Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роберт Даль 10 страница

Политическая энциклопедия, т.II

 

I. Политические перемены, политический процесс и политическое развитие. Все живое, наделенное разумом, непременно движется, изменяясь во времени и пространстве. Изменение – естественная форма бытия всех объектов и явлений, представляющая собой постоянный переход из одного состояния в другое. Изменение в широком смысле включает в себя все эволюционные процессы, а также возникновение новых явлений в мире, поэтому категории политического изменения и политического развития тесно взаимосвязаны и обычно рассматриваются в паре. Эти понятия принадлежат к числу наиболее важных и часто употребляемых в современной политической науке.

Истоки динамики политических систем заключаются в диалектике развития, в разрешении внутренних противоречий и в ответах на внешние воздействия. Возникающий при этом политический процесс можно и нужно объяснять как определенные перемены в состоянии политической системы, обеспечивающие цикл ее воспроизводства (становление, функционирование, развитие с выходом на более высокий уровень).

Термином процесс (от лат. processus - продвижение) обычно обозначают определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюций; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Если суммировать различные подходы к характеристике политического процесса, то можно выделить два его вида – более схематичный, простой и более комплексный, сложный. Первый из них определяет политический процесс как последовательную и продолжительную во времени смену состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые совершаются под влиянием внешних и внутренних условий жизни общества. Второй предполагает, что понятие политического процесса означает:

1) динамическое интегральное измерение политической жизни какого-либо общества, заключающее в себе воспроизводство компонентов его политической системы, а также определенные перемены в состоянии политической системы, обеспечивающие цикл ее воспроизводства;

2) совокупную политическую активность социальных и политических субъектов с последовательным развертыванием в “реальном времени” всего множества единичных политических действий и событий;

3) борьбу за контроль над средствами властвования и управления обществом, характеризующуюся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил.

Политический процесс всегда тесно связан с такими тремя формами существования политических явлений, как функционирование, развитие и упадок:

- функционирование политических явлений на уровне общества – это способ поддержания сложившейся политической системы, воспроизводства того равновесия сил, которое отражает их базовые отношения, продуцирования основных функций структур и институтов, форм взаимодействия элиты и электората, политических партий и органов местного управления. При таком способе изменений традиции и преемственность обладают неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями;

- развитие характеризует такие модификации базовых параметров политических явлений, которые предполагают позитивный характер эволюции последних, то есть политика выводится на уровень, который позволяет властям адекватно отвечать на вызовы времени, эффективно управлять общественными отношениями;

- упадок представляет собой такой способ трансформации сложившихся базовых форм и отношений, который предполагает негативную перспективу политической эволюции явления. По мысли П. Струве, упадок есть “регрессивная метаморфоза” политики. Упадок по существу означает распад сложившейся политической целостности, например, падение политического режима.

Традиция анализа динамики политической жизни сложилась в далеком прошлом. К примеру, Полибий еще во II веке до н.э. высказал идеи о целостном круговороте политической жизни, предполагающем закономерный переход государства в стадии становления, расцвета и упадка. Важной вехой в создании основ концепции политического процесса в западной политологии явились работы К. Маркса и Ф. Энгельса, выдвинувших идеи чередования социально-экономических формаций и смены их политических надстроек. В. Парето разработал в “Трактате по общей социологии” концепцию циркуляции (круговорота) элит, что дало основание Й. Шумпетеру назвать его основоположником “социологии политического процесса”. Но настоящую революцию в теории политического процесса произвела книга А. Бентли “Процесс управления” (1908). Которой подробно была разработана концепция групп интересов и трактовка динамики политического процесса как борьбы и взаимного давления социальных групп в соперничестве за государственную власть.

Преемником Бентли в разработке проблематики политического процесса, исходя из концепции групп интересов, стал Дэвид Трумэн, опубликовавший в 1951 г. книгу “Управленческий процесс”. Как и его предшественник, он под политическим процессом понимал борьбу социальных групп за власть и за контроль над распределением властных ресурсов. Однако придал этому процессу пространственно-временные характеристики в связи с тем, что групповая динамика, по его мнению, предстает как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к установлению относительного равновесия, к восстановлению старой модели баланса между группами или к созданию новой модели.

Системный подход к исследованию политического процесса в западной политологии связан с именами Т. Парсонса и Д. Истона. Они рассматривали его сквозь четыре фазы: 1) вход – воздействие социальной и внесоциальной среды на политическую систему в форме ее поддержки и выдвижения к ней требований; 2) конверсию – преобразование требований в решения; 3) выход – реакция политической системы в виде решений и действий; 4) обратная связь – возврат к исходной точке равновесия. Эта модель “круговорота”, то есть циклического функционирования политического процесса была весьма популярной и только во второй половине70-х годов ХХ столетия начала уступать место более современным походам.

Основы динамической модели политического процесса как адаптации политической системы к изменяющимся условиям социальной среды заложил Г. Алмонд. В своей теоретической схеме он попытался соединить деятельность отдельных групп с функционированием всей системы, выделив несколько совместных блоков действий политических субъектов и политической системы. Д. Аптер и некоторые другие американские политологии использовали идеи Алмонда для описания политических процессов последней четверти ХХ века в странах Азии, Африки и Латинской Америки, что помогло не только обновлению самой теории развития, но и политики модернизации.

Характеристика политики как процесса позволяет увидеть особые стороны, грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Некоторые ученые отождествляют политический процесс с политической сферой в целом (Р. Доуз) либо со всей совокупностью поведенческих действий субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). С. Хантингтон связывает политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти. Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на соперничестве групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющих характер деятельности государственных институтов и их влияния на общество. Ориентируясь на вышеозначенные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Наиболее распространенным считается следующее определение: политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

В силу такой интерпретации политического процесса его центральной характеристикой выступает изменение, которое означает любую модификацию структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. В науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. К. Маркс, например, видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, В. Парето связывал их с циркуляцией элит, М. Вебер – с деятельностью харизматического лидера, Т. Парсонс – с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт, понимаемый как один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух или более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Политические процессы в различных странах мира отличаются своеобразным характером, степенью динамики и направленности. Вместе с тем ряд критериев позволяет выделить основные разновидности политических процессов:

а) локально-региональные и глобальные. Разделение политических процессов по такому принципу связано с тем, что зачастую результат того или иного регионального процесса может воздействовать и на общий ход мировой политики. Например, этнополитический конфликт между сербами, босняками и хорватами в Боснии и Герцеговине из внутреннего дела бывшей Югославии перерос в масштабное явление, повлиявший на всю европейскую и даже мировую политику;

б) внутрисистемные и переходные (транзитные). Такой взгляд на политические процессы раскрывает еще одну сторону данного явления – отношение к системе институтов и норм, образующей рамки вообще любого процесса. Внутрисистемные процессы разворачиваются в таком политическом пространстве, где четко определено число игроков и судей, то есть институты, время и правила игры – политические нормы. Это относится к странам с установившейся политической системой, в довольно жестких границах которой и разворачивается политический процесс. К типу транзитных процессов относятся процессы в странах, переживающих период полного изменения власти, включая ее институты и другие субъекты;

в) стабильные и кризисные. В марксистской литературе различение стабильных и кризисных процессов нередко сводилось к дилемме – реформа или революция. Действительно, в политике острые политические кризисы нередко превращаются в революционные взрывы, а серии даже глубоких правительственных реформ обеспечивают стабильную эволюцию. Вместе с тем и революция, и реформа могут быть способом разрешения политического кризиса, что обусловлено механизмами самого политического процесса, связанными с наличием или отсутствием баланса и консенсуса ведущих политических сил, выступающих его субъектами;

г) легальные и теневые. Такое различение политических процессов связано с тем, что в их основе всегда находятся ценности и нормы доминирующей политической культуры, а также отдельных субкультур. Эти ценности и определяют правила политической игры, границы дозволенного и неразрешенного, официального и неофициального, легального и нелегального (теневого) процессов. К примеру, восстание и переворот, террор и путч при всех типах режимов воспрещены конституциями и нормами политической жизни. В реальности. Тем не менее, политический процесс зачастую выходит за рамки правового поля, а так называемая политическая целесообразность ценится выше, чем законность.

Типы политических процессов могут выделяться по способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений (такая классификация представляет собой результат теоретического допущения, вычленения неких идеальных типов, которые с политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены между собой). В таком случае речь может идти о процессах технократического, идеократического и харизматического типов:

- политический процесс технократического типа отдает предпочтение политическим технологиям и процедурам, традициям, способам легитимного наделения властью, принятия решений, когда субъекты строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями, а лидеры выступают в качестве носителей интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют;

- политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствует автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, где интеграция разнородного в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общества осуществляется на основе общенациональной идеи;

- политический процесс харизматического типа характерен для восточной культурной традиции, где абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют, где политический процесс может быть эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. При незрелости гражданского общества, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества таким обществам приходится уповать на харизматическую личность. Ее харизма может основываться либо на должностном статусе, либо на способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

В политической науке представлены и попытки типологизировать политические процессы на цивилизационной основе. Так, Л. Пай выделял “незападный” тип политического процесса. К его особенностям он относил:

а) склонность политических партий претендовать на формирование мировоззрения и выработку образа жизни;

б) большую свободу руководителей в определении стратегии и тактики политических структур и институтов;

в) наличие резких различий в политических ориентациях поколений;

г) интенсивность политических дискуссий, слабо связанных с принятием решений и т.п.

Вместе с тем между понятиями политического процесса, политического изменения и политического развития есть существенные различия. Если процесс воспроизводит политическую систему, то изменения и развитие представляют собой не просто преобразование внутренних свойств систем, а еще и ее переход в иное качественное состояние либо смену одного системного типа другим. Политическое развитие позволяет также создать институты, которые способны включать в свою сферу воздействия и упорядочивать участие в политике новых групп, а также стимулировать социально-экономические перемены.

Политическое изменение предстает в таком случае как преобразование структур, процессов или целей, затрагивающее распределение или осуществление властных полномочий по управлению каким-либо обществом. Политическое изменение содействует либо приспособлению существующей системы власти и управления к новым требованиям времени и меняющейся социальной среде, либо замене данной системы другой в силу того, что она не способна и далее поддерживать свое эффективное функционирование. Основные типы – политическая реформа, революция, государственный переворот, реставрация, частичный или полный пересмотр конституции.

Политическое же развитие – это совокупность динамических процессов, развертывающихся в данном обществе, которые определяют перемены внутри его политической системы или же ее замещение другой, как правило, в направлении большей способности средствами управления справляться с предъявляемыми требованиями. Закономерности политического развития отражают устойчивые взаимоотношения между социальными группами и практическую деятельность акторов в политической сфере. Они проявляются как тенденции, результирующие сочетание либо конфликт различных интересов, что и обусловливает характер основанных на них действий.

Политические изменения постоянны, поскольку не существует полностью статичных политических систем, равно как и застывших в одном состоянии, неразвивающихся обществ. Однако следует все же разграничивать два вида развития — динамическое, которое основано на необходимости постоянного движения, диктуемого логикой индустриального общества, и стационарное, подпитываемое слабыми социальными импульсами, не выводящими из стабильного состояния структуры традиционного типа. Сам процесс становления индустриального общества сделал движение вперед необратимым, а политическое развитие — поступательно-восходящим. Долговечность политических систем, их совершенствование зависят от возможностей обществ изменяться и приспосабливаться к новым обстоятельствам. Сверх того, стабильность политической системы отнюдь не равноценна отсутствию изменений в ней. Напротив, устойчивость — это характеристика системной способности адаптироваться к внутренним и внешним влияниям. Политическое развитие системы отражает ее активную реакцию на структурные, финансовые, ресурсные и иные кризисы современного индустриального общества, указывающие на недостатки его устройства. Мобилизуя свой незадействованный потенциал и проводя перегруппировку социально-политических сил, общество тем самым может воссоздать жизнеспособность политической системы уже на более высоком уровне равновесия.

Сэмюэл Хантингтон и Хосе Домингес определили политическое развитие как «схему изменений, происходящих в обществе определенного типа вследствие конкретных причин и направленных на цели, достижение которых функционально необходимо для данного общества» Ученые считают, что развитие происходит через изменения и означает рост: 1) сложности; 2) специализации; 3) дифференциации политических институтов данного общества.

Интерес к проблематике политического изменения и политического развития в современной политологии в последние десятилетия явно растет. Данная тенденция непосредственно связана с появлением после второй мировой войны множества новых государств, а значит, и политических систем. Дэвид Аптер пишет в этой связи, что «новая» сравнительная политология с ее акцентом на проблемы развития появилась в атмосфере общего оптимизма послевоенного периода. Предпосылки и перспективы развития представлялись благом. Такой постановкой вопроса воспользовались страны третьего мира, балансировавшие между США и СССР. Для американцев политическая проблема глобального распространения своего влияния сводилась к необходимости сочетания деколонизации, демократизации новых государств и переориентации их национализма на государственное строительство, что требовало экономического роста. Для осуществления такой программы, по мнению Аптера, оказалась очень полезной теория развития, предполагавшая, что развивающийся мир обязательно воспроизведет основные политические, социальные и культурные ценности и институты западных индустриальных стран.

Сама тема изменений далеко не нова для политической науки. Для понимания существа соотношения политического изменения и политического развития становление этой проблематики вначале лучше всего рассматривать в ретроспективе. Еще в античности философы выделили и по-своему исследовали вопросы устойчивости государств и политических изменений. Они были в центре внимания Платона и Аристотеля. Появившаяся в их работах типология трех «правильных» форм правления (аристократия, монархия и полиархия) и трех «неправильных» (тимократия, деспотия и демократия) описывала определенную политическую динамику перехода от одной из них к другой. Однако эти мыслители сделали разные выводы. Платон — пессимист: он видел в современном ему политическом мире по преимуществу вырождение, понимаемое как череда перемен, движение от аристократии к тимократии, затем к олигархии, от нее — к демократии и, наконец, к тирании.

Вышеназванная типология форм правления и их восходящего или нисходящего развития — одна из наиболее действенных концептуальных схем в истории политической мысли. В тех или иных вариациях она присутствует в трудах таких выдающихся мыслителей, как Цицерон, Никколо Макиавелли, Жан Воден, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье и др.

Но только эпоха Просвещения внесла принципиально новые компоненты в эти традиционные представления о политических изменениях — речь идет о прогрессизме и однолинейности развития. Прогресс (лат progressus — движение вперед, успех) — направление развития с переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию, качеству. Этот переход можно зафиксировать в состоянии политической системы в целом, в ее структуре и отдельных элементах. Однолинейность как понятие отражает в себе теорию единственной линии развития человеческого общества — от простого к более сложному. Она предполагает, что все общества, восходя по пути эволюции, должны преодолевать одни и те же стадии.

Через эти опорные понятия выражала себя становившаяся все более совершенной экономическая, социальная, политическая и духовная реальность Европы. Индустриальная цивилизация Нового времени создала человека экономического, т.е. суверенного индивида, основания деятельности которого уже были почти освобождены от «традиционных» социально-институциональных ограничений. Свои действия человек стал согласовывать с собственными интересами, и подобный исторический перелом знаменовал превращение политики в относительно самостоятельное пространство общественных отношений, управляемое внутренними закономерностями и логикой развития. Пожалуй, с этого временного рубежа политика становится сферой постоянных изменений, вполне точно отражающих динамику индустриализировавшейся в быстром темпе экономики. Таким образом, изменения уже начали пониматься как осознанные и направленные, ибо было очевидно, что они постепенно приводили политические институты во все большее соответствие с последовательно развивающейся социально-экономической структурой, с внутренней природой человека как рационально мыслящего и действующего существа, от рождения наделенного неотъемлемыми правами и обязанностями. Это «прогрессивное», восходящее движение вело, как тогда казалось, к идеалу народного правления. Подобное понимание содержания политического развития отстаивал, например, французский философ-просветитель Жан Кондорсе (1743-1794). “Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действительное совершенствование человека ”, - писал он в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума».

Линейно-прогрессистская схема политического развития в XIX в. специфическим образом воспроизводилась в марксизме с его представлением о линейности истории и концепцией смены общественно-экономических формаций. Для Карла Маркса и Фридриха Энгельса политические изменения (динамические процессы в надстройке) отражали качественные социально-экономические сдвиги в базисе. Наряду с очевидными достижениями в понимании проблем развития, такая жесткая его трактовка значительно упрощала исторический процесс, мешала его объемному восприятию.

К основным идеальным типам политического изменения в политологии принято относить политическую реформу, революцию, государственный переворот, реже — реставрацию и частичный либо полный пересмотр (ревизию) конституции. Мирное политическое изменение в рамках государства - нации — это реформа. Данный термин отражает прежде всего эволюционный и ненасильственный характер развития политического процесса, способность конкретной политической системы приспосабливаться ко все более многообразным интересам и требованиям национального сообщества, новым структурным факторам (экономическим, социальным, этническим и пр.), учитывать, видоизменяясь, влияния внешней среды обеспечивает ее устойчивость. Самые наглядные примеры реформы — конституционные изменения в исполнительной власти (в правительстве и т.д.), перестройка соотношения сил и влияний в партийной системе или в парламенте. Стабильность какой-либо политической системы на протяжении значительного времени — отнюдь не признак отсутствия изменений, а свидетельство гибкого и умелого системного реформирования непринудительными методами, предвосхищения проблемных ситуаций, настройки политико-нормативных механизмов на мирные изменения. Политическая реформа (фр. reforme от лат reformo — преобразовываю) — изменение, переустройство в способе деятельности и в составе институтов, учреждений не уничтожающее основ существующей политической структуры Реформа проводится, как правило, в законодательном порядке и сверху в целях совершенствования способностей политической системы адаптироваться к меняющимся в ходе развития условиям ее функционирования.

Центральным феноменом даже среди основных типов политического изменения является революцияколлективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой. Кроме того, слово революция может использоваться и в переносном смысле для обозначения мощных тенденций, способствующих коренному преобразованию, перевороту в какой-либо области жизнедеятельности общества (научно-техническая и информационная революции, «революция в искусстве»). Революция (позднелат. revolutio — поворот, переворот от revolvere — переворачивать) — коренное качественное изменение в развитии чего-либо. Социальная революция — переворот во всей политической и социально-экономической структуре общества. В качестве одной из двух главенствующих форм политического развития революция противополагается эволюции (лат evolutio — развертывание) — медленному, постепенному процессу изменений в политической сфере В современной политологической литературе используются также термины инволюция (лат. invotutio — свертывание) в значении обратного развития и деволюция как движение назад, вниз, снижение уровня чего-либо.

Общего определения понятия революции нет. Словари объясняют его довольно лаконично и нейтрально. Исследователи существенно и по-разному расширяют подобные толкования, обращая внимание на разные характерные аспекты революционного процесса. Марксисты, как и основоположники этого учения, исходят из последовательности общественно-экономических формаций и делают выводы в плане теории развития: революция — качественный скачок на более высокую его ступень. Петр Штомпка при систематизации объяснений революции разделил их на три группы. В первую он включил определения, согласно которым революции есть фундаментальные и широко распространенные преобразования общества, т.е. акцентируется их глубина и масштаб, и в данном смысле они противопоставляются реформам: это «неожиданные, радикальные изменения в политической, экономической и социальной структурах общества». Во вторую группу включены дефиниции, в которых упор делается на насилие, борьбу и скорость изменений, т.е. «техника» осуществления революций, а значит, они противополагаются эволюции как «фундаментальные социально-политические изменения, осуществленные быстро и насильственным путем». Третья группа сочетает подходы первых двух, что, по мнению Штомпки, наиболее полезно: революция - это «быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур обществ путем переворотов снизу».

Революция характеризуется исследователями как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокоразвитой идеологии социального протеста. Особое значение придается утопическому или освободительному идеалу, основанному на символике равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что революции созидают новый и лучший социальный порядок. К вышеприведенным объяснениям понятия революции следует добавить еще несколько, которые подчеркнул французский политолог Жан-Луи Кермонн:

1. Революция всегда направлена против существующего режима, для того чтобы заменить его во имя противоположной легитимности; она может вылиться в неконтролируемый процесс поэтапного насаждения нестабильных режимов, пока одному из них не удастся установить новое политическое равновесие в обществе.

2. Революция приводит в движение толпу, которая отождествляет себя со всем народом.

3. Если революционная инициатива принадлежала меньшинству, то оно заявляет, что действует от лица большинства граждан или угнетенного, но мажоритарного класса.

Политологи обычно сходятся в трех случаях, указывая на следующие признаки революций: а) это коренные, всеобъемлющие изменения основ социального порядка; б) в них действуют большие массы мобилизованных людей; в) революционный процесс обязательно сопровождается насилием. Поэтому в политологии используется довольно простая классификация революций:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роберт Даль 9 страница | Роберт Даль 11 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.