Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика их предметов

Объект изучения психологии и педагогики и

У каждого из нас есть собственное представление о таких науках как психология и педагогика. Ни один раз в жизни мы сталкиваемся с представителями этих наук: в школе, в профессиональной деятельности. Однако наши знания – обыденные, житейские. А это означает, что они интуитивны, конкретны (приурочены к реальным, конкретным жизненным ситуациям), субъективны, а иногда и просто не верны. В то же время, ни для кого не секрет, что профессиональная деятельность современного инженера включает в себя несколько относительно самостоятельных, но взаимосвязанных областей. Наряду с реализацией своих специфических, чисто профессиональных функций, он также решает функции организаторские и управленческие, задачи повышения квалификации персонала, формирования у сотрудников профессионально-значимых личностных свойств и качеств, создания в профессиональном подразделении (фирме, отделе, службе, цехе, предприятии) атмосферы корпоративной слаженности, доверия и взаимопонимания. В связи с этим ему весьма важно владеть системой общечеловеческого гуманитарного знания, одним из ведущих компонентов которого являются психология и педагогика.

Для науки должно быть непреложно явное и ясное определение основных понятий, утверждений, объекта и предмета. Это позволяет не отвлекаться и не уходить в сторону при объяснении сложных проблем науки.

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки – научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и направленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Объект науки – область действительности, которую исследует данная наука; предмет науки – способ видения объекта с позиций этой науки (как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяются).

Если очерчивать сферу изучения психологии и педагогики, можно увидеть тесную их взаимосвязь. Объектом изучения психологии и педагогики выступает человек, его особенности и специфика развития. Определим предметы изучения наук.

Термин “психология” (греч. psyche - душа, logo s - знание) - дословно означает «знание о душе». Такое слово впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа [12]. Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Рождение психологии как науки связывают с именем В.Вундта, который в 1879 г., в г. Лейпциг открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Предмет изучения психологии – психика.

Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении человеком (или животным) объективного мира, необходимое человеку для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Сознанием называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

В психике представлены и упорядочены события прошлого (в памяти), настоящего (в совокупности образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах). У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер.

Психические явления не доступны непосредственному наблюдению и изучению (латентны), они проявляют себя через деятельность, поведение, через те или иные более или менее заметные реакции.

Термин «педагогика» (греч. «пайдос» - дитя, «аго» - вести) - означает «детовождение».

Педагогика – наука об образовании личности, как особой, целенаправленной деятельности по приобщению человека к жизни общества.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдаю­щегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание. Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — по­учающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии. С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика (теория и методика обучения) опреде­лилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.

В обычном представлении термин «педагогика» имеет несколько значений. Им обозначают педагогическую науку и педагогическую практику (приравнивая её уже к искусству взаимодействия); определяют педагогику как систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках и рекомендациях или как систему представлений о тех или иных подходах к обучению, методах и организационных формах (педагогика сотрудничества, педагогика развития и т.п.). Подобное многообразие скорее вредит педагогике, мешает ясному пониманию и научному изложению теоретических основ и практических выводов науки.

Предметом педагогики является особая, целенаправленная, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человека к жизни общества. В законе РФ «Об образовании» эта деятельность названа образованием.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Завада Г.В., Бурцева Э.М., Романова Л.М | Основные категории психологии и ее структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.