Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Кружки 20—30-х годов

А. Особенности и направления общественного движения 30—50-х годов XIX в.

Г. Итоги внутренней политики Николая I

1. Итак, кодификация законов, реформа управления государ­ственными крестьянами, денежная реформа — это основные достижения царствования Николая I. С их помощью Нико­лаю I удалось укрепить свою империю.

2. Больших успехов достигла постоянная торговля, которая ста­ла превосходить традиционную ярмарочную торговлю. Но крепостничество тормозило развитие торговли в центре, по­этому национальные окраины быстрее втягивались в обще­российский рынок.

3. Возникли новые города на вновь присоединенных террито­риях: Новочеркасск, Нальчик, Пятигорск, Новороссийск, Ма­хачкала и др. Некоторые фабричные центры становились го­родами.

4. Но в середине XIX в. начался кризис самодержавной систе­мы. Крепостное хозяйство было малодоходным. Активная внешняя политика требовала огромных военных расходов. Резко увеличился внешний долг. Военная отсталость Рос­сии привела к жесточайшему поражению в Крымской войне.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Почему Николай I столь большое внимание уделял цензуре?

2. О чем говорит факт появления теории «официальной народности» при Николае I?

3. Какие реформы эпохи Николая I сыграли положительную роль в развитии Российского государства?


Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае 1 (1825-1855 гг.)

 

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Особенности и направления общественного движения 30—50-х годов Х1Хв.

Б. Кружки 20—30-х годов.

В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы.

Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое направление.

Д. Петр Яковлевич Чаадаев.

 

1. Общественное движение 30—50-х годов имело характерные особенности:

> оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);

> революционное и правительственное направления окон­чательно разошлись;

> его участники не имели возможности реализовать свои

идеи на практике.

2. Можно выделить три направления общественно-политичес­кой мысли этого периода:

> консервативное (лидер — граф С. С. Уваров);

> западники и славянофилы (идеологи — К. Кавелин, Т. Гра­новский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);

> революционно-демократическое (идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).

 

1. В условиях политической реакции, наступившей после раз­грома восстания декабристов, новой формой общественной борьбы в России стало создание кружков передовой, в ос­новном студенческой, молодежи. Наиболее активно дей­ствовали студенческие кружки в Московском университе­те. С ним связаны первые шаги антиправительственной деятельности В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева.

2. В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сло­жился студенческий кружок «Литературное общество 11-го нумера», названный по номеру комнаты в университетском общежитии, где жил Белинский. Основное ядро кружка со­ставляли: П. Я. Петров, сын учителя, ставший впоследствии известным ориенталистом; Н. Л. Григорьев, с которым Бе­линский учился в Пензенской гимназии; Д. С. Протопо­пов, автор критической статьи о Лажечникове, напечатан­ной позднее в «Современнике»; М. Б. Чистяков, сын сельс­кого священника, впоследствии автор «Очерка теории изящной словесности». За антикрепостническую драму «Дмитрий Калитин» Белинский в 1832 г. был исключен из университета, начал активно выступать в печати как литера­турный критик и публицист.

3. Большую популярность приобрел кружок Н. В. Станкевича, объединявший студенческую молодежь, интересующуюся фи­лософией и искусством. В кружок входили: друг и единомыш­ленник Станкевича Я. М. Неверов, впоследствии занявший­ся преподавательской работой; молодые поэты В. И. Красов и И.П. Клюшников; будущий славянофил К. С. Аксаков; будущий теоретик русского анархизма М. А. Бакунин; историк Т. Н. Грановский и др. Члены кружка изучали философию Шеллинга, Кан­та, стремились использовать прогрессивные элементы не­мецкой идеалистической фи­лософии в разработке идей общественного развития Рос­сии. Но взгляды Станкевича, как и его друзей, не выходи­ли за рамки идеализма и ли­берализма. По его мнению, только распространение зна­ний может привести к осво­бождению народа от крепос­тной зависимости.

4. Другим центром передовой дворянской молодежи был кру­жок Герцена—Огарева. В состав кружка входили: публицист Н. И. Сазонов; врач и поэт-переводчик Н. X. Кетчер; поэт В. И. Соколовский, автор философских поэм, и др. В 1826 г. Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах в Москве клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа и остались верны ей до конца жизни. Кружок просущество­вал недолго. Летом 1834 г. Герцен, Огарев, другие участники кружка были арестованы и высланы из Москвы. Некоторые члены кружка были отданы под надзор полиции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. Кодификация законов. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина | В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.