КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы диагностики основных социально-психологических явлений в малых группах
Современная отечественная психология предлагает достаточно большой арсенал соответствующих методов изучения психологии малых групп. Их можно условно объединить в три относительно самостоятельные группы: 1. Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и внутригрупповых психологических явлений, но предоставляющий руководителю лишь ориентировочную информацию. 2. Общие методы включают в себя те из них, которые позволяют получать уже более точную информацию о содержании изучаемого явления. В интересах изучения психологии малых групп большинство психологов к ним относят методы наблюдения, изучения документов (контент-анализа), анализа результатов деятельности, независимых характеристик. 3. Специальные методы позволяют получать достаточно полную и точную информацию об изучаемых социально-психологических явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние годы получил метод опроса, предполагающий изучение социально-психологических явлений на основе анализа ответов опрашиваемых (респондентов) на определенный перечень вопросов. Он реализуется в различных методиках. Среди наиболее известных заметна социометрическая методика американского социального психолога и психиатра Джакоба Морено (1892-1974). Она позволяет выявить четкую систему межличностных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, выборов, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющиеся в межличностном взаимодействии. В психологии приняты специальные термины, обозначающие положение личности в межличностных отношениях в группе. «Звезда» – член группы, получающий наибольшее количество выборов. «Предпочитаемый» – член группы, коллектива, получающий половину или чуть меньше количества выборов, отданных популярному («звезде»). «Оттесненный» – термин, обозначающий лицо, которое получает минимальное количество выборов. Каждый член группы, коллектива занимает в группе то или иное положение. Оно не всегда одинаково в деловых и личных отношениях. Например, сотрудник в деловых отношениях оказывается в ранге «оттесненных», в личных он – «предпочитаемый», другой сотрудник в личных отношениях – «звезда», в деловых – «предпочитаемый». Но может быть и совпадение статуса «предпочитаемый» в деловых и личных отношениях. Для того чтобы создать в подразделении положительный социально-психологический климат, руководителю необходимо знать сущность и закономерности формирования и проявления основных психологических явлений в социальной общности его подчиненных. Овладев доступными методиками оценки социально-психологических явлений в малых группах он сможет быстро и достаточно глубоко их изучить, оказывать на них эффективное управленческое влияние, повышая качество решения стоящих перед структурным подразделением задач.
Рекомендуемая литература: [1] 100 великих психологов / авт.-сост. В. Яровицкий. – М.: Вече, 2004. – 432 с. – (Серия «100 великих»). [2] Айзенк М. Психология для начинающих / М. Айзенк. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с. [3] Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. - М., 1994. – 608 с. [4] Алексеев А. В. Познай себя, или Ключ к резервам психики / А. В. Алексеев. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2004. – 320 с. [6] Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т. Андреева. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с. [7] Бенсон Г. Как стать гением / Г. Бенсон, У. Проктор. – М.: Эксмо, 2004. – 384 с. – (Серия «Психологический Guide»). [8] Бурганова И.Ф., Завада Г.В., Фролов А.Г. Психология и педагогика: Учеб. пособие. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2007. [9] Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988. – 240 с. [10] Волкова А.А. Психология и педагогика для студентов вузов / А.А. волкова, Л.В. Димитрова. – Изд. 2-е. – Ростов- на – Дону: Феникс, 2005. – 249 с. – См. 9 – 11. [11] Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. С. 7-19. [12] Гофруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц - М.: Мир, 1992. – 496 с. [13] Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 415 с. [14] Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие/– 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Ореол – Лайн, 1998. – 192 с. [15] Калюжный А.С. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студентов. – Н.Новгород: НГПУ, 2007. – 380 с. [16] Курек Н. С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР / Н. С. Курек. – СПб.: Алетейя, 2004. –330 с.: ил. [17] Либина А. Как научиться видеть людей насквозь: энциклопедия житейской психологии / А. Либина. - М.: Эксмо, 2004. – 512 с. [18] Льюис Д. Тренинг эффективного общения.- М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 224 с. – См. 209. [19] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. – См. С. 9. [20] Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанова, А.Д. Виноградова и др., Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с. [21] Орлов Ю. М. Обида. Вина / Ю. М. Орлов. - 5-е изд. испр. – М.: Слайдинг, 2004. – 96 с. – (Серия «Исцеление размышлением»). [22] Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Российское педагогическое агентство, 1996. – 602 с. [23] Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 2002. – 256 с. [24] Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с. [25] Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 320 с. – См. С. 76 – 80. [26] Сериков [27] Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Д. Клиз; пер. с англ. Н. М. Падалка.- М.: Астрель: АСТ, 2004. – 304 с. [28] Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с. [29] Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзамен. ответов. Экспресс-справочник для студ. вузов. - Ростов н/Д., 2000. – 230 с. [30] Тайлакер Й. Б. Тренировка IQ: ваш путь к успеху / Й. Б. Тайлакер, У. Визингер – М.: АСТ; Астрель, 2004. – 174 с. [31] Целуйко В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М.: Владос, 2004. – 288 с. Электронные ресурсы: [32] Психологический словарь: http://psi.webzone.ru/ [33] Педагогический энциклопедический словарь: http://dictionary.fio.ru/ [34] Российская педагогическая энциклопедия: http://www.otrok.ru/teach/enc/ [35] Библиотека психологического форума «MyWord.ru»: http://psylib.myword.ru [36] «Библиотеке Мошкова»: http://lib.ru/PSIHO [37] «Библиотека психологической литературы» BOOKAP (Books of the psychology): http://www.bookap.by.ru [38] PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»: http://psylib.kiev.ua. [39] Библиотека кафедры психологии БГУ: http://go2bsu.narod.ru/libr/index.htm [40] «Библиотека учебной и научной литературы» РУССКОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТА: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx [41] «Социально-гуманитарное и политологическое образование» (Гуманитарное образование - федеральный портал высшего образования): http://www.humanities.edu.ru [42] Всероссийская виртуальная энциклопедия http://www.portalus.ru. [43] Белорусская цифровая библиотека: http://library.by/
Оглавление
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |