Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI.Антонимы, их стилистическое использование

 

Это хорошо или плохо?

Наш вопрос можно было сформулировать короче: «Это хорошо?» Ведь и в этом случае ответ может быть отрицательный. Но мы употребили антонимы – слова, противоположные по значению, и это придало формулировке б о льшую действенность. Сравните предложения: Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.Есть люди очень разные по характеру, умственным способностям, внешним данным

Нельзя не согласиться с тем, что первое больше затрагивает наше воображение благодаря употреблению антонимов.

Обращение к антонимам обусловлено характером нашего восприятия действительности: во всей ее противоречивой сложности и взаимозависимости. Поэтому все контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой: слово добрый вызывает в нашем представлении слово злой, далеко напоминает о слове близко, горевать – о слове радоваться.

Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создание контрастов. Умелое использование антонимов придает художественной речи особую остроту. Выразительность многих крылатых слов объясняется искусным употреблением в них антонимов: Дома новы, но предрассудки стары (А. Грибоедов); Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бледен. (А.Пушкин); Мне грустно потому, что весело тебе. (М.Ю. Лермонтов); То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Н.А.Некрасов); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. (С.А. Есенин).

Чаще всего антонимы встречаются в составе антитез (антитеза – это стилистическая фигура, состоящая в противопоставлении сравниваемых понятий). Например: Сам толст, его артисты тощи.(Гр.) Да здравствует солнце! Да скроется тьма!(П.)

А сколько пословиц обязано своей выразительностью этой фигуре!

Например: Сытый голодного не разумеет; Худой мир лучше доброй ссоры; Мягко стелет, да жестко спать; Ученье – свет, а неученье – тьма; Недорого начало, похвален конец; Мал телом, да велик делом; Язык длинный, мысли короткие.

Антитеза лежит в основе многих известных произведений: «Война и мир» (Л.Толстого), «Тонкий и толстый» (Чехова), «Дни и ночи», «Живые и мертвые» (Симонова), «Отцы и дети» (Тургенева) и др.

Прием антитезы любят использовать писатели при характеристике героев, описании событий, обстановки, поведения людей. В совершенстве владел этим стилистическим приемом М.Ю. Лермонтов. Вот один из блестящих примеров антитезы в его поэзии:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Обращение М.Ю. Лермонтова к антонимам отражало важные особенности его мировоззрения и слога: склонность к самоанализу, сомнения, колебания, контрастность мироощущения и стремление достичь особой выразительности, афористической отточенности речи. В черновиках М.Ю. Лермонтова отражена его работа с антонимами: внося исправления в рукописи, писатель иногда предпочитал контрастные слова нейтральным. Так. Диалог Вернера и Печорина в «Герое нашего времени» построен на ярком противопоставлении антонимов:

- Что до меня касается, то я убежден в одном, – сказал доктор.

- В чем? – спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

- В том, – отвечал он, – что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

- Я богаче вас, – сказал я: - у меня, кроме этого, есть еще убеждение, – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастье родиться.

В черновом варианте М.Ю. Лермонтова этот афоризм не имел такой остроты: там выпадал один из элементов антитезы – Печорин повторял эпитет Вернера: я в один прекрасный вечер… Исправляя текст, писатель заменяет этот эпитет его антонимом.

Другой стилистический прием, состоящий в сочетании слов с противоположным значением, носит название оксюморон (оксиморон), что в переводе с греческого значит «остроумно-глупое». Ему отдавали дань писатели в заглавиях своих произведений: «Живой труп», «Горячий снег», «Оптимистическая трагедия». В этом случае логически несовместимые слова объединяются в словосочетания, образуя необычное, новое понятие: Пышное природы увяданье; О, как мучительно тобою счастлив я! (П.) Убогая роскошь наряда. (Нек.); Сердцу изведать сладчайшую боль. (Блок); Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной (о царскосельской статуе) (А.Ахматова).

А иногда писатель хочет подчеркнуть, что его герой ничем не выделяется среди других, что в описываемом предмете нет четко выраженных признаков, ярких качеств. Помните характеристику Чичикова в «Мертвых душах» Гоголя? (В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.) В подобных случаях антонимы употребляются с отрицанием.

Стилистическое использование антонимов многообразно. К ним обращаются писатели для достижения эмоциональности речи. Кого, например, могут оставить равнодушными строчки из сказок А.С. Пушкина: Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный, братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать, так и станем величать.

Коли красная девица, будь нам милая сестрица?

На антонимах, как правило, строятся контрастные описания:

Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он

И соседям то и дело Наносил обиды смело;

Но под старость захотел отдохнуть от разных дел…

 

Нередко антонимы выступают как особое лексическое единство, обретая устойчивый характер: например, ни взад ни вперед, туда и обратно, более-менее.

Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас вдумчиво и серьезно относиться к использованию этих контрастных слов в речи. Неумелое обращение с ними порождает досадные ошибки.

К.И. Чуковский обратил внимание на трудности, возникающие при освоении антонимов маленькими детьми. Он писал: «По представлению ребенка многие слова живут парами… Узнав какое-нибудь новое слово, дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то, которое связано с ним по контрасту». При этом порой им не удается избежать смешных ошибок. Услышат: «Вчера была сырая погода», – и спросят: «А разве сегодня вареная?» или на замечание «Это вода стоячая», – отреагируют вопросом: «А где лежачая

Подобные недоразумения возникают при многозначности противопоставленных слов. Прилагательное сырой может означать» влажный», и тогда антоним к нему будет сухой, но может иметь и значение «невареный, нежареный, непеченый» (когда мы говорим о продуктах), и в этом случае противоположными ему оказываются слова вареный, жареный, печеный. Употребление в значении «недоделанный, недоработанный» слово сырой антонимируется с такими, как законченный, завершенный (ср.: рассказ ещё очень сырой – рассказ законченный; сырой материал – хорошо подготовленный материал). А определение стоячий может означать и вертикальный, тогда ему антонимичны лежачий, сидячий, висячий, но может указывать и на воду – непроточная, нетекущая, и тогда первая группа антонимов не имеет с ним никакой связи.

Однако от этих «милых ошибок» мы легко избавляемся, взрослея. Но от неправильного использования антонимов не застрахованы и «большие дети». Вот, например, строчка из письма юного натуралиста: «Вы спрашиваете, как поживает мой ёж. Он живет плохо, он умер.» А другой сообщает: «Мы собрали 60 кг макулатуры, это все равно, что срубить стройную сосну или могучую лиственницу». В этом случае для правильного выражения мысли вместо слова срубить следовало использовать его антоним – сохранить (т.е. спасти от вырубки).

Столкновение антонимов в речи, не замеченное говорящим, часто делает фразу нелогичной. Помните, как Фамусов говорит Скалазубу? – Давно полковники, а служите недавно

А вот как сталкиваются антонимы в сочинениях: «Он (Дубровский) родился в бедной, но довольно-таки зажиточной семье»; «Борис в силу своей слабости не может защитить любимую женщину»; Из сочинений мы узнаем, что «Чичиков отличался приятной внешностью, но неприятной внутренностью»; и что «Плюшкин – это живой образ представителя «мертвых душ». Рассуждение о творчестве Л.Н. Толстого подсказало одному из таких авторов «антитезу»: «Писатель не видел перед собой четкого будущего, поэтому он доводит своих героев либо до смерти, либо до семейной жизни». А пересказ романтических произведений М.Горького спровоцировал на «невольный оксюморон»: «Старуха Изергиль была молода и красива …».

А вот как антонимы «раскрасили» выступление одного школьного оратора, который на собрании дает оценку успеваемости одноклассников: «Фронтальный опрос очень хорошо показал плохие результаты. За последнее время резко повысилось количество низких оценок. Чтобы ответы худших учеников стали лучше, мы должны открыть скрытые резервы повышения успеваемости в классе. Но при наличии отсутствия знаний по предмету мы не можем выправить положение». Укажите речевые ошибки, возникшие в результате неумелого обращения с антонимами.

Не допускайте подобных ошибок при употреблении антонимов!

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V. Синонимы, их типы, стилистические функции | I. Архаизмы и историзмы, их стилистические функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.