Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 6. Общение

  Основные вопросы темы: 6.1. Общение, коммуникация: понятия, их взаимосвязь 6.2. Аспекты общения: цель, содержание, средства 6.3. Общение как процесс обмена информацией, восприятия, взаимодействия. 6.4. Конфликт: понятие, типы, стратегии поведения и один из способов предупреждения  
Задачи изучения темы: ü узнать, какая связь между понятиями «общение» и «коммуникация»; ü определить сущность аспектов общения и их содержание; ü выявить общение как процесс обмена информацией, восприятия, взаимодействия между людьми; ü узнать способ по предупреждению конфликтных ситуаций

6.1. Общение, коммуникация: понятия, их взаимосвязь

Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение, познание. Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании [2, С 109]. Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

Помимо этого, часто встречается термин «коммуникация». Какая связь между ними? Коммуникация (с лат. «общее, разделяемое со всеми») — это связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию [2, С. 109]. В качестве систем обменивающихся информацией могут выступать: 1) техника (искусственная система) – техника, 2) живая система (в частности, человек) – техника; 3) живая система – живая система. Например, два компьютера соединены кабелем или радиосвязью. Каждая работает по заложенной в ней программе. Если они обмениваются информацией, можно говорить, что между ними существует коммуникация. Танец пчелы, сигнализирующий другим пчелам о направлении и расстоянии до подкормки, есть также коммуникация. Пилот управляет самолетом – возникает коммуникация «человек – техника». По приборам пилот определяет режим работы, исправность узлов, условия полета. На основе этих данных производится управление. В третьем варианте, живая система – живая система, в частности может идти обмен информацией между людьми, который называется общением. В силу такого рассмотрения следует, что понятие «коммуникация» шире, чем понятие «общение», но, если рассматривать общение как взаимодействие двух субъектов, то наряду с другими компонентами, общение, содержит коммуникационный [26, С. 137]. Тогда понятие «общение» шире, чем «коммуникационный компонент».

 

6.2. Аспекты общения: цель, содержание, средства

 

Цель общения — это то, ради чего возникает данный вид активности. У животных побуждение к действию – биологическая потребность, а у людей возникает целый спектр целей; в том числе потребность в общении может быть средством для удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, нравственных и т.д.

Содержание общения – информация, которая передается от одного человека к другому. Через общение могут передаваться потребности и данные об эмоциональном состоянии, что может повлиять на наше поведение. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. На семинаре преподаватель истории сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, студент растолковывает своему товарищу теорему Коши, закон Кулона. Преподаватель сообщает, студент растолковывает – передача знаний – это есть содержание общения. Студенты – участники клуба веселых и находчивых совместно пишут и проигрывают сценку для участия в конкурсе «Студенческая весна». Взаимодействие, которое при этом осуществляется, - есть тоже содержание общения.

Содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.п. Мы встречаемся с друзьями, родственниками. Нам доставляет радость быть вместе, видеть друг друга, «дышать одним воздухом».

Содержанием общения является коллективное (групповое) решение задачи, деятельность. Бригада монтажников собирает блочный дом. Группа конструкторов создает новый станок. Педагогический коллектив ВУЗа решает вопрос о состоянии успеваемости студентов. Во всех этих случаях содержанием общения оказывается общее дело, задача, их выполнение и решение.

Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют его, придают своеобразный колорит, окрашенность, диктуют средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.

Все это лишь отдельные предметы содержания общения. Конкретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных тем общения у каждого человека, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность [2, 26].

Средства общения можноопределить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека другому.

Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми также передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей) [7].

Выделяют невербальные средства общения. Это внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика (маторика всего тела), прикосновения. А также расположение людей в пространстве. Например, пантомимика — позы, осанка, поклоны, походка; прикосновения — поцелуи, дотрагивания, поглаживание, отталкивание и пр.

Отдельно, среди невербальных средств общения, подразделяют – оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика), паралингвинистические (темп речи, громкость, изменения высоты и темпа окраски голоса) и экстралингвинистические (включение в речь пауз, других вкраплений, таких как покашливание, плач, смех).

Вербальными средствами общения выступает речь. Речь – это знаковая система. Знаком называют такое явление, которое введено кем-либо с той целью, чтобы через его посредничество направить мысль кого-либо в определенном направлении. То, к чему знак относится, называется значением знака. Например, значение слова «луна» является естественный спутник Земли. Эти средства присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагают усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям они гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не могут полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Непосредственное и опосредованное общение. Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющие в распоряжении средства. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. В непосредственном общении используются вербальные и невербальные средства общения. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.) [7]. Например: просмотр телепередачи, чтение книг, восприятие произведений искусства. Если два человека разговаривают по видеотелефону, то можно считать опосредованность минимальной: они видят, слышат друг друга, но не могут прикоснуться друг к другу. В том случае, когда один другому посылает письмо или через вторых и третьих лиц передает информацию, — опосредованность значительная [2].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Корпоративное (внутрифирменное) обучение | Взаимодействия людей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.