Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 7. Гражданство

Источником всех государственных установлений признавался единственноримский народ— Populus Romanus.

Основополагающим принципом организации rei publicae в римской юри­дической традиции было предпочтение целесообразности над справед­ливостью.

Вопрос 6. Основы государственности

ТЕМА 2. ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА

То, на что были направлены требования публичного права, име­новалось res publicae — «дела общественные», под чем понимались порядок организации структуры, властвующей в интересах всех, опреде­ления ее полномочий — в целом и по частям, реализации этих полномо­чий, включая и принудительные.

Внутренняя организация властной структуры rei publicae должна быть взаимно уравновешенной, чтобы во всех политических стремле­ниях доминировало стремление к наилучшему воплощению воли римс­кого народа. В силу своей общественной значимости публичные дела требу­ют общественного согласования, требуют совета многих людей.

Колле­гиальность поэтому является необходимой чертой процедуры принятия государственных решений. Представительное единовластие не считалось противоречием общим началам публичного права.)

Куриатные собрания назывались так потому, что голосование вопроса происходило по куриям, исторически сложившимся подразделе­ниям римской общины, восходящим к древнейшей военной организации. Куриатным собраниям подлежали две основные категории «публичных дел»: а) религиозные и семейные — посвящение в сан жреца, составле­ние завещания, и б) светского характера.

Центуриатные комиции воплощали цензовую систему органи­зации народовластия, в них участвовали все полноправные граждане об­щины соответственно размеру исчисленного имущества.

Трибутные собрания были, по сути, формой самоуправления общины по территориальному признаку; решения такой сходки граж­дан были обязательны только в пределах данной трибы

Важнейшим принципом организации всей системы народовлас­тия в римской публично-правовой традиции было, как видно, строгое раз­личие полномочий разных видов собраний, не пересекающихся друг с другом.

Вторым важнейшим принципом организации системы власти в римской публично-правовой традиции было, как видно, строгое распределение полномочий между различными установлениями и органами. Притом что ни один орган власти не мог представлять римский народ в целом — в этом были не только необходимые правовые гарантии от узурпации власти, но и требование «действовать с народом».

 

Субъектом госу­дарственной жизни и публичного права считался в римской юридичес­кой традиции носитель специального качества, образуемого сочетанием целой совокупности требований — римский гражданин (civis romanus). В том, что касалось требований и регуляции публичного права, римлянин представ­лял как специфический субъект — civis optimojure. Особенностью института римского гражданства было то, что оно с самого начала своего исторического формирования определя­лась совокупностью правовых требований и в известном смысле было создано правом, имея строго личностный характер.

К публичным правам римского гражданина относились: право обжалования решений должностных лиц в установленных народных собраниях— либо непосредственно, либо через трибунат; право собраний и ассоциаций,); право участия в собраниях государственного значения под руководством магистратов, пассивное право-обязанность исполнять функции должностно­го лица при соответствующем имущественном цензе.

К публичным по характеру обязанностям относилась военно-милицейская служба; обязанность подлежать цензу, уплата особого налога, владение и полезное использование землями покоренных народов.

Права римского гражданина могли приобретаться двояким в правовом отношении путем: 1) в силу установлений естественного права, санкционированного законами; 2) в силу непосредственных предписаний публичного права.

Римское гражданство утрачивалось (вне зависимости от физи­ческой судьбы индивида (1) вследствие уголовных наказаний особого рода и (2) политического преследования, выразившегося в особом законном осуждении лица.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4. Источники римского права | Вопрос 9. Принципы монархического строя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.