КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегии спора
Глоссарий по курсу «Русский язык и культура речи»
Акцентология – раздел языкознания, изучающийособенности и функции ударения в речи. Антонимы – слова с противоположным значением. Вид красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся 1) отнесенностью к определенной коммуникативной сфере, 2) наличием определенного объекта речи, 3) специфической системой его разбора и оценки. Глаголы-перформативы – особые слова, эквивалентные действию, поступку. Гомилетика – искусство церковной проповеди. Дефразеологизация – семантический распад фразеологизма, использование его компонентов в прямом значении; при этом ассоциативная связь свободного словосочетания с фразеологизмом сохраняется. Дискýрс – (от фр. discourse - речь) связный текст в совокупности с социокультурными, прагматическими, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте. Документ – текст официально-делового стиля, управляющий действиями людей и обладающий юридической значимостью. Каламбур – высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений. Лексикология – раздел языкознания, в котором изучается весь словарный состав современного русского языка. Лексические нормы – правильное словоупотребление, т.е. употребление слов в соответствии с их значением, стилистической окраской, контекстом и сочетаемостью. Многозначность (полисемия) – способность слова употребляться в разных значениях. Морфология (от греч. morfe – форма + logos – учение) – грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словонаименования, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования. Номенклатура – совокупность или перечень употребляемых в какой-нибудь специальности названий, терминов. Общие риторические места – приёмы, с помощью которых автор речи выявляет аспекты темы: часть, целое, причина, время, место. Окказионализмы – новые слова, отсутствующие в системе языка, созданные специально «для данного момента» в экспрессивных целях. Омонимы – разные по значению слова, совпадающие в написании, произношении и грамматическом оформлении. Орфоэпия (с греч. – правильная речь: orthos - правильный, epos - речь) – раздел языкознания, который изучает произносительные нормы устной речи. Официально-деловой стиль – разновидность литературного языка, закрепленная за сферой социально-правовых отношений, реализующихся в законотворчестве, в экономике, в управленческой и дипломатической деятельности. Паронимы – однокоренные слова с близким, сходным, но не тождественным звучанием и с разными значениями. Персонификация – перенесение на неживой предмет свойств или функций живого лица. Плеоназм – вид речевой избыточности, которая обусловлена частичным совпадением значений слов. Подвижность ударения – особенность русского ударения, состоящая в том, что в различных формах одного и того же слова ударение падает на разные части (то на корень, то на окончание). Процедурная лексика представляет в тексте документа конкретное действие, предмет или признак в официально-правовой интерпретации. Разноместность ударения – особенность русского ударения, состоящая в том, что ударение может падать на любой слог слова (в начале, конце или середине слова). Регламентированность деловых отношений – подчиненность делового общения определенным правилам и ограничениям. Редукция гласных – количественное и качественное изменение гласных звуков в результате ослабления артикуляции. Реквизит – обязательный информационный элемент документа, строго закрепленный за определенным местом на бланке, листе. Реклама (англ. reclaim – привлекать к себе внимание) – 1) оповещение потребителей, зрителей различными способами для создания широкой известности кому- чему-нибудь с целью привлечения внимания; 2) объявление с таким оповещением. Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Рубрикация – графическое членение текста на составные части. Синонимы – слова тождественные или близкие по значению. Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний и предложений. Согласование – способ связи, при котором зависимое слово (прилагательное, порядковое числительное, притяжательное местоимение, причастие) ставится в тех же формах, что и главное слово. Стандартизация языка деловых бумаг – использование клишированных стандартных фраз. Тавтология – неоправданное повторение однокоренных слов или близких по значению слов в одном предложении или речевом фрагменте. Унификация деловых документов – применение правил построения предложений по определенным моделям. Управление – вид подчинительной связи, когда главное (стержневое) слово требует от зависимого строго определённой падежной (предложно-падежной) формы. Формуляр (образец) документа – совокупность реквизитов и схема их расположения на документе. Фразеологизм – устойчивое, воспроизводимое, меткое выражение (словосочетание), обладающее целостным значением. Функциональные стили – исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемые в той или иной сфере общения. Языковая норма – это правила использования речевых средств в определённый период развития литературного языка
Использованная литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. М.: 1999. 2. Гойхман О.Я., Т.М. Надеина. Основы речевой коммуникации. М., 1997. 3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М., 2002. 4. Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 408 с. 5. Ефимова И.Г. Культура русской речи. В 2 ч. Ч.1. Употребление в речи единиц различных языковых уровней: учебно-методическое пособие / И.Г. Ефимова, Т.Г. Каширская, И.Е. Фисенко. – Шахты: изд-во ЮРГУЭС, 2007. – 78 с. 6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: 1986. 7. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. – М.: «Экономическая литература», 2002. – 288 с. 8. Кузнецов И.Н. Современная деловая риторика. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. – 320 с. 9. Львов М. Р. Основы теории речи. М., 2000. 10. Максимова В. И. Русский язык и культура речи. М., 2001. 11. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2004. 12. Орфоэпический словарь русского литературного языка / под ред. Р.И. Аванесова. – 4-е изд. М., 1988. 13. Павлова Л.Г. Обучение полемическому мастерству. М.: «Знание» 1988. 14. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение 1991. 15. Русский язык и культура речи / под ред.В. И. Максимова. М., 2002. 16. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – Спб.: Питер, 2005. – 336 с. 17. Словарь иностранных слов. -15-е изд. М., 1982. 18. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 379 с. 19. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2003. [1] Здесь и далее значок * употребляется для выделения примеров с речевыми ошибками.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |