Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые приоритеты и черты внешней политики России

Личная дипломатия

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ (2000-2003 гг.)

В начале 2000 г. вопрос «кто есть Путин?» часто ставил в ту­пик международную политическую элиту. Западные и российские СМИ не раз и не два напоминали о его «кагэбэшном прошлом». Зарубежная пресса рисовала его как сурового, подозрительного и скрытного человека, нацеленного на возрождение опасного россий­ского национализма. Однако новый российский руководитель, не комплексуя по поводу своего прошлого, начал активно распростра­нять «личную дипломатию» на сферу международных отношений, гораздо успешнее, чем его предшественник, устанавливая близкие, даже дружеские отношения с лидерами основных мировых держав. В лице В. В. Путина западные лидеры увидели современного, праг­матичного, предсказуемого российского политика, лишнего не обе­щающего, не угрожающего военным потенциалом, но и не скромни­чающего, когда речь идет о национальных интересах России. Его имидж руководителя нового типа вполне соответствовал новому стилю международной политики, ставшему на рубеже тысячеле­тий более динамичным и прагматичным, когда на смену поколению романтиков (Ельцин, Клинтон, Коль и пр.), пришли прагматики (Шредер, Блэр), которые на веру ничего не принимали и строили свои отношения на трезвом расчете.

Британский премьер-министр Т. Блэр был первым западным ли­дером, который приехал в Россию для встречи с В. В. Путиным в период, когда тому еще только предстояло утвердиться на высшем государственном посту. Блэр первым пробил брешь в бастионах со­мнений Запада относительно Путина. Эффектные дебюты на сам­митах «Большой семерки» и Евросоюза укрепили международный престиж нового главы государства.

Однако ставка на одни только локальные прорывы (налажи­вание личных контактов с Т. Блэром, Г. Шредером и позднее — с Ж. Шираком и Дж. Бушем младшим), в новой международной си­туации была явно недостаточной.

После того как Запад начал убеждаться, что в дипломатии и на внешнеполитической арене В.В.Путин абсолютно предсказуем и позитивен, российскому президенту предстояло укрепить позиции России на международной арене успехами реформ и экономики.


90-е_годы XX в. закончились для России и Запада взаимным разочарованием, сентенциями о нереализованных возможностях и д5жё шумными скандалами. Впервые за десятилетие мир начал говорить о стагнации и даже отголосках «холодной войны». Рас­четы, связанные с формированием равноправных партнерских от­ношений России с Западом, как это предполагалось в «Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации» от 23 апреля 1993 г. не оправдались. Усиливалась тенденция к со­зданию однополярной структуры мира при экономическом и сило­вом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делалась на западные инсти­туты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Сове­та Безопасности ООН. Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI в., потребовала переосмысления приоритетов рос­сийской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспе­чения.

10 января 2000 г. указом президента была утверждена новая концепция внешней политики Российской Федерации. Среди заяв­ленных в ней приоритетов были: ставка на формирование многопо­лярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов; решительное противодействие попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах; оптимальное сочетание уси­лий по всем направлениям внешней политики, соблюдение разумно­го баланса между ее целями и возможностями для их достижения, решение внешнеполитических задач соразмерно их реальному зна­чению для национальных интересов России; содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыс­лимо без широкого включения России в систему мировых хозяй­ственных связей и др.

Главная отличительная черта российской вдешней политики в начале XXI в. — многовекторность и большая сбалансированность. Утратив фактически статус великой державы и в силу экономиче­ской слабости не имея возможности осуществлять наступательную стратегию, Россия все чаще и не без успеха стала HrpaTbjx)jn>_nc>_ средника при разрешении сложных международных и региональ­ных проблем, например на Ближнем Востоке, в ситуации с Ира­ком, Афганистаном, Югославией и в других случаях. Новый фак-


тор российской политики — защита интересов российского бизнеса, содействие осуществлению экономических реформ.

Внешняя политика начала приносить экономические результа­ты. Вот итоги только 2002 г.: правительство сняло ограничения на экспорт нефти и договорилось о ее поставках в США, Россию исключили из «черного списка» FATF, а ЕС и США признали рос­сийскую экономику рыночной. Еще одна черта — внешнеполитиче­ская деятельность перестала быть монополией президента и под­контрольных ему МИДа и Совета Безопасности. Осваивается опыт молодой российской парламентской демократии. Совет Федерации и Государственная Дума в рамках своих конституционных полно­мочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнепо­литического курса Российской Федерации и выполнению ее меж­дународных обязательств. При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с субъектами фе­дерации и неправительственными организациями России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нерешенные вопросы | Россия и США
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.