КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы экономического обоснования обеспечения особых потребностей детей
Написание данной главы изначально не планировалось. Однако личный опыт автора и знакомство с научной литературой показывает, что вопросы экономического характера и финансового обеспечения системы специального образования никем серьезно не рассматривались. Вместе с тем, встречаясь в аудиториях со специалистами, студентами и аспирантами нередко приходится отвечать именно на такого рода вопросы. Интерес к данной проблематике связан как с зарплатой специалистов, так и с более серьезными проблемами – финансирования процесса обеспечения особых потребностей детей в системе общего и специального образования. Накопившийся за годы работы эмпирический и исследовательский материал показывал, что экономические вопросы нередко играли определяющую роль в решении целого ряда проблем практического и экспериментально-исследовательского характера. Зачастую для обоснования тех или иных проектов, автору приходилось прибегать к помощи экономистов для проведения тех или иных расчетов. Анализ полученных нами экономических показателей обеспечения потребностей детей в сфере общего и специального образования по г. Екатеринбургу за 1995—1996 гг. не выявил между ними существенных различий. На самом деле: если принять за 100% бюджетное финансирование одного воспитанника обычного интерната (а сравнение возможно только на уровне вполне соотносимых категорий), то финансовое обеспечение ребенка в интернате для детей с недостатками умственного развития окажется на уровне 101%, а в интернате для детей с физическими недостатками — 62 %. Даже неспециалисту понятно, что в специальных школах расходов на одного ребенка должно быть больше, так как здесь низкая наполняемость классов, выше заработная плата педагогических работников, требуются затраты на коррекционную работу, бесплатное медицинское обслуживание и др. Наиболее точное представление о финансировании образовательных потребностей детей дает заработная плата сотрудников, обслуживающих эти потребности. Она составляет: в обычном интернате 34% всех средств, в интернатах для детей с недостатками умственного развития — 30%, в интернатах для детей с недостатками физического развития — 33% (в расчете на одного воспитанника). Получается, что экономической точки зрения наши представления о специальной работе в коррекционных школах не более чем мираж. Ведь цифры — упрямая вещь. Выходит, что на удовлетворение духовных запросов средств выделяется в два раза меньше, чем на удовлетворение физиологических, да и, вместе с тем, создается впечатление, что нормальные интернатные дети тоже нуждаются в некой коррекции? Эти иллюзии возникают не в последнюю очередь в связи с неправильной исходной позицией при планировании, в которой главное - не ребенок с его проблемами, а количество часов в учебном плане. Международная практика специального образования знает несколько вариантов расчетов средств, выделяемых на ребенка с особыми потребностями. Страны с высоким уровнем развития экономики и культуры берут за основу оптимальное количество специалистов на одного ребенка с аномалией. Так, в Японии это соотношение 1:3, т. е. на одного ребенка приходится 3 специалиста, в США — 1,9, в Корее — 2, в России — 0,2. Наиболее распространенной методикой расчетов, характерной для большинства европейских стран, является методика, учитывающая необходимость оказания помощи ребенку. Для североевропейских государств оказалась приемлемой так называемая система «гандикап». Каждому типу детей, отнесенных к «гандикап», присваивается коэффициент, кратный нормальному развитию с коэффициентом 1. Например, «гандикап № 5» означает, что на данного ребенка выделяется в 5 раз больше средств, чем на нормального (имеется в виду выделение средств на педагогическую работу). Если в первом случае мы видим демонстрацию высокого социокультурного уровня общества и озабоченность проблемами детства, то в другом — рационализм в использовании общенародных средств за счет целевого их расходования в соответствии с потребностями того или иного ребенка. Вводимые в регионах в настоящее время минимальные социальные стандарты направлены на создание условий для реализации ребенком права на образование. При этом ребенок, обучающийся в интернатном учреждении, обеспечивается более высоким стандартом. Однако этого совершенно недостаточно. Налицо возврат к социалистической «уравниловке». В то время как все расчеты должны вестись с учетом особых нужд и потребностей детей с теми или иными недостатками в развитии. При этом чем сложнее характер имеющихся у детей особенностей и нарушений, тем большего вложения средств они требуют для их устранения и удовлетворения потребностей в развитии. Обозначенный подход отвечает также общепризнанным тенденциям в реализации принципа индивидуализации при оказании помощи в получении адекватного образования детьми с особыми потребностями и аномальными индивидами. Наряду с этим предлагаемый подход позволяет устранить вопиющее противоречие в оценке труда педагогов и специалистов, работающих в разных условиях, однако получающих одинаковую зарплату. Думаем, что этот подход не окажется идеальным, так как существуют различия в уровне квалификации работников, которые сложно отразить в расчетах. Однако он имеет свои преимущества, и в нем, в конце концов, реализуется в определенной мере принцип справедливого распределения средств на цели образования. Финансирование других расходных статей направлено на создание условий обучения. Среди них такие, которые обеспечиваются законодательно: бесплатное предоставление медицинских услуг, приобретение корректирующей аппаратуры слуха и зрения, протезирование, полноценное питание, освобождение от платы за содержание в школе-интернате и др. В совокупности финансирование этих статей может обеспечить создание необходимых условий, но для этого в существующее законодательство следует внести соответствующие поправки, а именно — рассчитать затраты на одного ребенка. Такой расчет необходим в связи с тем, что аномальный ребенок может обучаться как в обычной школе, так и в интернате на полном государственном обеспечении. Распространяемые же на него льготы должны быть адекватными в любом случае.
Вопросы и задания: 1. Что такое финансовое обеспечение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ? 2. С какой целью, на Ваш взгляд, введена 20-ти процентная надбавка педагогическим работникам в системе специального образования?
Приложение 1
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе» предназначен для подготовки студентов по направлению 050000 – «Педагогические специальности» по специальностям: 050712 – Тифлопедагогика; 050713 - Сурдопедагогика; 050714 -Олигофренопедагогика; 050715 -Логопедия; 050716 – Специальная психология; 050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология. Программа курса определяется как составная часть регионального (вузовского) компонента государственного образовательного стандарта. «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Уральском регионе» является интегрированным курсом, позволяющим ознакомить студентов с особенностями развития системы специального образования в регионе. В рамках данной дисциплины решаются следующие задачи: · углубить представления о методологических и научно-теоретических основах развития ребенка в различных условиях обучения и воспитания; · раскрыть закономерности формирования и развития образовательных систем и влияние региональных особенностей на эти процессы; · показать эволюционный характер становления и развития региональных систем специального образования, выделить в этом историческом процессе тенденции общего и регионального значения и на данной основе сформировать у будущих специалистов правильное представление о практике оказания педагогической помощи детям с ОВЗ в конкретных региональных условиях. При определении содержания курса приходится учитывать предшествующий опыт изучения студентами блока психолого-педагогических и медико-биологических дисциплин, в котором они освоили основные понятия и категории. В силу этого нет необходимости возвращаться к проблемам, которые рассматривались в анатомо-физиологических и клинических основах специальной педагогики или в дисциплинах общего и специального психолого-педагогического цикла. В данном случае используется тот уровень усвоения знаний, умений и навыков, который может быть достаточным для решения технологических проблем, связанных с процессами изучения, обучения, воспитания детей с недостатками умственного и физического развития, коррекции и компенсации указанных недостатков. В курсе предусмотрены теоретические и практические занятия, цель которых - научить студентов применять теоретические знания в области педагогической практики; проводить проблемное обсуждение концепций, теорий и технологий для формирования индивидуального профессионального мышления. Программа содержит примерную тематику лекционных и практических занятий, задания для самостоятельной работы и список литературы, отражающий содержание данного курса. Курс “Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе” закрепляется также в научно – исследовательской деятельности студентов в форме курсовых работ. Текущей формой контроля являются контрольные работы, задания к которым даны в программе. Общий объем часов по курсу - 32; из них 16 часов – аудиторных, в том числе: 12 часов – лекционных, 4 часа – практических, 16 часов – самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Итоговая форма отчётности - зачет.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |