КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Информация и коммуникации в менеджменте
Основой коммуникаций в организации является информация. Информация - совокупность сообщений, отражающих конкретный аспект явления, события, производственно-хозяйственной деятельности. Информацию классифицируют по различным признакам. По полноте охвата явления: ü полная - всесторонне и в полной мере раскрывает сущность явления; ü частичная - отражает лишь определенный аспект явления, не давая его целостной характеристики; ü избыточная - содержит данные, являющиеся лишними и ненужными для использования в конкретной ситуации. По периоду действия разовая - используется только один раз в специфической ситуации; периодическая - применяется и формируется систематически в зависимости от потребностей; долгосрочная - используется в течение длительного срока. По содержанию: Ã планово-экономическая - содержит данные о запланированных объемах производства, реализации, цены и т.д.; Ã финансовая - отражает движение денежных средств на предприятии, привлечения инвестиций, структуру расходов; Ã учетная - содержит данные налогового и управленческого учета, касающиеся деятельности организации; Ã бухгалтерская - охватывает данные, используемые при осуществлении бухгалтерского учета; Ã технологическая - раскрывает содержание технологии осуществления основных и сопроводительных производственно-хозяйственных операций; Ã справочная - содержит общедоступные данные, использование которых облегчает осуществление всех видов деятельности; Ã административная - отображает данные о правах, обязанностях, ответственности, правила и процедуры в организации. По степени достоверности: Ø достоверна - объективно и правдиво характеризует определенное явление; Ø недостоверна - имеет сомнительное происхождение, субъективную окраску и требует проверки. Носителями информации являются документы, дискеты, диски, графики, перфоленты, перфокарты, магнитные ленты, плакаты, схемы и т.п. Документация - письменное предоставление информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека, носителем которой он является. Документацию классифицируют по различным признакам. По содержанию: Ã административная (правила, процедуры, инструкции, приказы, распоряжения и т.д.); Ã планово-экономическая (технико-экономический план, план сбыта, инвестиционный проект и др.) Ã коммерческая (договоры о поставках и сбыте, заказ, оферты, счета-фактуры и т.д.); Ã финансовая (бюджет, финансовый план, платежные ведомости и др..) Ã внешнеэкономическая (внешнеэкономические договоры, погрузочно-таможенная декларация, инвойс и т.п.); Ã бухгалтерская (журналы-ордера, кассовая книга и др..) Ã по учету кадров (трудовые книжки, штатные расписания, должностные инструкции и т.д.); Ã технологическая (технологические карты, конструкторские схемы, инструкции по эксплуатации техники и др.).. По сложности: простая - отражает один процесс; сложная - отображает несколько процессов. По назначению: Ø индивидуальная - предназначена для конкретных должностных лиц; Ø типичная - предназначена для широкого круга пользователей. По месту в менеджменте: v служебно-информационная (служебные письма, акты и т.д.); v распорядительная (приказы, распоряжения, указания, инструкции, постановления, протоколы, циркуляры и др..) v специальная (финансовая, бухгалтерская, технологическая, плановая, отчетная и др..). Сущность коммуникаций составляют взаимосвязи между работниками, подразделениями, организациями и т.д. Они сопровождают все процессы, происходящие в организации. Коммуникации - обмен информацией, ее содержанием между двумя и более лицами (работниками). Существует два вида коммуникаций. 1. Между организацией и внешней средой. Например, обмен информацией предприятия с потребителями происходит через рекламу, с государством - через отчеты, с политической системой - путем создания лобби в парламенте. Под действием внешнего окружения проводятся совещания, обсуждения, телефонные переговоры, готовятся служебные записки, видео ленты, отчеты и др.. 2. Между уровнями, подразделениями и работниками организации. Коммуникации могут осуществляться: от высших уровней управления к низшим, то есть «сверху вниз». Например, начальник информирует подчиненных о текущих задачах, изменении технологии работы, новые приоритеты и др..; между различными подразделениями (отделами, цехами и т.п.); от низших уровней к высшим. Чаще всего так поступает информация о недостатках, нарушения, забастовочную ситуацию т.п.; между отдельными работниками; между менеджером (руководителем) и его рабочей группой (аппаратом). С учетом характера передачи информации коммуникации делят на формальные (официальные), созданные руководством организации, и неформальные, сложившиеся на основе межличностных отношений в организации. Коммуникационный процесс - процесс обмена информацией с целью решения конкретной проблемы. Неотъемлемыми элементами процесса коммуникаций являются: отправитель (источник) - лицо, группа лиц (подразделение), организация, которая генерирует идеи, собирает и передает информацию; сообщения - информационная идея, закодированная с помощью символов; канал - средство передачи информации; получатель (потребитель) - лицо, группа лиц (подразделение), организация, для которых предназначена информация. В коммуникационных процессах постоянно возникают шумы, искажающие смысл сообщения, вызывают отклонения, ошибки и т.д.. Поэтому обязательно следует учитывать возможные неточности при передаче информации, помня одновременно, что часто коммуникационный процесс занимает несколько секунд. С целью обеспечения высокого качества коммуникационных процессов следует ориентироваться на два вида коммуникаций: межличностные и организационные. Межличностные коммуникации - традиционно возникают между конкретными лицами (работниками). В процессе межличностных коммуникаций возможны следующие препятствия: неполное восприятие работником информации; неприятие информации; семантические барьеры (трудности, обусловленные непониманием слов и словесных знаков); невербальные преграды, возникающие в процессе использования несловесных (невербальных) знаков: взгляд, выражение лица, улыбка и др.; слабая обратная связь. Устранить их можно путем совершенствования общения. Для этого необходимо: v объяснять и обосновывать свои идеи до начала их передачи; v быть восприимчивым к возможным семантическим проблемам; v следить за собственными жестами, позами, интонациями; v быть внимательным к чувствам других работников; v учитывать социально-психологический климат в коллективе; v устанавливать качественную обратную связь; v допускать возможность дублирования идеи, сообщения, объяснения. Коммуникационный процесс охватывает следующие этапы:
Организационные коммуникации - возникают между подразделениями, уровнями, звеньями организации и между организациями, их особенности зависят от характера деятельности организации, ее роли и места в области, структуры управления и т.д.. На качество организационных коммуникаций могут влиять: Ø Деформация сообщений на разных этапах процесса коммуникаций; Ø Информационные перегрузки в системе коммуникаций; Ø Неудовлетворительная структура управления организации; Ø Громоздкая структура коммуникационного процесса. Совершенствованию коммуникаций и ликвидации препятствий в организациях способствуют: рационализация структуры коммуникационного процесса; совершенствование документооборота; эффективное применение графических средств; совершенствование функций менеджмента; улучшение обратной связи; внедрение системы изучения предложений работников (например, посредством установления ящиков предложений); использования информационных бюллетеней; применение современных информационных технологий: персональных компьютеров, электронной почты, видеотехники, радио, телевидение и т.д.. Итак, при осуществлении различных видов коммуникаций особое значение приобретает культура общения - соблюдение правил поведения, этикета, предусмотренных международным протоколом.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |