи);
• поддержка новых отраслей, связанных с НТП, которые отличаются высокой
капиталоемкостью, медленным оборотом капитала, повышенным риском и низкой
рентабельностью;
• ускорение НТП предъявляет, с одной стороны, качественно и количественно иные
требования к рабочей силе, а с другой, − предполагает увеличение затрат на развитие и
поддержку НИОКР
Особенности положения государственных предприятий
• наличие в хозяйственной деятельности рыночных и нерыночных
факторов (амбиции политиков, распоряжения министерств и т.п.);
• гарантированная финансовая поддержка государства (им не грозит
банкротство), искусственное ограждение от конкуренции (работа
на госзаказ, сбыт по твердым ценам);
• высокие издержки производства (в Англии − на 30%,
в США − на 20% по сравнению с издержками в частном секторе),
слабая восприимчивость к НТП, чрезмерно раздутый управленческий
аппарат;
• низкая конкурентоспособность, рентабельность и производительность
труда;
• объект прямого контроля:
* директивное планирование;
* административный контроль над ценами и заработной платой;
* ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией
вплоть до запрета права на забастовки
Госсектор как метод ГРЭ
1) государство − крупный потребитель конечной продукции,
причем государственный рынок всегда был и остается очень
привлекательным для частного сектора:
• это гарантированный и "прозрачный" рынок, т.к. отношения
государства и частных фирм строятся на основе контрактов, оплата
по которым осуществляется за счет средств ГБ;
• это особо прибыльный рынок из-за отсутствия эквивалентности
в обмене: государство приобретает продукцию частного сектора
по завышенным ценам, а свои товары и услуги продает
по заниженным ценам и тарифам (уголь, газ, электроэнергия,
транспортные услуги);
2) государственное предпринимательство и потребление являются частью антициклической (антикризисной) политики;
3) через госсектор реализуется структурная политика.
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ
70−80-е гг. XX в. стали периодом повсеместного разгосударствления, охватившего большинство развитых стран мира.
Разгосударствление
уменьшение масштабов государственного предпринимательства при сохранении государства в структуре рыночной экономики
изменяются формы деятельности государства с целью лучшего приспособления к требованиям рынка и повышения эффективности функционирования остающихся в госсекторе предприятий
Способы
1. Либерализация
рынков
изменение условий конкуренции:
• отмена (или снижение) барьеров для доступа на рынок новых
конкурентов, в т.ч. иностранных;
• стимулирование диверсификации производства и продаж;
• содействие развитию малого бизнеса
Последствия
− ограничение сферы государственного предпринимательства
без изменений госсобственности и ее субъектов;
− демонополизация рынка
2. Оздоровление
госсектора
ликвидация нерыночной обстановки функционирования государственных предприятий:
• сокращение государственных субсидий;
• отмена налоговых льгот;
• отказ от списания банковской задолженности
3. Создание и расширение сферы деятельности смешанных государственно−частных
предприятий
4. Приватизация
передача государственных предприятий в частный сектор:
происходит изменение и формы, и субъектов собственности
Формы
• продажа предприятий в частные руки через аукционы, конкурсные
торги;
• прямая передача (бесплатная) с помощью приватизационных чеков
(ваучеров);
• акционирование (выпуск и продажа акций);
• как врéменная мера для улучшения экономических показателей
работы государственных предприятий:
− сдача в аренду;
− заключение контракта на управление предприятием
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление