![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В возрасте 6—16 лет
Сравнительная характеристика распространенности нарушений развития среди детской популяции (данные по Свердловской области и РФ — 1990 г., США — 1992 г.),%
Примечание. В таблице использованы статистические данные о распространенности детских аномалий развития в США доктора, профессора Северо-Иллинойского университета Д.Лернер, любезно предоставленные автором в наше распоряжение, авторские данные по Свердловской области и официальные данные Минобразования РФ по Российской Федерации. Так, в докладе Департамента образования США Конгрессу [Beirne-Smith, Patton, Ittenbach, 1994] указывается, что в развитых странах количество детей с ОВЗ составляет 10—12% от общего количества детского населения. Для нашего исследования было интересно изучить динамику изменений количества аномальных детей в последнее десятилетие в Уральском регионе и сравнить полученные данные с аналогичными показателями в Российской Федерации в целом и в других странах. Для примера мы избрали США, поскольку имели в своем распоряжении данные, предоставленные в наше распоряжение госпожой Д.Лернер. Количество детей с ОВЗ с 1990 по 1995 гг. в Свердловской области возросло (по нашим данным) с 8,7 до 11,3%. Этот рост обусловлен в большей мере совершенствованием механизмов выявления и учета категории детей с задержкой психического развития (ЗПР) в процентном соотношении всех школьников с ОВЗ. Разумеется, нельзя говорить об абсолютном росте таких детей в Свердловской области. Причина относительного роста в другом — в совершенствовании диагностики и расширении сети специальных классов для детей с задержкой психического развития и необоснованное, в ряде случаев, направление в них детей со «средним низким интеллектуальным развитием» (А.Анастази). Как показывают приведенные в таблице 14 данные, существенных региональных различий в общих показателях не существует. Можно указать только на различия обусловленные погрешностями статистики при использовании различных методов исследования. Анализ количественного состава учащихся говорит о том, что большая часть из них распределяется по следующим категориям: дети с ЗПР — 28,7%; умственно отсталые — 25,3%; с нарушениями речи — 24,7%. На остальные категории аномальных детей в 1990 г. приходилось 21,3% всех обучающихся (С.В. Соловьева, 2006). Сравнительный анализ данных по Свердловской области и США (см. табл. 14) говорит о единой тенденции: - повсеместно происходит увеличение количества детей с ЗПР (по американской терминологии — детей с «трудностями в обучении») в связи с совершенствованием технологии диагностирования. Технологические усовершенствования в диагностике привели к тому, что часть обследованных, относившихся ранее к категории детей с пограничной умственной отсталостью, стала квалифицироваться как дети с задержкой психического развития; Свердловская область одна из немногих территорий, где создана разветвленная сеть учреждений для оказания педагогической помощи дошкольникам с нарушениями речи; количество детей с другими нарушениями остается в последние годы более или менее стабильным. Начало ХХI века характеризуется существенными изменением всей инфраструктуры образовательного пространства в Уральском регионе, что не в последнюю очередь связано с процессами интеграции детей с ОВЗ в общую систему образования. Рассмотрим эти изменения на примерах. Так, в настоящее время в Свердловской области функционируют 83 дошкольных образовательных учреждения для детей с психофизическими нарушениями и отклонениями в развитии, в которых воспитывается 5889 детей. Кроме того, имеются специальные группы с коррекционной направленностью в воспитании при 271 дошкольном образовательном учреждении общего назначения. Количество специальных (коррекционных) школ всех видов в Свердловской области в последние годы постепенно сокращается. За последние 5 лет (с 2000 по 2005 гг.) их количество уменьшилось на 4 учреждения за счет закрытия или объединения С(К)ОУ VIII вида. В настоящее время сеть специальных (коррекционных) школ включает в себя: 49 школ для умственно отсталых детей, 5 – для детей с нарушениями слуха, 3 – с нарушениями зрения, 2 – с тяжелыми нарушениями речи, 2 – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 13 – с задержкой психического развития. Аналогичная картина отмечается нами и по Пермскому краю. По данным Н.Л. Лестовой (2006), количество специальных (коррекционных) школ в Пермском крае за последние 5 лет сократилось на две, а количество учащихся в них – на 1511 человек. В настоящее время в системе общего образования в Пермском крае обучается 3234 ученика с задержкой психического развития и 1809 учеников с умственной отсталостью. Немаловажную роль в образовании и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья играет система профессионального образования и профессиональной подготовки детей с особыми образовательными потребностями. В зависимости от ограничений здоровья выпускники специальных (коррекционных) школ и классов имеют право для получения начального, среднего и высшего профессионального образования. Вопросы выбора того или иного уровня и маршрута профессиональной подготовки выпускником очень сильно ограничены противопоказаниями, которые накладываются заключениями бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), но могли бы нивелироваться индивидуальными программами реабилитации инвалида (ИПРИ). Однако до настоящего времени механизмы деятельности МСЭ в части разработки содержания ИПРИ до конца не отрегулированы. Тем не менее изучение вопросов предпрофессиональной и профессиональной подготовки указывает на положительную динамику. Региональные исследования в области трудового обучения [Коркунов, Гнатюк] позволили создать реабилитационную модель предпрофессиональной подготовки умственно отсталых школьников, которая включала следующее: широкий спектр специальностей, позволяющий осуществлять профессиональный отбор кандидатов для последующего трудового обучения; связь предпрофессиональной и последующей профессиональной подготовки учеников; открытие специальных групп при профтехучилищах общего типа; разработку программ трудового и профессионального обучения и др Задания для самостоятельной работы: 1. Выделите основные предпосылки возникновения и развития учреждений для оказания социальной и педагогической помощи детям с ОВЗ в Уральском регионе. 2. Назовите признаки, определяющие начало нового этапа в становлении и развитии специального образования на Урале. 3. Дайте характеристику каждого этапа в развитии специального образования на Урале. 4. Раскройте особенности становления каждой из подсистем оказания помощи детям с различными нарушениями в развитии. 5. Перечислите наиболее значимые события каждого этапа в развитии специального образования Уральского региона. Литература: Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М., 1995, 400 с. Интегрированное обучение и сопровождение детей с особыми нуждами в общеобразовательной школе / Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб., ИСПиП, 2004. 60 с. Коркунов В.В., Зак Г.Г., Кузьмин К.В. Оказание социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (историко-региональный аспект): учебное пособие. – Екатеринбург, 2007. – 67 с. Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: Монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой – М,: «Академия», 2000. – 400 с. Специальная педагогика: в 3-х т.: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой – М,: «Академия», 2007.
ГЛАВА III
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |