Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды психологического влияния

Тема 5. Виды психологического влияния в конфликте

Процесс взаимодействия в конфликте представляют собой серию взаимонаправленных, обоюдных интеракций, в ходе которых участники конфликта либо пытаются оказать одностороннее влияние на другую сторону, либо стоят свое общение таким образом, что сами оказываются открыты влиянию партнера, поддерживая с ним разговор. Результат этого взаимодействия может быть неизвестен им обоим и рождается в ходе общения и совместного поиска.

Объектом воздействия (влияния) становятся мотивы партнера, его ценности, представления о сложившейся ситуации, его эмоциональное состояние и т.д.

Психологическое влияние - воздействие на состояние, мысли.. чувства, действия партнера с помощью исключительно психологических средств. Психологичеки конструктивное влияние должно отвечать трем критериям:1) не быть разрушительны для личностей, учавствующих во взаимодействии, и их отношений; 2) быть психологически корректным; 3) удовлетворять потребности обоих сторон.

Вид влияния Определение Средства влияния
1. Убеждение Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения Предъявление адресату ясных, четко сформулированных аргументов в примлемом для него темпе и в понятных для него терминах (метод развертывания аргументации). Открытое признание как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения, дающее адресату понять, что инициатор сам видит ограничения этого решения (метод двусторонней аргументации). Получения согласия на каждом шаге доказательства (метод положительных ответов Сократа).  
2.Самопро- движение Открытое проявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов, назначении на долж­ность и др. Реальная демонстрация своих возможностей, Предъявление сертификатов, дипломов, официальных отзывов, патентов, печатных работ и др. Раскрытие своих личных целей. Формулирование своих запросов и условий.  
3. Внушение   Сознательное, неаргументированное воздейст­вие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отноше­ния к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям   Личный магнетизм. Личный авторитет. Уверенность вербального и невербального поведения. Отчетливая, размеренная речь. Использование условий и обстановки, усиливающих суггестивное воздействие (приглушенное освещение, ритмические звуки, риту­альные прикосновения и др.). Выбор наиболее внушаемых партнеров.  
4.Заражение Передача своего состояния другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться или усваиваться состояние может как непро­извольно, так и произвольно. Высокая энергетика собственного поведения. Артистизм в исполнении действия. Интригующее вовлечение партнеров в выполнение действия. Постепенное наращивание интенсивности действия. Индивидуализировнаный взгляд в глаза. Прикосновение и теле­сный контакт.
5.Пробуждение импульса к подражанию Способность вызывать стремление быть подоб­ным себе. Эта способность может как непро­извольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и под­ражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произ­вольным, так и непроизвольным Развитие у адресата положительного отноше­ния к себе.   Публичная известность. Демонстрация высоких образцов мастерства. Явление примеров доблести, милосердия, служения идее. Новаторство. Личный магнетизм. «Модное» поведение и оформление внешности. Призыв к подражанию.  
6.Формирова-ние благо-склонности Развитие у адресата положительного отноше­ния к себе.   Проявления инициатором собственной незаурядности и привлека­тельности. Высказывание благоприятных суждений об адресате. Подражание адресату. Оказание ему услуги.  
7.Просьба Обращение к адресату с призывом удовлетво­рить потребности или желания инициатора воздействия.   Ясные и вежливые формулировки. Проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям.  
8. Принуждение Требование выполнять распоряжения иници­атора, подкрепленное открытыми или подразу­меваемыми угрозами. Субъективно принужде­ние переживается: инициатором — как собст­венное давление, адресатом — как давление-на него со стороны инициатора или обстоя­тельств.   Объявление жестко определенных сроков или способов выполне­ния работы без каких-либо объяснений или обоснований. Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений. Запугивание возможными последствиями. Угроза наказанием, в наиболее грубых формах — физической рас­правой.  
9.Деструктив- ная критика Высказывание пренебрежительных или оскор­бительных суждений о личности человека и/ или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разруши­тельность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.   Принижение личности партнера по общению (например, по фор­муле: «Да что тебе объяснять, все равно ты не поймешь.»). Высмеивание того, что критикуемый не в состояниии изменить: внешности, социального и национального происхождения, скоро­сти реакций, тембра голоса и др. Высказывание справедливых критических замечаний адресату, который находится в состоянии ошеломленности и подавленности неудачей.  
10.Игнорирование Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером. Демонстративное пропускание слов партнера «мимо ушей». Не­вербальное поведенние, указывающее на то, что присутствие парт­нера не замечается. Невыполнение обещаний или опоздание с от­сутствием попыток что-либо объяснить. Молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос, упрек или любое другое высказывание партнера. Внезапная смена темы разговора.  
11.Манипуля-ция Скрытое от адресата побуждение к пережива­нию определенных состояний, изменения отно­шения к чему-либо, принятию решений и выпол­нению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» из­вне и признавал себя ответственными за них.   Нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тес­ном приближении или даже касании. Резкое ускорение или, наоборот, замедление темпа беседы. Поддразнивающие высказывания вроде: «Тебя что, так легко рас­строить (задеть, обмануть, заставить подчиниться)?» Подзадоривающие высказывания (например: «Вряд ли ты смо­жешь это сделать» или «Эта вещь слишком дорогая, чтобы ты смог ее купить»). «Невинный» обман, введение в заблуждение. Замаскированные под малозначительные и случайные высказыва­ния оговор и клевета, которые могут быть приняты за таковые яко­бы лишь по недоразумению. Преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, не­осведомленности, «глупости» для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу, передать ему ценную или даже секретную информацию, научить его делать что-либо и т. п. «Невинный» шантаж (например, «дружеские» намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом; шутливые упоминаия «старых грехов» или личных тайн адресата.  
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стиль компромисса | Конструктивный Спор по кратохвилу. Результат спора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.