Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

Вопрос № 1. Принципы и задачи санитарно-

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Лекционный материал

 

Тема 8: «ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает ком­плекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникнове­ния и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных пра­вил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.

 

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обес­печения населения в ЧС являются:

• государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом региональных особенностей;

• единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологиче­ской обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;

• дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональ­ных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;

• взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-сани­тарными службами.

 

 

Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпиде­миологической обстановкой РСЧС является организация мероприятий госсанэпидслужбы, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий ЧС. Совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений госсанэпидслужбы к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологи­ческой обстановки обусловлены возникновением реальной или потенциальной угро­зы здоровью населения.

 

Основные задачи и направления деятельности санитарно-профилактических учре­ждений и формирований по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению в ЧС, а именно:

• принятие главными государственными санитарными врачами администра­тивных территорий решений, обязательных для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами -исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиями, уч­реждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами при возникновении ЧС са­нитарно-эпидемиологического характера;

• осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении ЧС;

• осуществление контроля за проведением специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний;

• осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• обеспечение организационно-методического руководства деятельностью санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления при возникновении ЧС;

• разработку предложений по введению и отмене на территории Российской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распростра­нения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;

• образование за счет выделенных из федерального бюджета Российской Фе­дерации ассигнований ведомственного резерва финансовых и материальных ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для финансирования санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;

• обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств к ра­боте в ЧС, осуществление контроля за созданием и готовностью специализи­рованных формирований госсанэпидслужбы (гигиенические и противоэпиде­мические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды и специализиро­ванные противоэпидемические бригады) для включения их в группировку сил и средств, направляемых для ликвидации ЧС;

• обеспечение контроля за готовностью лабораторной базы учреждений госсанэпидслужбы как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения и осуществления оперативного контроля и из­мерений радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС, а также биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;

• представление доклада Правительству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке в районе ЧС;

• участие в государственной экспертизе в области защиты населения и терри­торий от ЧС.

 

Санитарно-эпидемиологический надзор за санэпидобстановкой осуществляется на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и решает следующие задачи.

 

На федеральном уровне:

• разработка и внедрение принципов единой государственной политики в об­ласти обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния вредных факторов окружающей среды;

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием потен­циально опасных объектов;

• научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиологической, радиационной и химической разведок, а также новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• разработка методических основ гигиенического обоснования размещения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения;

• изучение возможностей использования сил и средств санитарно-эпидемиоло­гической службы и разработка необходимых рекомендаций по их работе в ЧС;

• взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины ка­тастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпиде­миологической обстановке;

• использование международного опыта в предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

На территориальном уровне:

• контроль за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последствиями от­равлений аварийноопасными химическими веществами (АОХВ), реализаци­ей мероприятий по защите населения от радиоактивных и высокотоксичных веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;

• разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведения по­страдавших при возникновении радиоактивных, химических и эпидемиче­ских очагов в зоне ЧС и за ее пределами; контроль за исполнением санитар­ного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слеже­нии за уровнем содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продо­вольственном сырье и пищевых продуктах;

• разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпиде­миологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;

• проведение санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и санитарно-радиационной разведок, организация наблюдения и лабораторного контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подверг­шихся воздействию вредных веществ;

• выработка рекомендаций по режиму на объектах экономики, обеззаражива­нию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для населения вредного фактора;

• контроль за полнотой и качеством санитарно-гигиенических мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и служ­бами; за соблюдением гигиенических правил эвакуации населения и больных;

• разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-гигие­нической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилиза­ции бытовых и производственных отходов;

• внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицин­ской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиаци­онных и химических авариях, усиленного противоэпидемического режима;

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими уч­реждениями, расположенными в зоне ЧС;

• контроль за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезинфекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ве­домствами и службами;

• подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС;

• обучение населения способам защиты от химических и других вредных ве­ществ и поведению в очагах загрязнения;

• создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запа­сов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезередств и другого расходного имущества;

• проведение экстренной (общей и специальной) и антидотной профилактики.

На местном уровне:

 

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими уч­реждениями, расположенными в зоне ЧС;

• своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпидемиче­ского режима;

• целенаправленная работа санитарно-токсикологических, радиологических и микробиологических лабораторий по проведению массовых исследований по показаниям;

• обучение населения поведению в очагах химического и радиологического загрязнения;

• выдача (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведение экстрен­ной (общей и специальной) профилактики.

На объектовом уровне:

 

• изучение объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой промышленности и водоснабжения, канализационные сети и отстойники);

• слежение за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объ­екте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях складывающейся санитарно-гигиенической обстановки;

• установление необходимого количества привлекаемых сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий;

• защита персонала, материальных средств и уникального оборудования, а так­ же лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, использование средств индивидуальной защиты, в том числе и медицинских);

• перевод объекта на режим работы в условиях ЧС (управление и связь, пред­ставление донесений и обмен информацией);

• организация работы специализированных формирований объекта, их снабже­ние медицинским и специальным имуществом, материально-техническое и транспортное обеспечение.

 

Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологиче­ской службы наибольшую значимость имеют те из них, которые более всего ослож­няют санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Характерные признаки чрезвычайной эпидемической ситуации, учитывая преж­де всего их важность и направления развития эпидемического процесса, необходимо оценивать по следующим основным критериям:

• риск заноса и распространения инфекционных болезней среди пострадавшего населения;

• угроза появления значительного числа случаев инфекционных заболеваний разной этиологии за счет «фактора перемешивания»;

• возможный социальный и экономический ущерб;

• появление инфекционных болезней с такой степенью тяжести, которая ведет к тяжелым нарушениям здоровья, препятствующим своевременной эвакуа­ции больных из зоны ЧС в лечебные учреждения;

• невозможность для региональных (территориальных) органов полностью справиться с чрезвычайной эпидемической ситуацией из-за отсутствия или недостатка технического или специально подготовленного персонала, а так­ же необходимых ресурсов или оборудования (лекарственные средства, вак­цины, лабораторно-диагностические материалы, средства борьбы с насекомыми, дезинфекционные средства и др.);

• опасность передачи инфекции за пределы зоны ЧС.

По прибытии в зону ЧС специалисты санитарно-эпидемиологической службы обязаны провести тщательное эпидемиологическое расследование, чтобы оцепить эпидемическое состояние территории, сформулировать гипотезу о характере возбу­дителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.

Типы ситуаций, которые могут входить в категорию чрезвычайных, неодинако­вы в разных регионах и зависят от двух местных факторов: исходного состояния эндемичностиинфекции и наличия или отсутствия путей передачи возбудителя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий природных катастроф | В чрезвычайных ситуациях. Вопрос № 1: Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.