Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий разбор номеров

Общая драматургия.

Композитор использовал различные стихотворения Есенина, объединённые любовью к России, её народу и природе. Первая часть можно озаглавить как «Русь уходящая». Она состоит из 6 номеров, воспроизводящих жизнь русских крестьян до революции. Вторая часть – «Русь советская».

Каждые два номера образовывают малый цикл в контрасте, исполняются attacca. в разнообразном музыкально-поэтическом содержании цикла доминирующая лирическая тема сплетается с социально-исторической. Контрастность этих сфер подчёркнута ладовой окраской: минор в лирике и мажор в социально-исторической теме.

Наибольшая роль принадлежит хору. Оркестр имеет большое значение в создании пейзажных («Поёт зима») и пейзажно-обрядовых образов («Ночь под Ивана Купала»). Начиная с «Поэмы», Свиридов использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева.

 

1. «Край ты мой заброшенный» - картина русской природы. Отражает извечные бедствия и горести крестьянства. Колокольные звучности, диатоника.

2. «Поёт зима, аукает…» - образ злой вьюги ассоциируется с богатырским образом русского народа.

3. «В том краю, где жёлтая крапива» - песня-монолог для солиста. Образно перекликается с первым номером. Задушевная мелодия.

4. «Молотьба» - сцена уборки урожая представлена как тяжёлый, но радостный труд. Изобразительная функция оркестра.

5. «Ночь под Ивана Купала» - картина сказочной, загадочной ночи. Характер языческого праздника передан с помощью неустойчивых, зыбких гармоний с внезапными восклицаниями.

6. «Ночь под Ивана Купала» - нежные краски и прозрачная фактура.

7. «1919» - события, связанные с личной драмой композитора. Одна из самых трагических и мрачных эпизодов оратории. Мощное, сильное, драматичное звучание хора. Во втором разделе номера – тоскливый женский хор.

8. «Крестьянские ребята» - образ деревенской бедноты представлен в музыке с помощью частушечных интонаций.

9. «Я – последний поэт деревни» - скорбный монолог, лирическая исповедь поэта. Чувствуется трагизм в связи с уходом прошлой жизни.

10. «Небо – как колокол» - это утверждение веры в людей, в жизнь, в светлое будущее России.

 

 

4 курс инструменталисты

М. Равель. Характеристика творчества.

Творческий путь Равеля охватывает около 40 лет, пересекая две исторические эпохи, разделённые Первой Мировой войной. В 1890-100 гг. он создаёт превосходные импрессионистские примеры образно-звуковой картинности, откликается на эстетику неоклассицизма. В годы войны и поздний период его творчества Равель отражает тему войны, сближается с современностью, стиль вбирает некоторые элементы джаза.

Образное содержание разнопланово: углублённо-психологические образы, природа, сказочно-фантастические (циклы «Ночной Гаспар», «Сказки Матушки Гусыни»), античные мотивы, танец («Болеро», «Испанская рапсодия»), поэзия различных эпох, обращение к другим национальным культурам. Импрессионистские черты – красочность, изысканность ладогармонического языка; богатый оркестр, но не в составном значении, а в умелом использовании различных оригинальных тембров. Классические традиции – стройность, ясность мышления, тяготение к старинным жанрам.

Интерес к классике и античным сюжетам (цикл «Гробница Куперена») у композитора сочетается с ярким воплощением национальности – испанской, французской, других экзотичных народов («Еврейские мелодии», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», вокальный цикл «Шехеразада»).

Огромное влияние на оркестровые и ладогармонические принципы Равеля, как и на Дебюсси, оказали представители Могучей кучки: Римский-Корсаков, Балакирев, Бородин, Мусоргский.

 

Творчество отличается жанровым многообразием:

- симфонические произведения: «Испанская рапсодия», две сюиты «Дафнис и Хлоя», «Вальс», «Болеро», Рапсодия для скрипки с оркестром – «Цыганка», оркестровка фортепианного цикла «Картинки с выставки» Мусоргского;

- оперы «Испанский час» (комическая), «Дитя и волшебство»;

- балеты «Дафнис и Хлоя» (по замыслу Дягилева), «Сон Флорины», «Сказки Матушки Гусыни»;

- фортепианные: два фортепианных концерта (Второй – для левой руки), циклы и сюиты «Благородные и сентиментальные вальсы», «Гробница Куперена», «Сказки Матушки Гусыни», «Ночной Гаспар»; «Хабанера», «Античный менуэт», Сонатина, «Игра в лады», «В духе Шабрие», «В духе Бородина»;

- инструментальные: струнный квартет, фортепианное трио, соната для скрипки, соната для виолончели памяти Дебюсси, соната для скрипки и фортепиано;

- вокальные: цикл «Шехеразада», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», баллады, мелодии, песни.

Историческое значение творчества Равеля заключается в том, что в пору крайних левых течений кризисного периода европейского искусства, он сохранил верность традициям. Вместе с Дебюсси он является крупнейшим композитором рубежа 19-20 вв.

 

 

4 курс инструменталисты

Тема: Д.Д. Шостакович. Симфония № 5 (1937 г., d-moll).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вступление. Б. Бриттен. Характеристика творчества | Принципы драматургии и разбор частей. Является переломной в стиле композитора и открывает зрелый период его творчества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.