КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Б. Русская наука
А. Развитие образования 1. Русская культура второй половины XIX в. развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьезные изменения в социальной структуре. Все это оказало воздействие на культурное развитие России. 2. После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения народа. В губернских уездных городах в 60-х годах количество неграмотных доходило до 70%, в Москве — 55, а в Сибири — 85% населения было неграмотным. Развитие промышленности и техники требовало грамотных работников. Усиливается внимание правящих кругов к народному образованию. Были открыты реальные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ. Появились первые воскресные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Крестьянам разрешили открывать за свой счет так называемые вольные школы. 3. Основным типом средней школы были гимназии, в которых главными предметами были словесность, языки, история и др. Только выпускники гимназий имели право поступать в университеты. Существовали также мужские реальные училища, где преподавались математика, физика, химия и т. п. В 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений. 4. Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы открыто еще 2 (в Одессе и Томске). Увеличилось количество технических вузов. Открылись консерватории в Петербурге и Москве. Было положено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе (1 учащийся на 135 жителей; в Англии 1 учащийся на 9 жителей).
1. Российская наука во второй половине XIX в. достигла крупных успехов. Русский физиолог И. Н. Сеченов в 1863 г. выпустил труд «Рефлексы головного мозга», где доказал обусловленность психических явлений физиологическими процессами. Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Естествоиспытатель К. А. Тимирязев открыл закономерности фотосинтеза растений. Биолог И. И. Мечников создал теорию развития многоклеточных организмов, открыл явление фагоцитоза. 2. Математик П. Л. Чебышев исследовал теорию чисел и теорию вероятностей, занимался математическим анализом. Математик Софья Ковалевская получила образование за границей, стала доктором наук за исследования в области дифференциального исчисления. Физик А. Г. Столетов исследовал магнетизм и фотоэлектрические явления, основал московскую школу физиков. Великий ученый-химик Д. И. Менделеев создал периодическую систему элементов, разработал новые методы переработки нефти и угля (идея подземной газификации угля), основал агрохимию. 3. А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накаливания, П. Н. Яблочков создал трансформатор и электрическую дуговую лампу. Профессор А. С. Попов продемонстрировал изобретенный им первый радиоприемник, применил на практике радиосигнализацию на военных кораблях. Учитель физики К. Э. Циолковский разработал теорию реактивного двигателя, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, разработал проект дирижабля. 4. Большую известность получили работы этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая, изучавшего природу и народы Океании и Новой Гвинеи. Ученый и путешественник Н. М. Пржевальский совершил путешествия в Уссурийский край, Центральную Азию и Тибет, провел крупные исследования, собрал ценные коллекции растений и животных. 5. Широкое развитие получили гуманитарные науки. Профессор-историк С. М. Соловьев в 1851 г. выпустил первый том «Истории России с древнейших времен». В год смерти ученого (1879) вышел 29-й том, доводивший изложение до 1775 г. 6. Ученик Соловьева, не менее известный историк В. О. Ключевский, создал пятитомник «Курс русской истории», а также труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. В своей работе «Происхождение крепостного права в России» обосновал идею о том, что крепостное право в России сложилось в результате соглашений между крестьянами и помещиками.
В. Русская литература. Печать 1. В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, характерными принципами которого было изображение реальной жизни, обличение ее пороков, особенно социальной несправедливости, поворот к жизни простого человека. 2. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказках», он в гротескно-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников — Разуваевых, Колупаевых, «премудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы нарождающейся буржуазии. В «Господах Головлевых», «Пошехонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чиновничества. 3. Огромное место в литературе этого периода занимает творчество Ф. М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и социальных контрастов общества. Непревзойденный мастер психологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности. 4. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борьбе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Воскресение» нашли отражение социальные противоречия России, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда. 5. В 60—70-е годы продолжается литературная деятельность И. С. Тургенева — мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождем разночинной молодежи был поэт Н, А. Некрасов, который в своих произведениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Некрасов первый в легальной литературе вспомнил декабристов («Русские женщины»). 6. Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Бесприданница», «На всякого мудреца...» и др.). С конца 70-х годов начинается литературная деятельность А. П. Чехова. В его творчестве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX в., протест против серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скучная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной силы социального обобщения достиг писатель в рассказах «Палата № б», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, В. Г. Короленко и другие писатели. 7. Во второй половине ХГХ в. основным видом печатных изданий оставались журналы. Одним из лучших демократических журналов был «Современник» Салтыкова-Щедрина. Огромную популярность в 70—80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили старейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое время». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д. И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX в. начали выходить на русском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 г.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |