Политика цен и доходов
|
достоинства
| недостатки
|
1. Можно использовать на любой стадии цикла.
| 1. Эффективна для борьбы с инфляцией издержек и только в коротком периоде.
|
2. Возможно ее дифференцированное проведение (и отмена) для отдельных отраслей и секторов экономики, в т.ч. и для госсектора.
| 2. После отмены контроля кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции.
|
3. Уничтожает инфляционную инерцию (делает несбыточными инфляционные ожидания рабочих и предпринимателей).
| 3. Крайний вариант (замораживание цен и заработной платы) не используется, что означало бы полное подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную форму.
|
4. Подрывает возможность монополий повышать цены, а для профсоюзов − заработную плату.
|
|
Предпочтение отдается более гибким формам контроля над ценами и заработной платой.
|
• соглашение с профсоюзами и предпринимателями о темпах роста цен и заработной
платы (европейские страны);
• переговоры о ценовой политике с отраслями (Канада, Франция);
• разрешение на повышение цен в определенных пределах и при соблюдении ряда
условий с оповещением органов контроля;
• политика ограничения заработной платы и помощью налогов (TIP − tip-taked-based
income policy): установление различных ставок налога на прибыль (штрафные и
стимулирующие) в зависимости от темпов роста цен на производимую продукцию и
темпов роста заработной платы.
|
Политика доходов бывает более успешной при сочетании с политикой стимулирования совокупного предложения AS, основанной на ТЭП
|
меры по стимулированию текущего объема производства
| • повышение эффективности использования факторов производства,
• повышение эффективности распределения ресурсов через реформу финансовой системы, госсектора, рынка труда, • налоговые реформы, • содействие развитию конкуренции – сокращение дотаций, снятие торговых ограничений;
|
на LR повышение темпов роста производства
| • стимулирование нововведений и создание новых технологий, • программы профессиональной подготовки и переподготовки работников, • стимулирование притока иностранных инвестиций, • частичное ГР процесса ценообразования.
|
| | |