Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. Живопись. Архитектура

Д. Театр и музыка

1. Как и в литературе, в театре в 20—30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Актер-ро­мантик П. С. Мочалов очень эмоционально играл Гамлета. На сцене того же Александрийского театра ряд героических образов создал В. А. Каратыгин.

2. Основоположником реализма на русской сцене по праву счи­тается М. С. Щепкин, реформатор русского актерского ис­кусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание име­ли его сатирические роли — Фамусова и Городничего. Все творчество великого актера было связано с Малым театром, который современники называли вторым Московским уни­верситетом.

3. Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Аля­бьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжс­кого «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинны­ми шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Произведения Глинки реалистичны, глубоко народны. Сам композитор утверждал, что «музыку создает с»м народ, а мы ее только аранжируем».

 

1. В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечает­ся постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академи­ческой школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей кар­тине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером пара­дного и психологического портрета.

2. Начало XIX в. в русской живописи — время расцвета роман­тизма. Влияние романтизма особенно проявилось в портрет­ной и пейзажной живописи. В портретах выдающегося художника-портретиста О. А. Кипренского переданы богатый и сложный внутренний мир человека, его настроения и пере­живания. Хорошо известен портрет А. С. Пушкина, создан­ный Кипренским. Жанровые сюжеты, непосредственность изображения, идеализация простых людей, и особенно крепостных крестьян, характерны для творчества -. д. Тропинина н А.Г. Венецианова. Тропинин любил показывать челове­ка за работой. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Златошвейка», «Гитарист». Венецианов был мастером быто­вого жанра. В его картинах нашли яркое отражение жизнь, труд и быт крестьян («Гумно», «На пашне», «На жатве»). Зна­чительное место в русской живописи занимает творчество А. А. Иванова. Основная идея его главной картины «Явле­ние Христа народу», над созданием которой художник тру­дился более 20 лет, — необходимость духовно-нравствен­ного обновления человечества.

3. Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А. Федотов, ученик Брюллова. Он ввел в бытовой жанр дра­матическую коллизию. В своих картинах «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др. он сатири­чески и в то же время глубоко реалистично рисует «темное царство» купечества, смеется над тупой спесью дворянско-чиновничьего мира. Последние его картины «Анкор, еще ан-кор!», «Вдовушка» проникнуть! острым чувством одиночества и обреченности человека. П.А. Федотов явился прямым пред­шественником художников-передвижников.

4. Начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодче­стве, ориентации на античное искусство. Разновидностью этого стиля явился ампир. Ему присущи нарядная мону­ментальность, строгость линий и пропорций. Архитектур­ное оформление зданий нередко дополняла скульптура. В центре Петербурга архитектор А. Д. Захаров возвел гро­мадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом. На Невском проспекте архитектор А. Н. Воронихин постро­ил Казанский собор — огромное крестово-купольное зда­ние с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский).

5. 40 лет (с 1818 по 1858 г.) в Петербурге строился Исаакиевский собор. Проект был разработан А. А. Монферраном, позднее дополнен другими русскими архитекторами, в оформлении принимал участие Брюллов. Собор олицетворял собой мощь самодержавия, его тесный союз с православной церковью. А. А. Монферран возвел также 47-метровую колонну на Двор­цовой площади — памятник Александру I и героям войны 1812 г. По проекту К. И. Росси было построено здание Главного штаба; он же создал здания Сената и Синода, Алек­сандрийского театра, Михайловского дворца (Русского му­зея) с площадью искусств.

6. После пожара 1812 г. в Москве при участии архитектора О. И. Бове и др. была реконструирована Красная пло­щадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Триумфальные ворота, 1-я Градс­кая больница. Архитектор Д. И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатери­нинский институт (ныне Театр Российской армии), Опе­кунский Совет (ныне АМН), усадьбу Кузьминки.

7. 30—50-е годы — период упадка русского классицизма в архи­тектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Петербурге здания Нового Эрми­тажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь исполь­зованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс. В Моск­ве создателем эклектического русско-византийского стиля К. А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления Рос­сии от наполеоновского нашествия. В 1931 г. храм был унич­тожен большевиками, и восстановление его началось толь­ко в 1994 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что явилось причинами культурного подъема в России начала XIX в.?

2. Почему именно в эпоху «железного занавеса» в николаевской России культура развивалась так бурно?

3. Что тормозило развитие культуры в этот период?


Тема: Россия во второй
половине XIX в.

 

Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в.

 

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Причины отмены крепостного права.

Б. Подготовка крестьянской реформы.

В. «Положение 19 февраля 1861 года». Историческое значение реформы.

Г. Реформа местного самоуправления (земская и городская).

Д. Судебная и военная реформы. Значение и претворение в жизнь либеральных реформ 60— 70-х годов XIX в.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. Русские путешественники | А. Причины отмены крепостного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.