Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В возрасте 6—16 лет

Сравнительная характеристика распространенности нарушений развития среди детской популяции

(данные по Свердловской области и РФ — 1990 г., США — 1992 г.),%

Тип нарушенного развития Дети с нарушением развития в общей популяции населения данного возраста
  Российская Федерация Свердловская область США
Задержка психического развития (ЗПР) 2,4 2,5 4,89
Умственная отсталость 2,35 2,2 1,15
Нарушения речи 2,3 2,6 2,37
Нарушения слуха 0,12 0,16 0,13
Нарушения зрения 0,03 0,07 0,05
Ортопедические нарушения 0,1 0,1 0,11
Другие нарушения 1,4 1,4 1,24
Итого 8,7 9,03 9,94

 

Примечание. В таблице использованы статистические данные о распространенности детских аномалий развития в США доктора, профессора Северо-Иллинойского университета Д.Лернер, любезно предоставленные автором в наше распоряжение, авторские данные по Свердловской области и официальные данные Минобразования РФ по Российской Федерации.

Так, в докладе Департамента образования США Конгрессу [Beirne-Smith, Patton, Ittenbach, 1994] указывается, что в развитых странах количество детей с ОВЗ составляет 10—12% от общего количества детского населения. Для нашего исследования было интересно изучить динамику изменений количества аномальных детей в последнее десятилетие в Уральском регионе и сравнить полученные данные с аналогичными показателями в Российской Федерации в целом и в других странах. Для примера мы избрали США, поскольку имели в своем распоряжении данные, предоставленные в наше распоряжение госпожой Д.Лернер.

Количество детей с ОВЗ с 1990 по 1995 гг. в Свердловской области возросло (по нашим данным) с 8,7 до 11,3%. Этот рост обусловлен в большей мере совершенствованием механизмов выявления и учета категории детей с задержкой психического развития (ЗПР) в процентном соотношении всех школьников с ОВЗ. Разумеется, нельзя говорить об абсолютном росте таких детей в Свердловской области. Причина относительного роста в другом — в совершенствовании диаг­ностики и расширении сети специальных классов для детей с задержкой психического развития и необоснованное, в ряде случаев, направление в них детей со «средним низким интеллектуальным развитием» (А.Анастази). Как показывают приведенные в таблице 14 данные, существенных региональных различий в общих показателях не существует. Можно указать только на различия обусловленные погрешностями статистики при использовании различных методов исследования.

Анализ количественного состава учащихся говорит о том, что большая часть из них распределяется по следующим категориям: дети с ЗПР — 28,7%; умственно отсталые — 25,3%; с нарушениями речи — 24,7%. На остальные категории аномальных детей в 1990 г. приходилось 21,3% всех обучающихся (С.В. Соловьева, 2006).

Сравнительный анализ данных по Свердловской области и США (см. табл. 14) говорит о единой тенденции: - повсеместно происходит увеличение количества детей с ЗПР (по американской терминологии — детей с «трудностями в обучении») в связи с совершенствованием технологии диагностирования. Технологические усовершенствования в диагностике привели к тому, что часть обследованных, относившихся ранее к категории детей с пограничной умственной отсталостью, стала квалифицироваться как дети с задержкой психического развития; Свердловская область одна из немногих территорий, где создана разветвленная сеть учреждений для оказания педагогической помощи дошкольникам с нарушениями речи; количество детей с другими нарушениями остается в последние годы более или менее стабильным.

Начало ХХI века характеризуется существенными изменением всей инфраструктуры образовательного пространства в Уральском регионе, что не в последнюю очередь связано с процессами интеграции детей с ОВЗ в общую систему образования. Рассмотрим эти изменения на примерах.

Так, в настоящее время в Свердловской области функционируют 83 дошкольных образовательных учреждения для детей с психофизическими нарушениями и отклонениями в развитии, в которых воспитывается 5889 детей. Кроме того, имеются специальные группы с коррекционной направленностью в воспитании при 271 дошкольном образовательном учреждении общего назначения.

Количество специальных (коррекционных) школ всех видов в Свердловской области в последние годы постепенно сокращается. За последние 5 лет (с 2000 по 2005 гг.) их количество уменьшилось на 4 учреждения за счет закрытия или объединения С(К)ОУ VIII вида. В настоящее время сеть специальных (коррекционных) школ включает в себя: 49 школ для умственно отсталых детей, 5 – для детей с нарушениями слуха, 3 – с нарушениями зрения, 2 – с тяжелыми нарушениями речи, 2 – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 13 – с задержкой психического развития.

Аналогичная картина отмечается нами и по Пермскому краю. По данным Н.Л. Лестовой (2006), количество специальных (коррекционных) школ в Пермском крае за последние 5 лет сократилось на две, а количество учащихся в них – на 1511 человек. В настоящее время в системе общего образования в Пермском крае обучается 3234 ученика с задержкой психического развития и 1809 учеников с умственной отсталостью.

Немаловажную роль в образовании и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья играет система профессионального образования и профессиональной подготовки детей с особыми образовательными потребностями. В зависимости от ограничений здоровья выпускники специальных (коррекционных) школ и классов имеют право для получения начального, среднего и высшего профессионального образования. Вопросы выбора того или иного уровня и маршрута профессиональной подготовки выпускником очень сильно ограничены противопоказаниями, которые накладываются заключениями бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), но могли бы нивелироваться индивидуальными программами реабилитации инвалида (ИПРИ). Однако до настоящего времени механизмы деятельности МСЭ в части разработки содержания ИПРИ до конца не отрегулированы.

Тем не менее изучение вопросов предпрофессиональной и профессиональной подготовки указывает на положительную динамику.

Региональные исследования в области трудового обучения [Коркунов, Гнатюк] позволили создать реабилитационную модель предпрофессиональной подготовки умственно отсталых школьников, которая включала следующее: широкий спектр специальностей, позволяющий осуществлять профессиональный отбор кандидатов для последующего трудового обучения; связь предпрофессиональной и последующей профессиональной подготовки учени­ков; открытие специальных групп при профтехучилищах общего типа; разработку программ трудового и профессионального обучения и др

Задания для самостоятельной работы:

1. Выделите основные предпосылки возникновения и развития учреждений для оказания социальной и педагогической помощи детям с ОВЗ в Уральском регионе.

2. Назовите признаки, определяющие начало нового этапа в становлении и развитии специального образования на Урале.

3. Дайте характеристику каждого этапа в развитии специального образования на Урале.

4. Раскройте особенности становления каждой из подсистем оказания помощи детям с различными нарушениями в развитии.

5. Перечислите наиболее значимые события каждого этапа в развитии специального образования Уральского региона.

Литература:

Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М., 1995, 400 с.

Интегрированное обучение и сопровождение детей с особыми нуждами в общеобразовательной школе / Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб., ИСПиП, 2004. 60 с.

Коркунов В.В., Зак Г.Г., Кузьмин К.В. Оказание социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (историко-региональный аспект): учебное пособие. – Екатеринбург, 2007. – 67 с.

Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: Монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.

Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой – М,: «Академия», 2000. – 400 с.

Специальная педагогика: в 3-х т.: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой – М,: «Академия», 2007.

 

ГЛАВА III

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовленных специалистов, работающих | Состояние теории, методологии и практики развития систем специального образования в Уральском регионе в конце ХХ – начале ХХI В. В
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.