Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Архитектура. Русский театр

Г. Живопись

1. Процесс обмирщения затронул и живопись. Русские живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Руководила художественной деятельностью Оружейная палата Кремля, где работал выдающийся художник — иконописец Симон Ушаков (1626—1686). В его творчестве уже заметны реалистические тенденции, пристальный интерес к изображению человеческого лица. На его иконе «Спас Нерукотворный» изображено живое одухотворенное лицо человека. Кисти С. Ушакова принадлежат иконы «Троица», «Насаждение древа государства Всероссийского» и др.

2. В рамках церковной живописи развивалась светская портретная живопись — парсуна. Если в первой половине XVII в. парсуны выполнялись еще в иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то позднее они принимают более реалистический характер (парсуны царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

3. Новое направление коснулось и росписи храмов. Библейские сюжеты на фресках начинают изображаться в образах реальной жизни. Таковы росписи церкви Троицы в Никитниках, ярославских храмов — церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи.

В конце века живописцы переходят от парсуны к писанию портретов красками на холсте. Сохранились портреты матери Петра I, князя Б. И. Репнина, Л. К. Нарышкина и др.

 

1. Новые веяния в архитектуре выражались прежде всего в отходе от средневековой строгости и аскетизма, в стремлении к внешней нарядности, живописности, декору. По сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Стали широко применяться новые виды строительных материалов — фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. Однако основным массовым строительным материалом оставалось дерево.

2. Выдающимся памятником деревянного зодчества стал дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667—1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками с витыми «колоннами». Разнохарактерные по форме и объемам постройки — хоромы связывались между собой переходами и галереями, насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. Современники называли его «восьмым чудом света». Обветшавший дворец был разобран в 1768 г.

3. Заказчиками строительства церквей все чаще выступают купцы и посадские общины. Монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам. Они отличаются нарядностью, разнообразием стен, окон, куполов и колоколен, украшаются богатым архитектурным орнаментом и цветными изразцами. Это московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославские храмы — церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста.

4. Церковь упорно противостояла проникновению светского начала в культовую архитектуру. Патриарх Тихон запретил строительство каменных шатровых храмов, требуя следовать в архитектуре традиционным византийским образцам. В стиле строгого монументализма и церковных традиций с целью показать мощь церкви возводятся ансамбли монастырей: Новоиерусалимского под Москвой и Иверского на Валдае. Для постройки величественного Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря была использована модель храма над «гробом Господнем» в Иерусалиме — главной христианской святыни.

5. Однако, несмотря на все запреты, шатровый стиль стал преобладающим в церковной архитектуре. Кроме уже упомянутых церквей Рождества в Путинках и Троицы в Никитниках в Москве, возводятся «Дивная» Успенская церковь в Алексеевском монастыре в Угличе, имеющая три шатра, церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, храмы в Вязьме, в селе Остров под Москвой, в Муроме и Устюге. Все они декоративны, нарядны, богаты архитектурным убранством и орнаментикой.

6. В конце XVII в. возникает новый архитектурный стиль — нарышкинское, или «московское барокко». В ею формировании заметную роль сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Замечательным памятником этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I

Л. К. Нарышкиным. Она отличается безукоризненными пропорциями, изяществом, декоративными украшениями здания — колоннами, капителями, раковинами, а также своим двуцветием: использованием только красного и белого цветов.

7. Существенной перестройке подвергся Московский Кремль. Надстраивались его башни, вместо прежних четырехскатных крыш на них появились шатры, покрытые цветными изразцами, резьбой по камню, фигурным кирпичом, белокаменными деталями. Над Спасской башней был возведен многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. В начале столетия напротив Троицкой башни была построена подмостная сторожевая Кутафья башня. В 1680 г. между Набатной и Спасской башнями была сооружена Царская башня, украшенная белокаменными деталями, островерхими фронтонами, пирамидками по углам и затейливым флюгером. Все это придало Московскому Кремлю новый виц — оборонно-крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю. Этот величественный вид Кремля сохранился до наших дней.

8. Наряду с церковными, в XVII в. строятся каменные гражданские сооружения — жилые и хозяйственные постройки светской знати, духовных владык, богатых посадских людей. Выдающимися светскими сооружениями являются Теремной дворец Московского Кремля, дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, построенный в 1635— 1636 гг., каменные палаты состоятельных купцов в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и др. городах. Получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и Архангельске.

9. Как и прежде, большой популярностью в народе пользовались представления бродячих актеров — скоморохов. Выступления скоморохов во многом продолжали еще языческие традиции, хотя в них часто звучало социальное обличение. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви и властей. В 1648 г. царская грамота запретила эти «позорища» (зрелища); предписывалось ломать и жечь «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды». За ослушание велено было бить батогами.

В XVII в. в Москве возникает первый придворный театр. Царю Алексею Михайловичу понравилось представление, данное во время торжеств по случаю вступления его во второй брак, и он приказал построить в Преображенском потешную палату. Второй придворный спектакль был дан по случаю рождения Петра I в 1642 г. Эту дату принято считать датой рождения русского театра. Первоначально труппа набиралась из жителей Немецкой слободы, позднее появляются русские актеры — из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Первые спектакли были преимущественно духовного содержания на легендарно-исторические и библейские сюжеты. Авторами пьес были Симеон Полоцкий и архимандрит Дм. Савин. Появляются и светские пьесы — «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Бонусом». Ставились балетные спектакли. Церковь враждебно относилась к светскому театру. После смерти Алексея Михайловича по настоянию патриарха Иоакима театр был закрыт.

10. ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие факторы повлияли на развитие культуры России в XVII в.?

2. Как «новые идеи и стремления» XVII в. отразились в различных сферах русской культуры?


Тема: Эпоха Петра I. Рождение империи

Вопрос 23. Петр 1 и политическая борьба 80-х годов XVII в.

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Царь Федор Алексеевич. Московское восстание 1682 г.

Б. Регентство царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика (1682—1689).

В. Свержение Софьи (1689). Приход к власти Петра I Алексеевича.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. Развитие научных знаний | Б. Регентство царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика (1682—1689)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.