Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группа и ее структурная организация

 

Группа - относительно устойчивая социальная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами поведения.

Группы различают по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и ряду др. оснований. В связи с этим они бывают условными (напр., студенты высших образовательных учреждений г. Казани) и реальными (студенты учебной группы ПТС-99 КГЭУ).

По количеству членов выделяются большие и малые группы.

Большие группы представлены общностями людей, существующими в масштабах государства и основанными на разного рода социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. Они обычно имеют ярко выраженные особенности, к числу которых относятся:

· постоянное развитие и совершенствование;

· наличие сугубо специфических интересов;

· набор норм, регулирующих внутреннее и внешнее взаимодействие;

· наличие сложившейся и поддерживаемой в эффективном состоянии ролевой структуры.

Малые группы, коллективы – это пример общностей людей различного уровня и масштаба.

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа характеризуется психологической близостью ее членов, она является относительно самостоятельным социально-психологическим образованием. Психологическая общность членов малой группы может обнаруживаться по разным параметрам – от чисто внешних, до достаточно глубоких, внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Анализ группового объединения людей показывает, что в диалектике формирования и развития группы можно выделить несколько этапов, каждый из которых имеет свое содержание и преследует специфические цели.

1-й этап - формирование случайной группы - начального объединения людей на основе их территориальной близости в данный момент времени (например, абитуриенты образовательного учреждения, прибывшие на вступительный экзамен);

2-й этап - формирование неорганизованной группы (номинальной группы, конгломерата), предусматривающей добровольное объединение людей на основе некоторого совпадения их интересов, проявившихся в ходе непродолжительных межличностных контактов;

3-й этап - формирование организованной группы – объединения людей, способных к эффективным совместным действиям. Она, в свою очередь, бывает нескольких уровней.

Низкий уровень (ассоциация) представляет собой объединение на основе распоряжения администрации (приказ ректора о зачислении в образовательное учреждение и формировании учебных групп) или интереса (поклонники определенного музыкального направления). В составе такой группы может быть до 10 человек. Период функционирования - от 3 до 5 дней. По истечении указанного временного периода ассоциация или прекращает свое существование, или переходит на более высокий уровень.

Средний уровень (кооперация) - для нее характерна более осознанная деятельность и организованность. Возникает она, как показывают специальные наблюдения, через 10-15 дней после установления межличностного взаимодействия.

Высокий уровень (автономизация) характеризуется четкой организационной структурой и согласованностью действий, внутренним единством целей и мотивов учебной, профессиональной и т.д. деятельности.

Высший уровень группового объединения людей принято называть коллективом. Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее «собранность» или целостность, сохраняющую неприкосновенность индивидуальности. Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества. Поскольку коллектив – это группа людей, ему присущи признаки этой группы. Коллектив имеет свойства, каких нет у группы. Поэтому можно считать, что всякий коллектив – это группа, но не всякая группа – это коллектив. Важнейший признак коллектива – общественная значимость целей и задач. Если этого признака нет, то группа не может называться коллективом.

Наблюдения психологов-исследователей за формированием малых групп позволили выделить четыре основных стадии развития коллектива.

1. Стадия социального единства - начальная стадия развития коллектива, которая характеризуется тем, что большинство его членов сознательно относятся к исполнению порученной социальной роли, отчетливо представляют свои обязанности и цели деятельности.

2. На стадии корпоративного товарищества в основном, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются товарищеские взаимоотношения между людьми. На этой стадии уже можно обнаружить достаточно стабильную психологическую структуру коллектива: коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки.

3. Стадия социальной зрелости. Коллектив достигает единства воли действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций. Взаимодействие между людьми основывается на взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности.

4. На стадии самоуправления коллектив понимает своего руководителя (менеджера), как говорится, с полуслова и воспринимает его распоряжения и требования как свои собственные. При этом отпадает необходимость контроля действий подчиненных - эту функцию выполняет адаптированное под коллективные устремления личностное сознание людей и коллективный контроль его сотрудников.

Каждый член группы занимает в ней строго определенное место. У него складываются специфические взаимоотношения с окружающими, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. В организации групповые нормы, групповые ценности могут классифицированы следующим образом: гордость за организацию; достижение целей; прибыльность; коллективный труд; планирование; контроль; профессиональная подготовка кадров; нововведения и др.

Также необходимо отметить, что наличие в группе более или менее развитой, разветвленной и относительно устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность, но и значительно облегчает осуществление социального окружения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимодействия людей | Межличностные отношения в группе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.