КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформирование региональных моделей специального образования: цели, задачи и принципы
При обсуждении методологических и теоретических вопросов, лежащих в основе любой образовательной модели, мы отмечали, что каждая из рассмотренных выше концепций развития ребенка способна влиять на процесс моделирования, внося в него те или иные поправки, которые представляются нам существенными в связи с нашими концептуальными позициями. Основой моделирования развития ребенка с особыми образовательными потребностями служат для нас моделеобразующие параметры: методологические и теоретические основания; диагностическая оценка, условия, источники, форма, движущая сила. Как показал анализ ряда существующих в практике моделей образования (обучения), в каждой из них перечисленные выше параметры имеют огромное значение. В моделировании развивающейся системы достаточно важную роль играет общая характеристика региона, для которого разрабатывается конкретная модель. Так, общая характеристика Уральского региона оценивается нами как социально стабильная, устойчивая. Это означает, что он характеризуется отсутствием миграционных потоков, компактностью проживания городского и сельского населения, традиционной сохранностью прочных семейных связей и отношений, сравнительно невысоким уровнем безработицы, высоким средним уровнем образования, культуры, бытовых услуг, заработной платы, условий проживания населения, наличия мест в образовательных учреждениях, медицинских услуг и т.д. Система образования региона характеризуется развитой инфраструктурой учреждений образования (дошкольного, школьного и профессионального), относительно высокими показателями обеспеченности учреждений образования подготовленными кадрами, эффективной системой управления образовательными учреждениями и др. Из приведенной общей характеристики региона можно сделать вывод о том, что не существует объективных причин для расширения сети специальных школ-интернатов. Однако такой вывод актуален в нашей концепции для постановки стратегических задач, тактические же соображения вынуждают сохранять интернатные учреждения на неопределенно долгое время и использовать с пользой для всей системы заключенный в них потенциал. На это указывает социальный анализ обстановки в конкретных территориях региона. Для разработки региональной модели развития специального образования важны принципиальные положения юридически-правовых документов. Это прежде всего равенство прав человека независимо от его возможностей и способностей, которое закреплено в международных актах и Конституции РФ; «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности», «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников», закрепленные в принципах государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», 1996). Основанием для разработки региональной модели специального образования является статья Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которой субъектам РФ дано право осуществлять регулирование отношений в области образовательной политики в рамках принятого закона. Таким образом, предлагаемая нами модель может рассматриваться как документ, не противоречащий закону, но существенно дополняющий и детализирующий некоторые его положения. При постановке целей и задач обновляющейся системы специального образования мы исходили из того, что в существующем ее варианте для каждого типа учреждения провозглашались свои цели и задачи (которые, кстати, подвергаются обоснованной критике). Для нас важно не дробление целей на подсистемные (параллельные) цели, а их объединение применительно к системе специального образования в целом. Что касается формулирования задач, то они могут быть различными в зависимости от направленности подсистемы на обслуживание тех или иные нарушений или отклонений детского развития. На постановку цели развития системы специального образования влияет основное противоречие, возникшее в конце второго тысячелетия — это построение дифференцированной сети специального образования, охватывающей большую часть нуждающихся в ее услугах детей, и невозможность данной системы удовлетворить в полной мере особые потребности детей в развитии и запросы той части общества, которая заинтересована в решении детских проблем. Именно это противоречие позволяет нам сформулировать цель реформирования системы — не разрушая, но трансформируя существующую систему специальных учреждений, придавая ей дополнительные функции, создавать параллельные структурные подразделения с адекватными для каждого ребенка условиями коррекционно-развивающего обучения и полного удовлетворения других его потребностей в развитии, не нанося ущерба личности. Системное структурное построение специального образования должно обеспечивать высокий уровень доступности к получению адекватного образовательного ценза, подбор для каждого ребенка наименее ограничивающих условий развития, использование всех форм и видов помощи и поддержки для удовлетворения его особых потребностей. В предыдущих главах мы неоднократно останавливались на характеристиках существующей российской системы специального образования, отмечая ее достоинства и недостатки. И хотя наш вывод однозначно не в ее пользу, тем не менее в современных социально-экономических условиях она однозначно успешно выполняет свою образовательную функцию. Её трансформация необходима для более полного удовлетворения особых нужд и потребностей детей с ОВЗ в системе образования. Построение новой модели специального образования должно строиться на новых основополагающих принципах, среди которых наиболее значимы следующие: · гуманизация всей образовательной системы и постепенное слияние общего и специального образования в той ее части, которая обеспечивает единство целей в отношении ребенка как индивидуальности; · индивидуализация обучения как универсального механизма, обеспечивающего позитивный личностный характер развития каждого ребенка; · интеграция усилий государства и общества в организации педагогической помощи, которая базируется на идее ответственной зависимости федеральных, региональных и муниципальных органов власти в создании условий для реализации прав и потребностей детей с ОВЗ под контролем и с участием родительско-педагогической общественности; · следование международно признанным юридически-правовым документам, Конституции и законам Российской Федерации о правах ребенка; · законодательное регулирование механизма осуществления прав детей с ОВЗ, их охрана, защита и совершенствование; · доступность образования каждому ребенку с ОВЗ независимо от тяжести, глубины и разнообразия индивидуальных дефектов, создание адекватных дефекту ребенка условий обучения, психолого-педагогического сопровождения, коррекции и социальной поддержки.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |