Финансы: сущность и функции. Финансовая система государства
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы и финансовая политика.
Финансы
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций
Функции финансов
Аккумулирующая
создание материальной основы существования государства
Распределительная
формирование и использование денежных средств через фонды целевого назначения
Регулирующая
воздействие на процесс воспроизводства через государственные расходы, налоги, государственный кредит
Контрольная
обеспечение правильности взимания налогов и их целевого использования
Финансовая система
совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов, обеспечивающих государству выполнение его функций
Структура финансовой системы
I. Государственные финансы (централизованные)
государственный
бюджет
• центральный
• бюджеты местных органов власти всех уровней
внебюджетные фонды
особенности
задачи
• находятся в распоряжении центральных или местных органов
власти и концентрируются в специальных фондах;
• имеют целевое назначение и не включаются в госбюджет;
• создаются за счет целевых налогов, займов, субсидий из
госбюджета
1) обеспечение дополнительными средствами приоритетные сферы
экономики;
2) расширение социальных услуг населению
Таким образом расширяются возможности государственного
вмешательства, минуя бюджет.
3) использование в качестве резерва в случае финансовых затруднений для повышения маневренности финансовой системы
в целом
государственный
кредит
II. Финансы предприятий всех форм собственности (децентрализованные)
III. Финансы населения
Финансовая система ориентирована на достижение определенных целей, что предполагает разработку и проведение финансовой политики.
Финансовая политика
система мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и целевое использование для выполнения государством его функций
Результативность
оценивается исходя из того, насколько она соответствует интересам общества; учитывает потребности общественного развития, конкретно−исторические условия и особенности жизни; способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач
Формы
• политика в области налогообложения (налоговая политика)
• политика в области регулирования структуры государственных
расходов (бюджетная политика)
В основе финансовой политики лежат теоретические концепции государственных финансов.
Кейнсианство
Проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать с позиций обеспечения эффективного спроса, недостаток которого провоцирует экономические кризисы. В силу внутренней нестабильности и неспособности рыночной экономики к саморегулированию государство должно проводить активную макроэкономическую политику, главным инструментом которой является фискальная (бюджетно−налоговая) политика.
Основными факторами достижения эффективного спроса являются государственные расходы и налоги, оказывающие значительное влияние на личное и инвестиционное потребление
Новым положением, введенным Дж.Кейнсом в теорию государственных финансов, стала концепция дефицитного (по сути инфляционного) финансирования: увеличение государственных расходов, финансируемых за счет займов.
Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов формирования эффективного спроса, а бюджетный дефицит − способом регулирования экономики.
В 40-60е гг. XX в. кейнсианская концепция имела успех и определенные
положительные результаты и до 70х гг. являлась основой финансовой теории и практики ведущих западных стран.
Неоконсервативная концепция (с конца 70х гг. XX в.)
(теория экономики предложения")
Основополагающий тезис − ограничение государственного вмешательства в экономику. Главная задача − перенесение центра тяжести на проблему повышения предложения, стимулирования производства.
Это означало, что государство должно помогать предпринимателю.
В области финансов:
• сокращение объема перераспределяемого через финансовую систему НД;
• снижение размеров социальных расходов;
• стимулирование роста сбережений как источника инвестиций.
В структуре государственных расходов:
• увеличение удельных затрат, связанных со стимулированием НТП, развитием
образования, "ивестициями в человека" (теория инвестиций в человеческий
капитал).
В области доходов госбюджета, особенно налогов:
• сокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения;
• налоговая политика должна быть "нейтральной " для развития экономики,
давать простор для рыночных отношений.
Сторонники ТЭП восстанавливают принцип "здоровых финансов" − обязательное ежегодное балансирование бюджета, т.к. дефицитность госбюджета − причина роста долгов и инфляции.
Поэтому задачей финансовой политики является создание долгосрочных стимулов экономического роста и повышения эффективности производства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление