Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие волевой сферы человека

Волевые качества и свойства» личности

Различные формы организации и регуляции поведения.

Непроизвольное поведение.

Произвольное поведение.

 

Способы организации поведения и действий:

· Внешние предметно-практические и умственные формы реализации поведения и действий.

· Извне организованные и заданные субъекту (предписываемые другими людьми или условиями) и самостоятельно организованные субъектом (на основе потребностей, целей, планов) формы поведения.

· Произвольные преднамеренные формы организации действий и волевую организацию действий.

 

Воля – это система психических процессов сознательного выбора, регулирования и организации человеком целей своих действий, деятельности и поведения в социально значимых ситуациях, которые обеспечивают преодоление внутренних субъективных и внешних объективных препятствий на пути к достижению результатов, имеющих социальное значение.

 

Основные функции воли в поведении и деятельности человека:

· Выбор действия при конфликте целей и мотивов.

· Инициация и осуществление действий.

· Регуляция различных параметров действия в сложных обстоятельствах.

· Регуляция и организация психических и физиологических процессов и состояний в сложных ситуациях.

 

Структура волевого действия (С.Л.Рубинштейн):

· Актуализация потребности и возникновение влечения, которое не имеет своего осознаваемого предмета.

· Поиск возможных путей для удовлетворения потребности и конкретизации влечения.

· Осознание ряда возможностей удовлетворения потребности и реализации влечения, формирование мотивов.

· Борьба мотивов. Появление мотивов подкрепляющих или опровергающих такие возможности.

· Выбор и постановка конкретных целей, принятие решения о действии.

· Волевое усилие и осуществление принятого решения.

 

· Целеустремленность.

· Настойчивость.

· Выдержка.

· Решительность.

· Смелость.

Риск – характеристика деятельности при неопределенности для субъекта ее исхода и возможности неблагоприятных последствий в случае неуспеха.

Различают ситуативный и надситуативный риск.

· Организованность.

· Самостоятельность.

Младенческий возраст – формирование произвольных движений.

Ранний возраст – превращение слова в средство регуляции поведения.

Дошкольный возраст – переход к внутренней речевой регуляции поведения.

Младший школьный возраст: волевая активность усиливается и развивается преимущественно через внешнюю совместную активность с другими людьми; растет роль внутренней активности в организации волевых действий.

Старший подростковый возраст наиболее сенситивен к развитию волевых качеств: а) самостоятельных внутренних волевых усилий; б) произвольных форм самостоятельной организации поведения и деятельности.

Индивидуально-психологические свойства личности

Темперамент – совокупность психофизиологических свойств и особенностей индивида, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов, действий, деятельности и поведения человека.

 

Типы темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Производные, социально опосредствованные формы переживаний у человека – высшие чувства | И.П. Павлов. Теория темперамента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.